Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа
Каллиграфия-это искусттво писать четким, красивым почерком.Заглядывая в тетради ученикам, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок,почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе-эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.
Глава 1.Становление формирования каллиграфических умений в начальной школе
1.1. История методов обучения письму................................
1.2. Требование к письму в современной школе....................
1.3. Недостатки письма у младших школьнико и их преодоления.....
Выводы по первой главе............
Глава 2.Методика обучения каллиграфии во втором классе
2.1 Анализ содержания программных и учебных пособий по калли-графии во втором классе.....................................................................
2.2.Система упражнений по формированию каллиграфических умений......................................................................................
Выводы по второй главе.......................................................
Заключение...............................
а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;
б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;
в) ошибки
исправляются учеником или после многократного
перечер
кивания буквы, или путем прописывания
по ошибочно написанной букве;
г) углы тетради загнуты и затерты;
д) не соблюдается единый орфографический режим.
В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму -это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма [13; 16].
В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические недостатки:
В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических недостатков.
Так,
доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное
написание элементов букв заключается
не в шариковой ручке и
Многие методисты, в том числе и В.Ф. Одегова, считают, что во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, детей шести лет следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм в 1 классе. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут радом такие же по размеру 2-3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе.
Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические недостатки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.
В методике существуют упражнения, которые направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия и т.д. Например, зрительный диктант. Предложения записаны на доске, учитель открывает по одному предложению на несколько секунд, потом закрывает, а дети по памяти записывают.
Совокупность
различных видов упражнений поможет
учителю развить психические
процессы. А это в свою очередь
и станет «фундаментом»
Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать - красоту творить». А как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует многих учителей начальной школы, так как красивое письмо — это еще и грамотное письмо, поэтому в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки.
Глава 2 Методы изучения каллиграфии во втором классе
2.1.
Анализ содержания програмнных
и учебных пособий по
«Основная задача обучения каллиграфии – формирование навыков красивого и быстрого письма. На уроках важно развивать мелкие мышцы руки и добиваться его свободного движения (предплечья, кисти, пальцев), отработки правильного начертания букв, рациональных соединений, достигать ритмичности и плавности письма.
На
совершенствование навыков
Увеличивается объем и сложность письменных упражнении. Приходится наряду с чисто графическими решать и другие задачи (орфографические, грамматические, логические и т. д.), а это требует распределения внимания, которым многие второклассники еще не обладают. В итоге, как правило, большее число недочетов появляется в воспроизведении форм букв, их соединениях.
Отсюда и "основная задача минуток чистописания — формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма".()
2.2
Система упражнений по
По-прежнему ведется работа над совершенствованием всех других качеств письма и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв, расстояния между элементами букв и буквами, между словами на строке, нарушение параллельности штрихов, соразмерности пропорций, соразмерности заглавных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажение форм букв или их отдельных элементов...
Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка.
С этой целью, особенно в начале года, нередко возникает необходимость пропедевтического написания ряда букв, слогов и слов учителем в тетрадях учеников.
Прописываются те буквы, в написании которых допускаются искажения. Буквы К, Г ,Т, Р, Г, В, Ф, Е, Ж наиболее часто употребляются в письменных упражнениях, вызывают некоторые затруднения.
Желательно использовать настенную таблицу с алфавитом, выполненную рукописным шрифтом, которая должна висеть на видном месте в классе. Это позволит и ученику, и учителю в любое время обратиться к ней и проверить по ней начертание букв.
Порядок изучения написания букв во время минуток чистописания на уроках обуславливается генетическим принципом:
- и, й, ш, И, Й, Ш;
- п, т, р, г;
- л, м. Л, М;
- я, Я, А;
- у,ц,щ,и,Ц,И,Ш,Щ;
- ч,Ч,У;
- с, С, с, Е. Ё, с;
- о,0;
- а, д, б, в;
- ь, ъ, ч, ы;
- н, ю, Н, Ю;
- к, К;
- В, 3, з;
- э, Э, X. Ж, х, ж;
- Ф,У;
- Г,Б,Д,Р;
- П, Т.
Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква «__» строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с закруглением с одной стороны и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3 группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с закруглением с двух сторон и в седьмую – по прямой.
Последовательность
отработки начертания букв определяется
частотность повторения в них
каждого из 8 элементов. Так, если элемент:
линия с закруглением с одной
стороны – входит в состав 14 строчных
и 15 заглавных букв, то начертание буквенных
знаков этой группы отрабатывается в
первую очередь. Второй по порядку является
группа, состоящая из 27 больших и
малых букв, объединенных на основе
плавной линии как общего элемента.
Причем лишь
16 букв из этого количества являются новыми
в сравнении с первой группой, а
11 букв повторяются. При изучении 3 группы
появляются еще 10 новых букв в сравнении
с первыми двумя группами Т.О., только первые
3 группы включают в себя 54 буквенных знака
(больших и малых) – почти весь алфавит.
Остальные 9 букв изучаются в следующих
5 группах.
Информация о работе Формирование каллиграфических умений во втором классе