Эстрадное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:46, реферат

Описание работы

Слово "эстрада" происходит от латинского "strata", что означает "настил", "помост", "возвышенная площадка". Этот смысл сохранился и в наши дни, но очевидно, что не единственный. Ведь и "театр" в первоначальном значении не более чем "место для зрелища". В словаре Даля - это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки".

Работа содержит 1 файл

Эстрадное искусство.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

В дуэте нет постоянных масок. Это скорее постоянные характеры в различных ситуациях. Каждый из актеров может быть и положительным и отрицательным. В силу творческой индивидуальности Карцев более подвижен, темпераментен, играет в манере броской комедийности. Ильченко более спокоен, несколько скептичен. В некоторых случаях темперамент Карцева как бы "заводит" медлительного и сдержанного Ильченко. Так происходит в сценке "У кассы". К кассе подлетает человек (Карцев), он хочет купить билет. Невозмутимый кассир (Ильченко) просит подождать.

 

Но ждать посетитель не может, а кассир пускает в ход, хорошо отлаженный механизм системы проверки и перепроверки документов, удостоверяющих личность. Волнение пассажира доходит почти до истерики, но, взяв себя в руки, он понял, что лучше всего обороняться нападая. Ах, фотография не удостоверяет личность, нужны еще дополнительные доказательства? Тогда вы не кассир. А чем докажете? Вы Сидоров? Нет. Вы не Сидоров, вы убили Сидорова, его труп в сейфе, карточку на удостоверение приклеили свою. Дальше идет нагромождение нелепостей - бюрократическая волокита доведена до абсурда.

 

Как правило, миниатюры Ильченко и Карцева, сделанные на материале диалогов и фельетонов Жванецкого, строятся именно на этом принципе - полной запутанности ситуации. Гротескность, нелепость, странность происходящего между персонажами Ильченко и Карцева еще усложняются оттого, что они как бы совершенно не слышат друг друга. Но иногда тональность номера меняется. Персонажи становятся единомышленниками. Встречаются двое и, испуганно озираясь, буквально втискиваются друг в друга спинами. Говорят они полушепотом - и тому и другому есть что скрывать. Один из них, продавец (Карцев), привык к "левой" клиентуре, другой, покупатель (Ильченко), пользуется в магазине только "черным ходом" и покупает исключительно "дефицит". Артисты со свойственной им гиперболизацией отлично сыграли ситуацию страха.

 

Манера общения партнеров была интересной и свежей. Шло время. Артисты стали ощущать, что необходимо внести нечто новое. Будучи людьми творческими, Карцев и Ильченко попытались изменить установившиеся взаимоотношения своих персонажей. М.Жванецкий написал для их театра новую программу "Искренне ваш" (1976). Ее поставил режиссер М.Левитин. Здесь предпринята попытка сломать принцип дуэта, направить его в новое русло. Нет уже четкого деления на подвижного Карцева и флегму - Ильченко. Главная цель всех создателей спектакля - заставить публику не только смеяться над смешной ситуацией или уморительными персонажами, а вникнуть в сложную атмосферу жизни, где бывает, не только смешно, но иногда и грустно, и даже страшновато.

 

 

Режиссер на эстраде

 

Слово "режиссер" произошло от латинского rego - управляю, постановщик эстрадных номеров, разного рода концертных программ, спектаклей театров миниатюр, мюзик-холлов, программ варьете, садово-парковых эстрад, представлений на стадионах, площадях. На основе литературно-музыкального произведения, нередко собственного сценария и музыкального решения создает новую сценическую реальность. Организует действие в пространстве и времени, вместе с актерами находит ритмическое и пластическое решение номера, спектакля, представления.

 

Различные направления и жанры потребовали специализации от режиссеров: режиссура разговорных жанров, чтецкая, режиссура оригинальных и цирковых жанров, постановка танца сольного и ансамблевого (балетмейстер), постановка вокально-танцевального шоу, режиссер эстрадного спектакля, массовых зрелищ. Широкий диапазон позволяет отдельным режиссерам с равным успехом работать в разных жанрах. Появление режиссера на эстраде обычно относят к концу 19 века, однако сама практика режиссуры разного рода развлекательных зрелищ в России (как и на Западе) складывалась значительно раньше: постановки интермедий, феерий, дивертисментов в театрах и балаганах, театрализованных выступлений больших хоров, массовых празднеств осуществлялись ведущими актерами, авторами, хозяевами балаганов, хоров и пр. Одним из первых известных режиссеров-сценаристов, художников-декораторов был Алексей Яковлевич Алексеев (Яковлев) (1850-1939). Начинал в петербургских балаганах на Адмиралтейской площади, на Марсовом поле. Был постановщиком массовых театрализованных представлений в садах "Аркадия" "Взятие Плевны". Кроме исторических сюжетов ставил классику - "Руслан и Людмила", "Майская ночь" и др. Известен как мастер театральной иллюзии, постановщик процессий, аллегорических шествий. Многое, по его признанию, перенял у Михаила Валентиновича Лентовского (1843-1906 гг.) создателя и руководителя знаменитого московского "Эрмитажа" на Божедомке, постановщика феерий, обозрений, оперетт. Был мастером массовых сцен с участием сотен статистов. В "Эрмитаже" Лентовского выросли режиссеры, возглавившие крупные садово-парковые эстрады и варьете Москвы и Петербурга. Среди них режиссер петербургского "Буффа" - Палас-театра, а позже московского театра-варьете "Зон" Брянский Александр Александрович. Ставил злободневные сатирические обозрения, основанные на "номерном" принципе - его постановки оперетт обильно насыщались "вставными" номерами (популярные романсы, модные танцы, буффонные сценки.

 

Среди режиссеров варьете авторитетом пользовался Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, возглавлявший московские "Буфф" и сад "Аквариум". Иной характер носила режиссура театров миниатюр, имевших постоянную труппу. Эксцентризм, как один из основных приемов готовил расцвет эксцентрической актерской школы в первое послереволюционное десятилетие. В экспериментальных работах в Доме интермедий В.Мейерхольд пробовал возродить традиции балагана. Это постановки "Кривого зеркала" и "Летучей мыши" - где сочетались пародия, лирика и юмор. По принципу "монтажа аттракциона" в 20-е годы строились программы "Синей блузы", н е случайно режиссеры после ее закрытия найдут свое место в цирке и кино (Юткевич, Шахет, Местечкин).

 

В 60-70 годы приобретает новое качество режиссура оригинальных и цирковых жанров. В номерах сочетаются разные жанры: жонглирование, акробатика, иллюзия, пантомима, хореография. Большинство режиссеров в прошлом артисты: С.Каштелян, Л.Маслюков, Р.Славский, А.Бойко и др.

 

6-ой Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) способствовал возрождению и развитию режиссуры массовых представлений и зрелищ на площадях и стадионах, фестивалей (И.Туманов, И.Шароев, В.Головко и др.).

 

Усилиями Шароева создана в ГИТИСе (ныне РАТИ) кафедра (1968), позднее отделение режиссеров эстрады и массовых зрелищ. Выпускники РАТИ М.Котляр, С.Дитятев, А.Новицкий и др. зарекомендовали себя талантливыми постановщиками на эстраде. Нельзя не отметить С.Винника - постановщика "Славянского базара". В 90-е годы в связи с реорганизацией концертной работы рождаются новые постоянные коллективы: вокалисты, музыканты стремятся к большим постановочным шоу, требующим режиссуры. В иных случаях функции режиссера выполняют продюссеры, создающие вокально-хореографические программы (Б.Алибасов). Режиссеры возглавляют возникающие маленькие театры: "Летучая мышь" Г.Гурвич, "Четвертая стена" - В.Жук (оба выросли на капустниках). Жизнь показывает, что развитие эстрадной режиссуры связано с существованием эстрадных театров и творческих мастерских. Стабильность таких коллективов дает режиссерам простор для поисков, способствует рождению новых художественных форм оригинальных представлений и номеров.

 

Творчество Аркадия Исааковича Райкина

 

На Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году вторую премию по разделу "Разговорных жанров" получил молодой, малоизвестный артист Аркадий Исаакович Райкин (родился в 1912 году).

 

Окончив в 23 года Ленинградский театральный институт, Райкин поступил в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, но вскоре там заскучал - при выпуске двух-трех спектаклей в год, молодому актеру играть почти не приходилось. Но вот заболел исполнитель бессловесной роли в спектакле "Начало жизни" Первомайского и Райкин эту роль сыграл так, что в журнале "Искусство и жизнь" появилась восторженная рецензия. Критик писал, что Райкин проводит свою роль эстрадно. Тогда молодой артист и решил попробовать свои силы на эстраде. На студенческих вечерах, потом и в рабочих клубах он начал конферировать. Случай помог ему выйти на большую сцену - заболел конферансье эстрадного театра Сада отдыха. Это произошло летом 1938 года. Уже первые выступления принесли артисту большой успех, а на следующий год он конферировал в Москве, в "Эрмитаже".

 

Что привлекало и очаровывало зрительный зал в Райкине? В отличие от привычных конферансье - уверенных, развязных и громкоголосых, Райкин поражал своей мягкой, несколько застенчивой манерой. Он выходил на авансцену - молодой, подвижный, легкий и притягивающий особой душевной открытостью, и через несколько минут знакомства с аудиторией становился "своим". Завораживали его скромная улыбка, ровный, даже тихий голос. Райкин брал стул. "Вы все сидите, и я сяду", - говорил он, располагая к задушевной беседе. В других случаях Райкин выходил вместе с патефоном, который становился его говорящим партнером. "Открывайте занавес! Чего вы стоите?" - произносил "патефон". Этот прием помогал Райкину усиливать игровое начало, что было характерно для входившего тогда в моду парного конферанса. В умении быть собеседником, приятным, ненавязчивым, интересным - одна из главных особенностей дарования артиста. Эта особенность и привела Райкина на эстраду в роли конферансье.

 

Когда Райкин только начинал свой путь конферансье, он главным образом создавал комические пародийные сценки. Например, он изображал милиционера, звонаря-докладчика, врача, циркового шпреха, Чарли Чаплина. Каждый из них по-своему выступал в роли конферансье и объявлял номер артиста, читавшего рассказ "Мишка". В другом случае артист собирался говорить... но в это время у него во рту появлялся шарик. Райкин вынимал шарик, но едва он открывал рот, а там другой шарик, потом третий, четвертый, пятый... Или Райкин собирался произнести вступительное слово и, совершенно неожиданно за лацканом пиджака у него оказывался стакан с чаем. Но уже скоро артиста перестают удовлетворять только сценические шутки. Жанр конферанса становится тесным для масштабов дарования Райкина. И Райкин задумывается о создании Театра миниатюр, в котором он мог бы стать художественным руководителем и ведущим актером.

 

Первые практические шаги по созданию театра были сделаны осенью 1939 года. В это время в Ленинграде готовился к открытию Театр эстрады и миниатюр. Конферировать в этот театр был приглашен Райкин. Готовясь к премьере, Райкин хотел как можно дальше отойти от обычного конферанса, стать полноценным участником всего спектакля. Вскоре он становится не только ведущим актером, но и художественным руководителем театра. В Театре миниатюр талант Райкина расцвел особенно ярко. Он отлично чувствовал смешное и умел это смешное тонко и умно показать зрителям. А рядом с сатирой и юмором, как и прежде, лирика и патетика. Так, в сценке "Жанна на шее" Райкин играет человека, который в пожилом возрасте ушел от семьи к молодой женщине, но через год выясняется, что любви то настоящей нет. И уже от своего лица Райкин полуутвердительно спрашивает зрителей: "Не смешно?".

 

Райкин все больше задумывается о репертуаре. Вместе с авторами он стремился к парадоксальности сцен, к неожиданным поворотам сюжетов, к гротеску. Сатира Райкина била по обывателям, халтурщикам, начетчикам, хвастунам, взяточникам, равнодушным людям. Аркадий Райкин за годы своей творческой работы на эстраде создал бесчисленное количество самых разнообразных персонажей.

 

Кроме обычных для театра миниатюр номеров в программе появился МХЭТ, что расшифровывалось как Малый Художественный Эстрадный Театр. На фоне небольшого занавеса с изображением фантастической птицей чайкой-гусем двумя актерами (Райкин и Г. Карповский) разыгрывались маленькие, на две-три минуты, сценки с неожиданным сюжетным поворотом в финале. Это было похоже на инсценированный анекдот. (Почтенный лектор с пафосом призывает беречь социалистическую собственность. Упоенный своим красноречием, он ломает указку, а потом и кафедру. Или, гражданин переходит улицу в неположенном месте. Услышав свисток милиционера, он прикидывается слепым, и милиционер сам осторожно переводит его через улицу.) Миниатюры МХЭТа позволили Райкину показать свое удивительное искусство трансформации, безупречное ощущение ритма внутренней жизни персонажа, мастерство актерского перевоплощения. Авторы и режиссеры, работая с Райкиным, находили идеальное сценическое воплощение.

 

Первая, целостная программа Ленинградского театра эстрады и миниатюр "На чашку чая" была написана Поляковым в 1940 году. Кроме новых миниатюр МХЭТа, в программу была включена одна из ранних работ Райкина - комическая пантомима "Рыболов", где артист создавал характер маленького, незадачливого, но неунывающего человека, которому фатально не везет во всем, даже в рыбной ловле.

 

Заметной вехой в творческой биографии Райкина стала следующая программа, выпущенная накануне войны, - "Не проходите мимо!", автором которой снова был Поляков. В ней впервые Райкин прочитал публицистический фельетон "Невский проспект". Постановку осуществлял режиссер цирка и эстрады А. Арнольд. Монолог густо "населялся" людьми и каждый из них, охарактеризованный двумя-тремя словами, становился живой фигурой. Люди встречались, расходились, обменивались репликами. По ходу "прогулки" Райкин затрагивал самые различные темы, говорил о строительстве, о театрах, о магазинах, о памятниках и даже о телефонах-автоматах.

 

За период работы Ленинградского театра миниатюр или "Театра Райкина" поставлено множество спектаклей, а самим Райкиным сыграно более тысячи ролей. Выделим некоторые из них.

 

"Своими словами" (авторы В.Масс и М.Червинский). Летом 1945 года Ленинградский театр миниатюр гастролировал с этим спектаклем в Москве. Идейным стержнем этого веселого, музыкального представления был исполненный Райкиным лирический фельетон "Дорогие мои земляки". На маленькой станции встречались фронтовики: одни ехали на запад, другие на восток. В привокзальной суете, на ходу обменивались замечаниями, шутками, узнавая земляков.

 

"Приходите, побеседуем!" (1946 г. авторы те же). Центральным номером был фельетон - пьеса-монолог "Мои современники". Действие переносилось в 80-е годы, на 40 лет вперед. На эстраде старик, листая страницы пожелтевших газет, вспоминал прошлое. Одной из лучших работ Райкина стала миниатюра "Человек остался один".

 

"Откровенно говоря" (1947г. автор В.Поляков). Одним из лучших был фельетон "В гостинице "Москва". Артист рассказывал о людях, приехавших в столицу со всех концов страны. Более тридцати персонажей представало перед зрителями в изображении Райкина. А в миниатюре "Из окон дома" речь шла о воспитании детей. Декорация показывала фасад дома. Из разных окон поочередно выглядывали пятеро "воспитателей", предлагавшие различную "методику" воспитания.

 

В послевоенный период в спектаклях Ленинградского театра миниатюр занимает все больше места международная тема и политическая сатира: "На разных языках", "Любовь и коварство", "Вокруг света в 80 дней", "Под крышами Парижа", "Смеяться, право не, грешно". По силе сатирического обличения в программах выделялся номер "Лестница славы", который долго оставался в репертуаре Райкина. На эстраде у подножия лестницы стоял скромный молодой человек и приветливо разговаривал с другом. Но, восходя по "лестнице славы" от ступеньки к ступеньке наш герой заметно менялся. В том же сатирическом ключе решалась другая миниатюра "Непостижимо". Райкин показывал в ней некого Петра Сидоровича, его рабочий день, который ничем не отличался от обычного, за исключением того, что у героя буквально исчезала голова. Но никто этого не замечал (вспоминается "Нос" Гоголя - гротесковый прием см.стр.29). Гротесковый прием есть и в миниатюре "Наш знакомый" или "Почти по Гоголю", герой которой, представившись как Хлестаков Иван Александрович, говорил, что так любит критику и самокритику, что в случае чего готов даже сам на себя послать анонимку.

Информация о работе Эстрадное искусство