Может
пропустить всё и просто написать:
В целом основные
функции образования можно условно поделить
на
- социально-культурные,
направленные на развитие духовной жизни
общества, где высшей школе принадлежит
решающая роль, ибо она не только непосредственно
влияет на формирование личности, но и
закладывает чувство социальной ответственности,
позволяет сохранить, развить, транслировать
духовное наследие.
- социально-экономические,
связанные с формированием и развитием
интеллектуального, научно-технического
и кадрового потенциала общества, с социальной
стратификацией;
- социально-политические,
реализация которых позволяет обеспечить
безопасность общества в самом широком
ее понимании, социальный контроль, социальную
мобильность, устойчивое развитие общества,
его интернационализацию и включенность
в общецивилизационные процессы;
При этом необходимо
отметить, что взаимодействие и переплетение
вышеназванных функций достаточно высоко.
и мне кажется,
что их раскрывать не уместно!!! То есть
с 2.1 и 2.2 не надо, ну я раскрыла на всякий
случай!
2.1
Социально-культурные
функции института
образования
- Гуманистическая
(человекообразующая) функция проявляется
в единстве противоположных, но органически
связанных процессов: социализации
и индивидуализации личности. В процессе
социализации человек усваивает общественные
отношения, превращает их во внутреннюю
сущность собственной личности, на собственные
социальные качества. Тем не менее, это
происходит индивидуально для каждого
человека. Поэтому образование — это особенный
социальный институт, который обеспечивает
социализацию и в то же время приобретение
личностью индивидуальных качеств.
Связь
образования со всеми сферами
общественной жизни реализуется
непосредственно через личность,
включенную в экономические, политические,
духовные, иные социальные связи. Образование
является единственной специализированной
подсистемой общества, целевая функция
которой совпадает с целью общества.
Если
различные сферы и отрасли
хозяйства производят определенную
материальную и духовную продукцию, а
также услуги для человека, то система
образования «производит» самого человека,
воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие.
Гуманизация
- объективная потребность общественного
развития, основной вектор которого - направленность
на человека. Глобальный технократизм
как метод мышления и принцип деятельности
индустриального общества дегуманизирует
социальные отношения, в таком обществе
человек превращается в рабочую машинку,
а в старости уже не нужен.
К сожалению,
в настоящее время ситуация в
этом плане не улучшилась, приходится
говорить о нарастании дегуманизации
общества как реальном процессе, где
утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию,
следует сказать о том, что с наибольшей
полнотой гуманистическая функция призвана
реализовываться в системе дошкольного
воспитания и в общеобразовательной школе,
причем в наибольшей степени - в младших
классах. Именно здесь закладываются основы
интеллектуального, нравственного, физического
потенциала личности. Как показывают последние
исследования психологов и генетиков,
интеллект человека на 90% сформирован
уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти
звенья в самой системе образования рассматриваются
как не основные, а на первый план (по значимости,
финансированию и т. д.) выходят профессиональное,
среднее и высшее образование.
- Социальный
контроль. Образование в конечном итоге
определяет позицию человека в обществе,
его возможности, цели, достигаемые в обществе
и способы вознаграждения за труды, сам
труд, мировоззрение и т.д.
- Трансляция
и распространение культуры в обществе.
Она заключается в том, что посредством
института образования происходит передача
от поколения к поколению ценностей культуры,
понимаемых в самом широком смысле слова
(научные знания, достижения в области
искусства, моральные ценности и нормы,
правила поведения, опыт и навыки, присущие
различным профессиям и т.п.). На протяжении
всей истории человечества образование
являлось главным источником знаний, инструментом
просвещения общества. Также не следует
забывать о том, что культура каждого народа
имеет свои национально-этнические особенности,
а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании
и сохранении национальной культуры, ее
неповторимых и уникальных черт, приобщаясь
к которым, индивид становится носителем
национального сознания и национальной
психологии. Из неё исходит такая функция
образования как генерирование, сохранение
культуры общества.
- Воспроизводство
социальных типов культуры. Образование
придает знанию технологичность, конструктивные
формы, благодаря которым становится возможным
его систематизировать, компоновать, транслировать
и накапливать в возрастающих объемах.
Передача знания и опыта становится динамичной,
массовой, открытой.
- Инновация
в сфере культуры осуществляется через
образование избирательно. Общественная
система образования транслирует лишь
часть инноваций, достигнутых в культуре.
Принимаются инновации из русла доминантной
культуры, не несущие опасности для целостности
данной социальной организации (стабильности
ее управленческих структур). В отношении
других инноваций, даже прогрессивных,
система образования может служить своеобразным
заслоном.
- Формирование
и воспроизводство общественного интеллекта
(менталитета, определенных отраслей и
социальных технологий интеллектуальной
деятельности) включает в себя положения,
сформулированные еще Дюркгеймом: распространение
существенных знаний через обучение, привитие
индивидам познавательных навыков. Система
образования стала многоотраслевым комплексом,
ее цель — не просто передача знаний и
развитие личности, но интеллектуальное
сопровождение развития общества. Мировые
лидеры стремятся контролировать образовательные
комплексы в разных зонах мира, передавая
свои образовательные технологии или
иные модели, специально разработанных
для других стран.
- Формирование
у молодого поколения установок, ценностных
ориентаций, жизненных идеалов, господствующих
в данном обществе. Благодаря этому, молодежь
приобщается к жизни общества, социализируется
и интегрируется в социальную систему.
Обучение языку, истории отечества, литературе,
принципам морали и нравственности служит
предпосылкой для формирования у молодого
поколения общеразделяемой системы ценностей,
благодаря чему люди учатся понимать других
людей и самих себя, становятся сознательными
гражданами страны. Содержание осуществляемого
системой образования процесса социализации
и воспитания детей в значительной мере
зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии,
идеологии.
- Воспитательная
функция образования заключается в обеспечении
процессов социализации личности и ее
гражданского становления, передачи новым
поколениям отечественного и мирового
культурно-исторического опыта. Украинская
школа должна воспитывать у граждан высокое
государственное достоинство, честность
и благородство перед Родиной.
- Обучающая
функция образования заключается в обеспечении
процесса овладения человеком знаниями,
навыками и умениями в рамках учебных
заведений и различных сфер жизнедеятельности
общества.
- Выше
описанные функции образования являют
собой составные части такой функции образования,
как социализация личности, особенно молодёжи,
и её интеграция в общество. Именно образовательные
учреждения (и не только они) готовят определённые
навыки у человека для выполнения им определённой
социальной роли при определённом статусе.
- Гомогенизация
общества через организованную социализацию
индивидов — привитие сходных социальных
характеристик во имя целостности общества.
2.2
Социально-экономические
функции образования
- Формирование
профессионально-квалификационного
состава населения. С количественной
точки зрения система образования
отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного
состава населения. Его производительность
и инновационная активность несколько
повышается с ростом общего образования.
Превышение
образовательного уровня над требованиями
рабочего места играет позитивную роль
в производстве, создает резерв творческого
потенциала личности, квалификационного
и социального продвижения человека. Это
же обстоятельство усиливает противоречие
между притязаниями обладателя избыточного
образования и ожиданиями окружающих
людей.
- Формирование
потребительских стандартов населения.
Образование может привносить в материальные
потребности людей рациональные стандарты,
содействовать становлению ресурсосберегающей
экономики, а также стабильной и благоприятной
среды человека. В условиях рынка такая
функция противостоит интересам бизнеса,
хотя она и в большей степени соответствует
национальным интересам.
- Привлечение
экономических ресурсов. Как известно,
самое выгодное вложение капитала - это
вложение в образование.
- Внутреннее
распределение экономических и иных ресурсов.
Обеспечиваются ресурсами такие направления
деятельности, которые ориентированы
на образование и на “внеобразовательное”
пространство (материальная помощь учащимся,
поддержание коммерческих, исследовательских,
конструкторских и других структур).
- Социальная
селекция - одна из важнейших функций института
формального образования. Она непосредственно
вытекает из гуманистической функции;
сейчас поймёте почему. Структура образовательного
процесса устроена таким образом, что
она дает возможность уже на самых начальных
этапах осуществить дифференцированный
подход к обучающимся (изменить профиль
обучения для не справляющихся учеников
и студентов, поощрять талантливых и способных).
В ряде стран, в том числе и в нашей стране,
существуют специальные образовательные
программы для творчески одаренной молодежи,
учебный труд которой непременно поощряется,
а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном
обществе поиск и воспитание талантливой
молодежи возводится в ранг государственной
политики в области образования,
так как бурное развитие науки и технического
прогресса во многих других областях требует
постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс
селекции, отбора наиболее способных
к обучению учащихся осуществляется
современной школой как бы автоматически,
так как сама внутренняя микроструктура
образования как раз и имеет своей главной
задачей отбор и дифференциацию молодежи
не только по способностям и талантам,
но и в соответствии с индивидуальными
интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетнего
образования значительная часть молодежи
поступает на учебу в технические училища,
другие продолжают учебу в средней школе,
и часть ее выпускников поступают в вузы.
После окончания вуза одни начинают трудовую
деятельность в народном хозяйстве, другие
поступают в аспирантуру, делают научную
карьеру.
С точки
социологического зрения чрезвычайно
важны последствия осуществляемого
институтом образования процесса селекции,
так как его конечным результатом
(когда различные группы молодежи
завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей
по различным позициям в социальной структуре
общества. Посредством этого достигается
воспроизводство и обновление социальной
структуры общества, без чего невозможно
нормальное функционирование последнего.
Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает
механизм социальной мобильности; получение
профессии, занятие социальной позиции
в структуре той или иной организации,
как правило, открывает для многих людей
путь профессиональной карьеры, продвижение
по лестнице должностных иерархий и властных
полномочий. Система образования, главным
образом высшего, в современном индустриальном
обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома
невозможно получить престижную и высокооплачиваемую
работу. Уровень образования, наряду с
властью, собственностью и доходом является
важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе. Таким
образом, следующая функция – определение
статуса личности.
Профессиональная.
Воспроизводство тех социальных
классов, групп и слоев, принадлежность
к которым обусловлена образовательными
сертификатами. Образовательные учреждения
дают индивидам неодинаковое образование,
что является условием занятия соответствующих
мест в системах разделения труда (и социальной
стратификации).
По мере
того, как в обществе все большее
количество достижимых статусов обусловлено
образованием, все более зримой становится
и такая функция образования,
как активизация социальных перемещений.
Функция
социального и культурного изменения.
Проявляется в сотворении базы знаний
для дальнейшего безостановочного
образования. Реализуется в процессе
научных исследований, научных достижений
и открытий, которые проводятся в стенах
высших учебных заведений, специализацией
различных видов педагогической деятельности,
стандартизацией учебного процесса.
Обеспечение
профориентационной работы с молодёжью.
Начиная
с подростков, учебные заведения
просто обязаны проводить её. Суть профориентацинной
работы заключается в формировании более
компетентного состава выпускников и
квалифицированных рабочих.
Функции
образования в социально-политической
сфере
Формирование
личности — один из жизненно важных
интересов государства и групп, поэтому
обязательным компонентом образования
являются правовые нормы и политические
ценности, отражающие политические интересы
групп, которые диктуют направление развития
в данном обществе и стремятся к контролю
над школой.
Привитие
образовательным общностям приемлемых
(разделяемых) правовых и политических
ценностей и норм. Любой политический
строй начинает с того, что борется за
старую школу или создает новую. В этом
смысле формальное образование обеспечивает
поощрение законопослушного правового
и политического поведения, а также воспроизводство
государственной (доминантной) идеологии.
Так школа осуществляет содействие патриотизму.
Преобразование
мира из биполярного в однополярный
привело к выделению функции
обеспечения национальной безопасности.
Истинная безопасность с учетом прогресса
мировой цивилизации определяется уровнем
развития людских ресурсов как основной
предпосылки создания ее научного, экономического,
социокультурного и духовного потенциала.
Отдельно
от такой условной классификации стоят
такие функции. Замещение родителей, социальная
поддержка учащихся на период пребывания
их в стенах образовательного учреждения.
В выполнении этой функции образование
и особенно допрофессиональная школа
воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.
Формирование образовательных общностей,
связанных включенностью в образовательные
процессы и ценностным отношением к образованию,
и их воспроизводство, что состоят из таких
основных элементов: руководители и организаторы
образования, педагоги и учащиеся. Другие
функции.