Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определении философского отношения к любви и выражении его в повести писателя.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть творческий путь И. С. Тургенева, его художественный мир;
-проследить, как отразилось детство, отношения с родителями, политические взгляды на творчество И. С.Тургенева;
-выявить художественное своеобразие повести И. С. Тургенева «Ася».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по литературе.docx

— 56.85 Кб (Скачать)

     В повести Тургенева каждая деталь пейзажа по-своему живет и дышит. "Виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца,… а воздух так и ластился к лицу…". Все говорит о том, что покой уснувшего городка всего лишь видимость: статика таит в себе беспрерывное движение, за видимой умиротворенностью отчетливо ощутим напряженный пульс идущей своим чередом жизни.

Главная героиня  повести. Ася – "тургеневская девушка".

      Вторая глава переносит читателя на противоположный берег Рейна, где находится другой городок – Л.. В Л. Жизнь бьет ключом. Там нет и следа той тишины и умиротворенности, что характерна для З.. На площади развеваются флаги, играет громкая музыка. Несмотря на то, что герою повести больше сродни спокойствие, его притягивает и иной ритм жизни: "Все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед – куда бы то ни было, лишь бы вперед, - это добродушное раздолье меня трогало и поджигало. "Уж не пойти ли к ним?" - спрашивал я себя…" Немаловажен тот факт, что именно здесь, на празднике жизни Н.Н. встречает Асю – девушку, которая являет собой самое жизнь.

     Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю "очень миловидной". Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки". "Тургеневские девушки" - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это пленительные непосредственные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость.

      Натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. "Вы в лунный столб въехали, вы его разбили", - кричит она Н.Н.. Об этом же говорит выбор "места жительства". Брат и сестра поселились за городом в "небольшом домике", стоявшем "на самом верху горы", и не устают восхищаться прелестью здешних мест. "- Вот и наше жилище! – воскликнул Гагин, как только мы стали приближаться к домику… оглянитесь… каков вид?". Восторг хозяев передается гостю. "Вид был, точно, чудесный, - записывает рассказчик. – Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката…". Природа как будто распахнула свои объятья навстречу подлинным ее ценителям: "Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше…". Однако более самих природных красот героям импонирует раздолье, открывающееся с высоты. Пошлость и мирская суета словно остаются где-то далеко внизу, у подножия горы. Даже звуки музыки, "пошлые и грубые" вблизи, в отдалении, по словам Гагина, воспринимаются совсем иначе: "…Так и шевелит в вас все романтические струны".

Сама повесть называется "Ася", по имени главной героини, так как она оказалась не только лучшей по сравнению с Н.Н., но и  потому, что осталась на всю жизнь  неповторимой в памяти рассказчика. С первых же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает чувствовать, что героиню окутывает  какая-то тайна. Гагин представляет ее как свою сестру. Но она нисколько  не походила на своего брата. Тайна  Аси раскроется через некоторое  время из уст самого Гагина.

      На формировании характера Аси сказала и искусственная изоляция от мира: "… кроме отца она никого не видала". Это привело к отсутствию опыта общения именно в том возрасте, когда развиваются основные навыки социальной ориентации.

      Гагин рассказывает: "Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она также скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставит целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею".

      Гордилась потому, что мать была прекрасной, простой, строгой и умной женщиной; стыдилась, потому что, рожденная матерью-крестьянкой, не могла чувствовать себя естественно в дворянской среде; стыдилась стыда, так как по достоинству оценивала лучшие качества своей матери. Все существо девочки протестовало против искусственной и надуманной ситуации, в эпицентре которой она оказалась.

      Позже, оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем "выжила" в Петербургском пансионе четыре года. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…"

      Путешествуя с братом по Германии, Ася отчаянно ищет себя, пытается понять сущность своей личности, интуитивно чувствуя, что социальная роль еще не составляет человеческой индивидуальности. Но мир вокруг нее таков, что все проявления души строго регламентированы социумом.

      Романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении, придают ей притягательность, очарование, а всей повести – неизъяснимый поэтический колорит.

      Автор раскрывает особенности характера героини через описание внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит: "… самое изменчивое лицо, какое я только видел". А затем пишет: "Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…". Лицо и вся внешность Аси, видимо, подстать характеру хозяйки, имеет предрасположенность быстрому и внезапному изменению. Тургенев почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет – и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за "поединком" взоров, выражений лиц, за бессловным общением собеседников.

       Основное представление о героине складывается из ее поступков и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платьице тихо сидит за пяльцами – совсем как простая русская девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять своего любимого навсегда.

       В чем причина такой экстравагантности героини? Как тонкий психолог, Тургенев часто заставляет самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.

      Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление о героине – отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает "пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг… А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?".

      Далеко не заурядная девушка, она мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье.

      Асю манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что "прожить недаром, след за собой оставить", а также совершить "трудный подвиг" по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. И конечно, крылья, о которых упоминает тургеневский герой, это крылья любви, в первую очередь. Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики. Когда говорят об окрыленности, то имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что она тут же "примеривает" ее к себе ("Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья"), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно идеальному. Таким образом, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы, как сама жизнь. Н. Н. боится Асиной "странности", боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней.

      Рассказывая историю пробуждения в душе этой девушки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с большим мастерством художника-психолога раскрывает самобытную натуру Аси. "Асе нужен герой, необыкновенный человек", - говорит о ней Гагин. Она наивно признается, что "хотела бы быть Татьяной", образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о смелом и вольном полете в неизведанную высь. "Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели"… - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

      Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Гагин прямо ставит перед ним вопрос: "Ведь вы не женитесь на ней?" - он трусливо избегает ясного ответа, потому что неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девочки, но и "сомнительное" ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, безвольным и трусливым.

 

Последнее свидание.

      Сцена последнего свидания подготовлена всем предшествующим динамичным сюжетным развитием повести: случайным знакомством персонажей, их встречами и беседами. Свидание назначает сама Ася, поступая в данном случае как пушкинская Татьяна, - как и она, первой признаваясь избраннику сердца в любви.

Чувство Аси к Н.Н. глубоко  и непреодолимо, оно "неожиданно и также неотразимо, гак гроза", по словам Гагина. Обратим внимание на художественное пространство эпизода. Свидание Н.Н. и Аси происходит в небольшой, в довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. Закрытость и укромность пространства, в котором происходит сцена свидания, подчеркивают скрытность Аси, глубину ее чувства к Н.Н.. Большинство других встреч персонажей происходят в открытом природном пространстве.

      Сцена свидания наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадение психологических ритмов Н.Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине темной комнаты.

      Напротив, Н.Н., которому принадлежит инициатива в диалоге, многословен, он словно стремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность к ответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре. Любовь Н.Н. к Асе, подчиняясь прихотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнет позднее, когда ничего уже нельзя будет поправить.

      Герой сам признает это: "Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно".

      Таким образом, сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер героини. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств - от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи ("Ваша… - прошептала она едва слышно") до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.

      Так и заканчивается история о любви странной девушки Аси.

      Тургенев склонен осуждать нерешительность Н.Н.. он объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью юности, верой молодого человека в то, что жизнь бесконечна и все может повториться. Очевидно, именно поэтому он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение на неопределенный срок – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни.

      Так почему же не состоялось счастье героев?

      Возможно потому, что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроются в разности их психологического склада, их темпераментов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      И. С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины XIX в. Неуклонное следование «правде жизни» помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие значительную роль в формировании общественного самосознания, в эстетическом и нравственном воспитании многих поколений читателей. Еще при жизни писателя его творчество приобрело мировую известность. В самые тяжелые минуты своей жизни, когда Тургенев мучился сознанием разлада с обществом, когда он не понимал смысла происходящей борьбы, он не терял веры в духовную мощь своей родины и народа, создавшего великий язык: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне, поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Информация о работе Художественное своеобразие повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася»