Эстрадное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:46, реферат

Описание работы

Слово "эстрада" происходит от латинского "strata", что означает "настил", "помост", "возвышенная площадка". Этот смысл сохранился и в наши дни, но очевидно, что не единственный. Ведь и "театр" в первоначальном значении не более чем "место для зрелища". В словаре Даля - это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки".

Работа содержит 1 файл

Эстрадное искусство.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

Леонид Утесов

 

Первыми пропагандистами новой массовой песни 30-х годов стали музыкальные ансамбли песни и пляски Александрова и Хора имени Пятницкого. Не меньшая роль принадлежит исполнительскому искусству Леонида Утесова, его джаз-оркестру, а также певицам Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко..

 

Артистическая деятельность Леонида Осиповича Утесова (род. 1895) началась в 1910 году в цирке Бороданова. На эстраде и в театрах миниатюр Утесов выступал как куплетист и рассказчик. Но главным для него становится песня. Аккомпанируя себе на гитаре, Утесов пел песенки одесской улицы еще до того как вынес их на эстраду. Преобладали песни о море, о рыбаках и матросах. В голосе Утесова не было качеств, необходимых профессиональному вокалисту. Зато природа наградила его "певучей душой". Будучи хорошим рассказчиком, он сохранял в пении повествовательную интонацию.

 

Артист легко устанавливал контакт со зрительным залом, умел подать песню, как жанровую картинку, как сценку, которую не только слушаешь, но и видишь. Он мастерски перевоплощался в героя песни, прекрасно танцевал, профессионально играл на многих музыкальных инструментах, восхищал здоровым народным юмором и глубоким лиризмом всех оттенков. Идя навстречу интересам публики, репертуар Утесова в 20-е годы был насыщен блатной экзотикой. Тут и "Гоп со смыком", и "Бублики", и "С одесского кичмана", и "Мурка". Его конечно за это критиковали.

 

8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра состоялось первое выступление Теаджаза Утесова. Популярность Утесова и руководимого им эстрадного музыкального ансамбля скоро вышла далеко за пределы Невского и приобрела массовую аудиторию. Первым начал писать для Утесова Исаак Осипович Дунаевский. Он создал около трехсот песен, обработал более ста народных мелодий. Многие из этих песен впервые прозвучали в исполнении Утесова.

 

М. Миронова и А. Менакер - создатели эстрадного театра двух актеров

 

Дуэт Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера - на эстраде явление уникальное. И не только потому, что эти артисты талантливы, на эстраде есть и другие талантливые номера. Но они в первые послевоенные годы создали подлинный театр - театр двух актеров, в котором всегда и по праву играли главные роли. Это был настоящий эстрадный театр. Прежде всего, театр миниатюр, значит, на протяжении вечера в нем исполняется несколько коротких пьес, преимущественно комедий. Кроме того, в программу, как правило, входили фельетоны, рассказы, диалоги, то есть типично эстрадные произведения. А иногда в театре появлялись и просто эстрадные номера: так с театром Мироновой и Менакера сотрудничал довольно долго исполнитель на ксилофоне К. Михеев.

 

У Мироновой есть блестящее не так уж часто встречающееся качество: перевоплощаясь в персонаж, она умеет смотреть на него как бы со стороны. Как говорит Алексеев, она сумела создать целую коллекцию подлых баб. Но она умела играть и положительные образы своих современниц ( роль Насти в пьесе Л.Ленча "Заместитель", мать в пьесе Я.Зискинда "Сыночек"). В обозрении "Дела семейные"(1954), в пьесе Б. Ласкина "Дело о разводе" Миронова сыграла несколько разнохарактерных ролей. Успех в этом обозрении артистка имела огромный, и драматурги продолжали создавать роли специально для Мироновой.

 

В 1959 году выходит обозрение "Кляксы". Спектакль стал подлинным событием. Менакер легко и непринужденно вел диалог, был, как всегда, музыкален, ироничен. Белов, так же участвующий в этом спектакле, умел в самых комических ситуациях, сохранять предельную серьезность и именно по этому был смешон. Но душей постановки опять стала Миронова. "Кляксы" (Кадровая кадриль, В порядке страховки, Истраченные грезы, Душа населения) - многотомное обозрение с эстрадным прологом. Миронова выходила в спектакле как домашняя хозяйка, разведенная жена, научный работник. Она, практически не используя грим, умела перевоплощаться до неузнаваемости.

 

Менакер постоянно выступает с Мироновой. Роль его в Театре двух актеров очень велика. Он не только актер. Он привлекает драматургов, режиссеров, художников, руководит всей постановочной работой. Играя забитого и не слишком далекого мужа, он поражался бесцеремонности, наглости своей супруги, но покорно выслушивал ее, причитая о загубленной жизни. Пассивность всегда трудно изображать. Менакер делал это мастерски, и при этом он так же апеллировал к публике: смотрите мол, до какой распущенности и глупости в своих капризах и притязаниях может дойти избалованная, пустая женщина.

 

Постепенно Менакер все более утверждался как острохарактерный актер. Пожалуй, особо остро эта черта обнаружилась в актере в обозрении "Дела семейные". В пьесе "Дело о разводе", где он создал образ стареющего дамского угодника Амстердамского, он мастерски соединяет в образе современного ловеласа нахальство с трусостью, апломб с растерянностью. Сразу было видно, что это мелкий пошляк, хотя он старался выглядеть интеллигентным человеком. Создавая художественный образ на эстраде, актер отбирает наиболее типические черты своего персонажа. Так рождается гротеск, яркая сценическая гипербола.

 

Миронова и Менакер - мастера эстрады, в их искусстве эстрадная броскость сочетается с умением жить жизнью своих персонажей, в глубоком согласии с системой Станиславского. Миронова и Менакер прямо идут на общение с публикой при этом, не теряя истинного психологизма.

 

Пьеса Л. Шейнина "Волки в городе" (1964) предназначалась для драматического театра. Но Миронова и Менакер, перевоплощаясь из одной роли в другую, сыграли пьесу вдвоем.

 

"Мужчина и женщины" (1971), "Номер в отеле" (1976) - так же неожиданны и интересны как и первые работы.

 

Московский государственный театр эстрады

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ - открылся 5 июня 1954 года на площади Маяковского (Триумфальной), где в 10-е годы работало популярное в Москве варьете "Альказар", а в 1925-1927 годах эстрадный театр под таким же названием. В связи с созданием здесь же на Триумфальной площади (в здании 2-го Госцирка) Московского мюзик-холла помещение "Альказара" было отдано Московскому театру сатиры. После закрытия Мюзик-холла (1936) столичная эстрада не имела своей площадки. Для создания МТЭ немало сделал его первый художественный руководитель Н.Смирнов-Сокольский.

 

Создаваемый театр виделся ему как "...творческий центр, группирующий вокруг себя все новое, талантливое, молодое... и вместе с тем образцовой сценической площадкой для показа творческих достижений мастеров эстрады". Театр открылся спектаклем "Его день рождения" (реж.Конников, худ.Ефимов, рук. постановки и автор сценария был Смирнов-Сокольский) Участвовали М.Миронова и А.Менакер, Л.Миров и М.Новицкий, М.Гаркави, И.Набатов, Г.Дудник, Р.Калачева и М.Птицин, сестры Шмелевы, братья Р. и А.Васютинские и др. Постоянной труппы не было, программы создавались силами Всероссийского Гастрольного Концертного Объединения (ВГКО). В них также участвовали артисты союзный республик. Выступали музыкальные и хореографические коллективы оркестры под упр. Л.Утесова, Э.Рознера и др. Ленинградский театр миниатюр под рук. А.Райкина.

 

В 1961 году МТЭ переехал в здание на Берсеневской набережной, открылся 18 февраля программой "Приглашаем на новоселье", ее вели Б.Брунов и Э.Радов. Среди участников К.Шульженко, Р.Зеленая, А.Шуров и Н.Рыкунин и др. После смерти Смирнова-Сокольского МТЭ в разное время руководили А.Тутышкин, И.Шароев, П.Васильев, с 1970 Конников, поставивший здесь ряд эстрадных театрализованных программ "Птица-тройка", "Песня остается с человеком". С 1983 главный режиссер и худ. руководитель театра был Брунов.

 

При МТЭ был создан музыкантом и композитором Н. Минхом свой оркестр.

 

Репертуар театра был естественно многожанровым. Это и фокусы А.Акопяна и "Степ-парад", и множество различных музыкальных программ. Заметное место занял разговорный жанр - Райкин (ежегодные гастроли в 60-70гг.). Е.Петросян - "Доброе слово и кошке приятно". Г.Хазанов - "Мелочи жизни", "Очевидное и невероятное". В.Винокур - "Выхожу один я...".

 

Ставились спектакли и с театральными актерами - "Женщина с цветком и окнами на север" Э.Радзинского с Т.Дорониной. "Случайный вальс" С.Алексиевич с Э.Быстрицкой и др. К концу 80-х гг. были поставлены спектакли "Три вопроса", "Круглая луна" по пьесам В.Коклюшкина с участием молодых Е.Шифрина и К.Новиковой. "Птичий полет" М.Жванецкого в исполнении В.Ильченко и Р.Карцева. Моноспектакль Карцева "Моя Одесса" и др. Стабильно продолжает работать Театр Петросяна. Число сборных программ в 80-е годы уменьшилось, их заменили сольные концерты (А.Пугачева, И.Кобзон, Л.Долина, С.Ротару, К.Семеновская, О.Газманов и др.). Авторские вечера (М.Жванецкий, М.Задорнов и др.). Стало традицией отмечать юбилейные даты актеров, возродились бенефисы, прошли вечера памяти Утесова, Шульженко и др. Актер, выступивший в МТЭ, получает путевку в жизнь.

 

В МТЭ проходили зарубежные гастроли, проводили конкурсы артистов эстрады, различные фестивали.

 

С 1987 г. театр возглавил засл. работник культуры В.Г.Корн. В течение многих лет в театре работали пом. гл. реж. по творческим вопросам Ж. Абольникова, пом. гл. реж. по литературным вопросам Г. Замковец.

 

С 1997 г. художественным руководителем театра стал Г.Хазанов.

 

Пантомима в древней Греции

 

Пантомима (от греческого, буквально - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика. (СЭС)

 

Мим (греч.)

Комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания.

Исполнитель мима.

В современном театре - актер пантомимы (театра без слов). (СЭС)

 

Греческий театр эпохи городов-государств возник на культовой основе и всегда сохранял тесную связь с религией. Так как греки были земледельческим народом, то их религия отражала в мифологических образах процесс земледельческого труда. Главными земледельческими богами Греции были Деметра, богиня хлебного злака, и Дионис (Вакх), бог виноградной лозы.

 

Средоточием обоих культов была плодородная Аттика с ее главным городом Афинами. Культ Диониса сначала носил неистовый характер - почитатели бога, одетые в звериные шкуры, доводили себя вином и плясками до исступления. Оракулу аристократической религии Аполлона в Дельфах с ее культом умеренности и благоразумия удалось овладеть религией Диониса, смягчив ее вакхические формы. В этот период создались и специфические формы культа Диониса, явившиеся предпосылкой возникновения греческой драмы в ее двух видах - трагедии и комедии. Первая находилась в руках жрецов, вторая давала отдушину крестьянской массы.

 

Первоначально обе части празднества - литургия и фарс, богослужение и гулянка - составляли один ритуал. Серьезная часть содержала культовые гимны - дифирамбы с пляской вокруг жертвенника Диониса. Наряду с ними шло сатировское действие, участники которого рядились козлоногими демонами - сатирами (античные лешие), спутники Диониса. В отличии от дифирамба, воспевающего, но не изображавшего культовые предания, действо сатиров непосредственно воспроизводило их. Таково культовое зерно трагедии, название которой обозначает "козлиная песнь" ("трагос" - козел, "одэ" - песнь) и которая получилась, согласно свидетельству Аристотеля, из сочетания дифирамба с действом сатиров.

 

Несколько иначе развивалась греческая комедия. Ее наименование от "карнавальная" - "комос" - гулянка, карнавал, или от "деревенская" - "коме" - деревня - песнь. Рядились здесь не только сатирами, но и животными, рыбами, птицами и фантастическими существами. Празднества дополнялись всякого рода играми, клоунадами, акробатикой, фокусничеством. На этой основе зарождается бытовая сценка - мим с примитивно-комическими типами - масками хитрого простака, трусливого хвастуна, увальня-слуги, шарлатана-лекаря и др. Здесь же складывается арсенал шутовских приемов: пощечины, побои, передразнивание, показывание языка, стуканье лбами и задами, подражание крику животных и птиц, уродование речи, клоунский плач и пр. Слово "мим" стало обозначать не только комическую сценку, но и ее исполнителей.

 

В отличие от трагедии греческая комедия 5 века сохранила тесную связь с религиозной обрядностью землевладельцев. Древнегреческий комедиограф Аристофан, который сам принадлежал к мелким земельным собственникам Аттики, в своих пьесах блестяще использовал наследие земледельческой обрядности и народного фарса (мима). Комедия Аристофана унаследовала фольклорный и сказочный элемент, замену на место людей - зверей и фантастических существ (ряженье хора "осами", "птицами", "лягушками", "облаками". Все хороводные сцены тесно сочетаются с фарсовым действием балаганных скоморохов - мимов. Центральная фигура этого балаганного фарса - бомолох, тип простодушного хитреца, избивающего вереницу бахвалов - аладзонов.

 

Веселая суется этих балаганных шутов, их шутки и драки обычно насыщают вторую половину комедии "Осы", "Лягушки", "Птицы", "Облака" и др. Значительное место у Аристофана занимает пародия и буффонада, унаследованная от мима и напоминающая цирковую клоунаду наших дней. Аристофан часто прибегает к комическим переодеваниям, шуткам в сторону, беготне, драке, комической пляске, акробатике и пантомиме.

 

Р.Карцев и В.Ильченко

 

Дуэт артистов Романа Александровича Карцева (род.1939) и Виктора Леонидовича Ильченко (род.1937) сразу обрел заслуженную популярность у зрителей и был отмечен жюри 4 Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1970 году. Выступать эти артисты начали раньше. В 50-х годах в Одессе был создан студенческий театр миниатюр "Парнас-2". Его возглавляли студенты Одесского института инженеров морского флота Михаил Жванецкий и Виктор Ильченко. Позже в театр пришел наладчик швейных машин Роман Карцев.

 

Каждый год театр выпускал веселые эстрадные программы. Тогда-то и завязался творческий союз автора Жванецкого и исполнителей Карцева и Ильченко. Одну из программ видел А.Райкин и пригласил к себе в театр сначала Карцева, затем и Ильченко. Позже в качестве автора туда же пришел Жванецкий. Работа в Ленинградском театре миниатюр стала хорошей школой для начинающих эстрадных артистов.

 

В 1970 году при Одесской филармонии был создан Театр миниатюр, куда и перешли Карцев и Ильченко. Этот театр из шести актеров выпустил три программы: "Как пройти на Дерибасовскую", "Встретились и разбежались", "Искренне ваш", автором их был М.Жванецкий.

 

Жванецкий - один из самых талантливых среди пишущих для эстрады авторов. Он точно чувствует специфику эстрадного искусства, отлично знает законы жанра, умеет в обычном явлении увидеть необычное и укрупнить его, довести до гиперболы и гротеска. Произведения Жванецкого отличаются отточенностью эстрадного монолога или диалога, в основе которых, всегда лежит меткая и неожиданная реприза. Своеобразие таланта Жванецкого оказало прямое влияние на формирование творческой манеры Карцева и Ильченко.

Информация о работе Эстрадное искусство