Эстрадное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:46, реферат

Описание работы

Слово "эстрада" происходит от латинского "strata", что означает "настил", "помост", "возвышенная площадка". Этот смысл сохранился и в наши дни, но очевидно, что не единственный. Ведь и "театр" в первоначальном значении не более чем "место для зрелища". В словаре Даля - это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки".

Работа содержит 1 файл

Эстрадное искусство.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

Новые спектакли продолжали появляться ежегодно: "Времена года", "Белые ночи", "Любовь и три апельсина" (по мотивам сказок К.Гоцци, тесная связь с "Принцессой Турандот" и масками комедии дель арте. Райкин не раз сам упоминал свою внутреннюю связь как артиста с итальянской комедией масок), "От двух до пятидесяти" (сост. из 20-ти миниатюр), "История одной любви" (четыре времени года - четыре периода жизни человека - юность, молодость, зрелость, старость), "Время смеется", "Волшебники живут рядом", "Светофор", "Участковый врач" (монопьеса авт. М. Жванецкого). Спектакли 70-х годов: "Плюс-минус", "Зависит от нас".

 

Особенную популярность завоевали такие миниатюры, как: "Одиннадцать неизвестных", "Борьба с проклятой", "Поезд жизни", "Невероятно, но факт", "Талант", "Коликчество и какчество", "Юбилей", "Джульетта", "Взятка", "В приемный день", "Дефицит" (М.Жванецкий), "Век техники"(М.Жванецкий).

 

В 60-е годы начались выезды театра за границу: Польша, Болгария, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Германия, Англия. Некоторые номера исполнялись на языке страны. Английские зрители сравнивали Райкина с великими комиками - Гроком и Чаплиным. Сравнение с Чаплиным не случайно. С мыслями о нем Райкин начинал работать на эстраде. В одной из первых программ театра он выходил в маске Чаплина, исполняя песенку и танец из кинофильма "Новые времена".

 

Помимо авторов, в театре выросли талантливые актеры: Р.Карцев и В.Ильченко, Г.А.Новиков, О.Н. Малоземова, Р.М.Ром, В.З.Горшенина, В.Н. Ляховецкий, М.И.Максимов, Т.Д. Кушелевская и др. У Райкина многое заимствовал Л.Горелик, учеником Райкина называет себя Г.Хазанов.

 

Эстрада в период Великой отечественной войны

 

С первых дней войны вместе со всем народом мобилизовались на борьбу с врагом и деятели советского искусства, в том числе и артисты эстрады. Более ста тысяч концертов дано артистами эстрады за годы войны на фронте, более шестисот артистов эстрады награждено орденами и медалями за оборону Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Кавказа. Не было такой части в армии, куда бы не добирались артисты эстрады. Мобильность эстрадного искусства позволила артистам быстро откликаться на события дня, поднимать настроение бойцов перед боем, поддерживать и утверждать в них чувство патриотизма.

 

Буквально в первый день войны стали создаваться концертные бригады артистов для обслуживания призывных пунктов страны, откуда уходили на фронт вчера еще мирные жители. С подмостков, иногда наспех сделанных в военкоматах, школах, клубах звучали знакомые песни о Родине, о героизме. Вслед за Красной Армией двинулись на фронт и артисты эстрады.

 

В числе первых были бригада М.Гаркави, с которой выезжали В.Хенкин и Л.Русланова, бригада С.Балашова, куда входили такие артисты, как акробаты Лаврентьевы, манипуляторы Н. и В.Кузнецовы, бригада С.Пищика в составе Л.Мирова и Е.Дарского, В.Дыховичного, М.Раскатова и Р.Симановской (музыкальный номер), Т.Леман эксцентрическая шутка.

 

С первых дней войны постоянно на фронте чтецы Н.Эфрос и П.Ярославцев, танцевальная пара А.Редель и М.Хрусталев, жонглер В.Спивак, вентролог М.Донская, конферансье Н.Плинер, певицы К.Шульженко, Е.Орленева и Э.Назарова, украинский юморист М.Глек, сатирики Н.Тоддес и Л.Домогацкая, И.Набатов и многие другие артисты эстрады. К октябрю 1941 года было послано на фронт 42 бригады артистов, а к маю 1942 года их стало уже 61. Среди них было много бригад и из республик, в составе которых были лучшие артисты национального искусства. Подмостками на фронте служило все - и грузовик с откинутыми бортами, поляны, просеки, крыши, палубы, просто дорога. Концерты давались в окопах, блиндажах, банях, на чердаках, в землянках.

 

М.Миронова рассказывает, что в одном из концертов на Калининском фронте в 1942 году ей пришлось выступать... в болоте. В нарядном голубом платье, в серебряных туфлях она стояла на брезенте, постеленном прямо поверх болота. А Анна Редель и Михаил Хрусталев с улыбкой танцевали "Акробатический вальс" в дорожной грязи. Около 25 тысяч концертов дали артисты Ленинградской эстрады в период девятисотдневной блокады города. Когда открылся единственный театр, оставшийся в Ленинграде, музыкальной комедии, думали, что затея безрассудна - мрак, голод, холод, обстрелы. Но театр ежедневно был переполнен. Находились люди, которые меняли хлеб на билеты. Билет стоил дорого - четыреста граммов хлеба.

 

В бригады эстрадных артистов, обслуживавших население города и фронтовые бригады Ленинградского фронта, входили артисты К.Шульженко и В.Коралли со своим джазом, чтецы Д.Лузанов, А.Шрамкова, Н.Персианинов, Л.Александрова, В.Яблонская, фельетонисты П.Курзнер, А.Егорова, М.Волжский, конферансье К.Гузынин, певица М.Истомина, танцоры Е.Блажевич и А.Радлинский, танцевальная пара П.Павлов и Р.Родэ, частушечник Б.Козюков, рассказчики В.Зотов и П.Заикин, эксцентрик А.Матов, трансформатор В.Кавецкий, акробатическая пара Т.Птицина и Л.Маслюков и др.

 

В 1942 году в блокадном Ленинграде под руководством Е.Гершуни состоялся оригинашльный концерт. Один за другим на сцене появлялись цирковые номера. В роли ведущего выступал К.Гузынин. Коверным клоуном был Павел Алексеевич, который выступал с партнершей В.Степановой, иллюзионист - А.Казини, жонглер Рапитто. Представление имело большой успех и Политуправление фронта предложило представить проект организации фронтового цирка.

 

За рекордно короткие сроки подготовили новые программы и многие ведущие эстрадные коллективы Москвы. Джаз-оркестр Л.Утесова, который изъездил всю страну, создал новые программы военных и патриотических песен: "Бей врага", "Напевая, шутя, играя", "Богатырская фантазия", "Салют". Репертуар Ленинградского эстрадного ансамбля под руководством К.Шульженко и В.Коралли тоже состоял в основном из песен советских композиторов. Песни Шульженко - мягкие, задушевные, лирические - были очень любимы зрителям фронта и тыла: "Синий платочек", "Руки", "Мама", "Старые письма", "Родная сторона".

 

Появились произведения, в которых патриотическая тема решалась не прямолинейно, а через обращение к самым сокровенным сторонам души. Огромным успехом пользовались на фронте песни о любви, о дружбе, о Родине. Артисты исполняли в концертах то, что больше нравилось бойцам. Поэтому и ставила в тупик руководителей эстрады статистика - на долю лирики, шутки, сатиры падало 80 процентов исполняемых произведений. Это песни на стихи Суркова, Симонова, Светлова, Уткина, песни Соловьева-Седого, Богословского, Фрадкина, Блантера, Хренникова и др.

 

Бойцы охотно слушали и пели "Синий платочек", "Огонек", "Темную ночь", народные песни - "Ноченька", "Метелица", "Тройка", "Всю-то я вселенную проехал", "Калинка", "Степь да степь кругом", "Вниз по Волге реке", "Черные очи" и многие другие. Нравились веселые и задорные песни: "Вася-василек", "На солнечной поляночке" (муз. Соловьева-Седого, сл.А.Фатьянова).

 

Многие песни, написанные в годы войны стали подлинно народными: "Ой, туманы мои, растуманы", "Священная война", "До свиданья, города и хаты" (муз.В.Захарова, сл.М.Исаковского), "Землянка" (муз. К.Листова, сл.А.Суркова), "Моя любимая" (муз. М.Блантера, сл. Е.Долматовского), "На солнечной поляночке" (муз. Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова).

 

 

Эстрадные конкурсы и фестивали

 

На протяжении 30-х годов неоднократно проводились смотры и конкурсы, но в основном мастеров художественного слова, жанра, который в то время занимал, чуть ли не лидирующее положение на эстраде. Благодаря своим воспитательным и идеологическим функциям в 1937 году состоялся 1 Всесоюзный конкурс, призовые места заняли В.Яхонтов, Д.Орлов, Д.Журавлев, А.Шварц, С.Балашов и Э. Каминка. В последующие десятилетия проведение Всесоюзных и Всероссийских конкурсов мастеров художественного слова продолжалось.

 

Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады состоялся в декабре 1939 года по решению Комитета по делам искусств с целью выявить и привлечь на эстраду молодых актеров, отметить лучшие номера, провести "смотр" эстрадного репертуара.

 

Конкурс проводился по разговорному, вокальному и танцевальному жанрам. Председателем жюри был И. Дунаевский, зам. Л. Утесов; члены жюри Ардов, Зощенко, Ильинский, Мессерер, Моисеев, Смирнов-Сокольский, Яхонтов.

 

Лауреаты разговорного жанра - А.Райкин, М.Миронова, А.Гузик, Н.Эфрос и П.Ярославцев;

 

вокального - К.Шульженко, А.Погодин, К.Джапаридзе и др.

 

танцевального - дуэты Редель и Хрусталева, Мирзоянц и Резцова и др.

 

Второй Всесоюзный конкурс, намеченный на июнь 1941 года, удалось провести только в 1946 году после окончания войны. В жюри Е.Кузнецов (председатель), Утесов, Михалков, Хенкин, Смирнов-Сокольский, Ханум и др.

 

Лауреаты:

 

разговорный - Тимошенко и Березин, Орлов и др.;

 

вокальный - дуэт Лядовой и Пантелеевой и др.;

 

эстрадно-циркового и оригинального - Птицина и Маслюков, Славский и Воронцова, Байда и др.4

 

ТРЕТИЙ (1958), ЧЕТВЕРТЫЙ (1970), ПЯТЫЙ (1974), ШЕСТОЙ (1979), СЕДЬМОЙ (1983), ВОСЬМОЙ (1987)

 

Среди лауреатов этих конкурсов были:

 

разговорный и конферанс - Карцев и Ильченко, Петросян, Новикова, Хазанов, Арлазоров, Шифрин, Ткаченко, Заворотний и др.;

 

вокальный и ВИА - Лещенко, ВИА "Песняры", Пугачева, ВИА "Поющие сердца" и "Самоцветы", Суржикова, Отиева и др.;

 

цирковому и оригинальному - Полунин и Скворцов, Резниченко, Оплетаев и др..

 

Параллельно с Всесоюзными конкурсами, начиная с 1960 года, проводились Всероссийские конкурсы артистов эстрады.

 

Лауреатами первого конкурса (председатель жюри Смирнов-Сокольский) стали Зыкина, Эсамбаев, Суржиков, Бельды и др.

 

Благодаря высокой результативности первого конкурса они стали проводиться почти ежегодно. Лауреатами этих конкурсов стали ансамбль "Дружба" под управлением Броневицкого с солисткой Пьехой, Хиль, Бичевская, ВИА "Поющие сердца"; артисты разговорного жанра Писаренков, Дитятев, Винокур, Филатов; конферансье Пестряков, Баскин и др.; оригинального жанра - Кирюшкины, Данилин, Беренштейн и др. Специальными грамотами отмечались также работы драматургов, режиссеров, балетмейстеров.

 

Возобновляя традиции, С.-Петербург совместно с Министерством культуры РФ в 1996 году провели первый Российский Открытый конкурс артистов эстрады (председатель жюри Брунов, члены жюри: Ширвиндт, Альтов, Бенцианов, Бабкина, Сонин, Славский и др.) Гран-при получил артист разговорного жанра выпускник ГУЦЭИ Марат Рави; успешно выступили представители циркового и оригинального жанров Азаров, Емелин и Загорский и др.

 

С конца 70-х годов проводится много песенных конкурсов и фестивалей: фестивали советской песни "Красная гвоздика" в Сочи (с 1976 года), в Юрмале (с 1986 года). В 90-е годы - в Ялте, польской эстрадной песни в Витебске, переросший в международный фестиваль - праздник славянской культуры "Славянский базар". Рок-фестивали в подмосковной Черноголовке, Тбилиси, Ленинграде. Фестивали авторской (бардовской) песни в Самаре. Фестивали джазовой музыки в Таллине, Москве, Риге, Донецке и др.

 

Начиная с 60-х годов советские артисты принимают активное участие в международных фестивалях и конкурсах. Музыканты с успехом выступают на международных фестивалях в Праге, Варшаве. Призовые места в Сопоте, Варне ("Золотой Орфей"), Братиславе ("Братиславская лира"), Дрездене и др. завоевывают вокалисты. Артисты оригинальных жанров получают Гран-при на международных конкурсах в Карловых Варах, в Праге, Монте-Карло.

 

Фридрихштат-Паласт

 

ЦИРК И ВАРЬЕТЕ

 

 

Несмотря на некоторое сходство варьете и цирка, каждый из этих очагов циркового искусства имеет свой особый характер.

 

Варьете со своей сценой - это театр (правда, театр особого стиля, с особыми задачами). Кроме чисто цирковых номеров в нем широко представлены сюжетные обозрения, конферанс, художественное чтение, жанровые песни, арии из опер и оперетт, балет, эстрадные танцы и т. д.

 

Цирк - царство больших представлений с дрессированными животными. Здесь в центре внимания верховая езда, джигитовка, дрессированные хищники, экзотические животные, слоны, а также воздушные номера. Эти представления непригодны для варьете по техническим причинам. На подмостках больших варьете иногда устанавливается большая клетка с хищниками и демонстрируется дрессировка лошадей, чтобы поразить публику необычным зрелищем. Но, как правило, здесь предпочитают работать с маленькими животными - собаками, обезьянами.

 

Манипуляторы и многие иллюзионисты, которым невыгодно, чтобы их наблюдали со всех сторон, предпочитают сцену варьете по этой причине, а также потому, что их реквизит на большом отдалении в цирке плохо различим. Номера художников-моменталистов имеют больший успех в варьете, так как в цирке половина зрителей, находящихся позади и по обе стороны мольберта, ничего не видит,

 

Многие номера акробатов, жонглеров, эквилибристов одинаково пригодны и для варьете и для цирка, например, такие, как 2 Хортини, 5 Аркус, Марсо, Альбатросы, Валластоны, 2 Тонеллис, Эсперантос (все они знакомы жителям Москвы и некоторых других советских городов по гастролям немецких цирковых ансамблей).

 

Важнейшим элементом варьете является танец. Счастливо то варьете, которое имеет собственный балетный ансамбль. "Фридрихштадт-Паласт" располагает одной из крупнейших балетных трупп (около пятидесяти танцовщиц и танцоров), художественное и техническое мастерство которой не уступает балетным труппам некоторых оперных театров. Другим театрам-варьете, которым средства не позволяют иметь собственные балетные труппы, приходится прибегать к услугам странствующих коллективов. Иногда маленькие варьете приглашают всего лишь танцевальные дуэты. В качестве разновидности этого жанра в цирке можно назвать акробатический танец.

 

Танец как жанр идеально подходит для цирка с его круглой ареной. Однако в цирках, где технически трудно оборудовать на манеже вполне пригодную танцевальную площадку, нельзя поставить танца, претендующего на художественную ценность. Даже отличные танцовщицы и танцоры рискуют (как это уже не раз бывало) показаться дилетантами, если в цирке нет твердой площадки и им приходится работать на качающихся, неплотно сбитых досках или просто на опилках манежа.

Информация о работе Эстрадное искусство