Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определении философского отношения к любви и выражении его в повести писателя.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть творческий путь И. С. Тургенева, его художественный мир;
-проследить, как отразилось детство, отношения с родителями, политические взгляды на творчество И. С.Тургенева;
-выявить художественное своеобразие повести И. С. Тургенева «Ася».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по литературе.docx

— 56.85 Кб (Скачать)

Введение

         

 

Любовь… сильнее смерти и страха смерти.

 Только ею, только любовью  держится и движется жизнь.

                                                                                                             И.С.Тургенев

 

       Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь в жизни человека это то чувство, которое заслуживает воспевания. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия.

      Русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты русского отношения к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.

      С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.

       Каждый из художников слова видел проблему любви по-своему. В настоящей работе рассматривается философия любви с позиции великого классика русской литературы И.С. Тургенева.

      Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти.

      Для Тургенева  существует только любовь-жертва, любовь – «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Любовь-наслаждение отвергается им. Это можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.

       Рассматривая тему любви в творчестве И.С. Тургенева, мы остановились на повести «Ася».

       Этому  произведению посвящены статьи и отзывы видных русских писателей и критиков. Например, отзыв П.А. Кропоткина, который, расценил повести «Ася», «Фауст» как подготовительные этапы и своеобразные этюды к роману «Дворянское гнездо», где он обратил внимание на несостоятельность героя повести. В 1875 году С. А. Венгеров в одном из своих трудов: «Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографический этюд. Н.Г. Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» вскрыл социальную сущность безволия тургеневского героя, показал, что его личное банкротство является выражением начинающегося банкротства социального.

      На первый  план у Тургенева выдвигается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности. Во всех своих начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпят неудачи, им не оказывается места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

       Но важно отметить, что повести трактуют нравственные, эстетические проблемы любовных отношений, хотя и овеяны мягким и грустным лиризмом. В связи с этим в настоящей работе проблема философии любви в повести рассматривается как основная.

      Объектом исследования данной работы является творчество И.С Тургенева.

      Предмет исследования – тема любви в произведении И. С. Тургенева «Ася».

      Цель настоящей работы заключается в определении философского отношения к любви и выражении его в повести писателя.

      Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть творческий путь И. С. Тургенева, его художественный мир;

-проследить, как отразилось детство, отношения с родителями, политические взгляды на творчество И. С.Тургенева;

-выявить художественное своеобразие повести И. С. Тургенева «Ася».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Портрет писателя. Его художественный мир.

       Имя И. С. Тургенева нам всем знакомо с детства по повести "Му-Му", по "Запискам охотника" и, конечно, же по повести «Ася». Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье творил деспотичный, суровый произвол его хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.

        Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: "Я провел здесь лучшие годы своей жизни". Он знал каждый уголок своего парка. И рано полюбил охоту, отправляясь с ружьем на берега реки Десны, в леса и болота.

        В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали по-русски. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский Университет.

     Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекался литературой, зачитывался романтиками: Байроном, Марлинским, Жуковским, преклонялся перед Пушкиным. Живя в столице, Иван Сергеевич интересовался искусством, познакомился с Глинкой, ценил его музыку.

     В 1838 году Тургенев отправился "доучиваться в Берлин", как писал позднее.    На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.

 

Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое Спасское-Лутовиново. Это давало ему новые силы для  творчества, вдохновляло. Он писал С. Т. Аксакову из деревни, что "стал ближе  к народу". В 1852 году Тургенев был  месяц под арестом, а потом  сослан в Спасское под надзор полиции  за статью на смерть Н. В. Гоголя и антикрепостническую  направленность первых своих произведений, среди которых были "Записки  охотника".

     В 40-х годах Тургенев близко сошелся с В. Г. Белинским, высоко оценившим дар молодого писателя, а затем с редакцией первого журнала "Современник".

     С 1843 года жизнь И. С. Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.

     Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. А в России Иван Сергеевич, в свою очередь пропагандировал творчество известных французских писателей, таких как Мериме, Мопассана и любил Флобера.

     Известность Тургенева как писателя росла с годами, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев русского общества. Это романы "Дворянское гнездо", "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети". "Стихотворения в прозе" - одно из лучших произведений писателя. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Он любил Россию, ее природу и людей.

 

 

 

Глава II. Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася»

 

2. 1. Любовь в  понимании И. С. Тургенева

 

     Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?

     Кажется, счастье любви не раз было близко и возможно для самого писателя. "Премухинский роман" с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М. Г. Савиной, наконец, страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице и актрисе Полине Виардо.

      Мать Тургенева – Варвара Петровна – имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение, он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.

     Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.

      Любовь к Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо.

     В одном из писем к Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю".[1; 75 ]

      В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.

       С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, "тургеневской девушки" - Наташи Лагунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны… Писатель избирает цветущий период в жизненной судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности.

     Вместе с образом "тургеневской девушки" входит в произведения писателя образ "тургеневской любви". Как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая: "Однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет". [2;80] Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.

      Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и – падение… Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу влюбленного человека, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга. Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви.                                 Любовь у Тургенева – яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для него никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия.

      Поэтому Тургенев так чутко присматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе, невозможно в супружеской жизни или семейной любви. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.

     Герои Тургенева жаждут не обычного и доступного, а "бессмертного счастья". Счастливая любовь, как они ее понимают, призвана, соединив двоих, не обособить их от огромного мира, а соединить с ним, примиряя разобщенные в практической жизни человека конечную и вечную, относительную и абсолютную, материальную и духовную грани бытия, его "прозу" и "поэзию". Однако для этого влюбленный и сам должен уподобиться во времени вселенной, стать бессмертным, что никому из людей не дано. По словам Блеза Паскаля, "несоразмерность" смертного человека со Вселенной – вот главная и непреодолимая преграда для "бессмертного счастья" Тургеневских героинь. Как на собственном опыте убеждается рассказчик повести "Ася", у счастья "нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение".

Информация о работе Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася»