Формирование каллиграфических умений во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Каллиграфия-это искусттво писать четким, красивым почерком.Заглядывая в тетради ученикам, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок,почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе-эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

Содержание

Глава 1.Становление формирования каллиграфических умений в начальной школе
1.1. История методов обучения письму................................
1.2. Требование к письму в современной школе....................
1.3. Недостатки письма у младших школьнико и их преодоления.....
Выводы по первой главе............

Глава 2.Методика обучения каллиграфии во втором классе
2.1 Анализ содержания программных и учебных пособий по калли-графии во втором классе.....................................................................
2.2.Система упражнений по формированию каллиграфических умений......................................................................................
Выводы по второй главе.......................................................
Заключение...............................

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

    а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

    б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

     в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечер 
кивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;

    г) углы тетради загнуты и затерты;

    д) не соблюдается единый орфографический режим.

     В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму -это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма [13; 16].

     В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические  недостатки:

  1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к 
    непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто со 
    провождается искривлением элементов.
  2. Недостатки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных - 
    неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных - неодинаковая 
    ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные 
    или уменьшенные элементы букв).
  3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих за 
    кругления, изогнутые линии. К числу этих недостатков относятся искажения.
  4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат 
    линейность при письме.
  5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком 
    мелко).
  6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
  7. Имеет место «заборность», угловатость письма.
  8. Не соблюдается связность букв при письме.
  9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

     В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических недостатков.

     Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное  написание элементов букв заключается  не в шариковой ручке и недостаточной  разлиновке тетради, а в том, что  у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке.

     Многие  методисты, в том числе и В.Ф. Одегова, считают, что во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, детей шести лет следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм в 1 классе. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут радом такие же по размеру 2-3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе.

     Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические недостатки. Разрешить возможные  трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать  тот или иной процесс.

     В методике существуют упражнения, которые  направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия и т.д. Например, зрительный диктант. Предложения записаны на доске, учитель открывает по одному предложению на несколько секунд, потом закрывает, а дети по памяти записывают.

     Совокупность  различных видов упражнений поможет  учителю развить психические  процессы. А это в свою очередь  и станет «фундаментом» каллиграфического письма.

     Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать - красоту  творить». А как научить этому  ребенка? Этот вопрос волнует многих учителей начальной школы, так как красивое письмо — это еще и грамотное письмо, поэтому в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки.

 

 

       Глава 2 Методы изучения каллиграфии  во втором классе

     2.1. Анализ содержания програмнных  и учебных пособий по каллиграфии  во втором классе.

     «Основная задача обучения каллиграфии – формирование навыков красивого и быстрого письма. На уроках важно развивать мелкие мышцы руки и добиваться его свободного движения (предплечья, кисти, пальцев), отработки правильного начертания букв, рациональных соединений, достигать ритмичности и плавности письма.

     На  совершенствование навыков каллиграфии  письма следует отводить специальное  время на уроках русского языка. Рекомендуется  прописывание учителем букв, слогов и  слов в тетрадях учащихся. Содержание упражнений по каллиграфии необходимо связывать по мере возможности с  изучаемым на уроке грамматическим материалом».

     Увеличивается объем и сложность письменных упражнении. Приходится наряду с чисто  графическими решать и другие задачи (орфографические, грамматические, логические и т. д.), а это требует распределения внимания, которым многие второклассники еще не обладают. В итоге, как правило, большее число недочетов появляется в воспроизведении форм букв, их соединениях.

     Отсюда и "основная задача минуток чистописания — формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма".()

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Система упражнений по формированию  каллиграфических умений

 

     По-прежнему ведется работа над совершенствованием всех других качеств письма и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв, расстояния между элементами букв и буквами, между словами на строке, нарушение параллельности штрихов, соразмерности пропорций, соразмерности заглавных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажение форм букв или их отдельных элементов...

     Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка.

     С этой целью, особенно в начале года, нередко возникает необходимость пропедевтического написания ряда букв, слогов и слов учителем в тетрадях учеников.

     Прописываются те буквы, в написании которых допускаются искажения. Буквы К, Г ,Т, Р, Г, В, Ф, Е, Ж наиболее часто употребляются в письменных упражнениях, вызывают некоторые затруднения.

     Желательно использовать настенную таблицу с алфавитом, выполненную рукописным шрифтом, которая должна висеть на видном месте в классе. Это позволит и ученику, и учителю в любое время обратиться к ней и проверить по ней начертание букв.

     Порядок изучения написания букв во время минуток чистописания на уроках обуславливается генетическим принципом:

- и, й, ш, И, Й, Ш;

- п, т, р, г;

- л, м. Л, М;

- я, Я, А;

- у,ц,щ,и,Ц,И,Ш,Щ;

- ч,Ч,У;

- с, С, с, Е. Ё, с;

- о,0;

- а, д, б, в;

- ь, ъ, ч, ы;

- н, ю, Н, Ю;

- к, К;

- В, 3, з;

- э, Э, X. Ж, х, ж;

- Ф,У;

- Г,Б,Д,Р;

- П, Т.

Границы между  выделенными группами подвижны, так  как один и тот же буквенный  знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква «__» строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с  закруглением с одной стороны  и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3 группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии  с закруглением с двух сторон и  в седьмую – по прямой.

Последовательность  отработки начертания букв определяется частотность повторения в них  каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной  стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных  знаков этой группы отрабатывается в  первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и  малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 
16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 
11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Информация о работе Формирование каллиграфических умений во втором классе