"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: рассмотреть произведение «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философскую сказку.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать особенности жанра произведения;
• обозначить философскую тематику и романтические традиции;

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого  и создать узы дружбы: “Где же люди? – вновь заговорил наконец  Маленький принц. – В пустыне  все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.

Одиноким, никем не понятым  чувствует себя и автор. Его одиночество  среди людей близко одиночеству  Маленького принца. Истинное дарование  человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.

Одна из ключевых философских  тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.

“Серьезные люди” с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и Маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты.

 

Глава 2. Художественный анализ произведения «Маленький принц»

 

Написанные  в традиции романтической философской  сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как  мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц – это  символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл  вещей и собственной жизни.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо  в ней таятся родники, найти которые  человеку помогает только сердце.

Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с пустыней. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с “планеты детства”. Поэтому значение этого образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная  с ним тема мира взрослых людей  и — линия Маленького принца, история его жизни.

Первая глава повести  является вводной, ключевой к одной  из важных проблем произведения —  проблеме “отцов” и “детей”, к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегда носил с собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то “слишком хилым”, то “слишком старым”... “Вот тебе ящик, — говорит рассказчик ребенку, — а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется”. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять — вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.

Летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, “которая вся-то величиной с дом” и называется “астероид Б-612”. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, “это очень скучная работа”. Но у него есть “твердое правило”: “...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету”. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Но установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да — тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову: “Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: “Ты говоришь, как взрослые” и “ничего не понимаешь”, как тот господин “с багровым лицом”, что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: “Я человек серьезный! Я человек серьезный!.. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который “в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. “Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!”

Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя “ужасно неловким и неуклюжим”.

Далее по повести  следует рассказ о Маленьком  принце и его планете и здесь  особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”

Рассказывая эту  историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. “Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!” Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно “увидеть” только сердцем.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал  Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно  шесть планет, Маленький принц  на каждой из них сталкивается с  определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На планете  короля Маленький принц не может  понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо  тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих  двух планетах Маленький принц встречает  честолюбца и пьяницу — и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение “ложным” идеалам.

Но самым  страшным в нравственном аспекте  оказывается деловой человек. Его  душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: “...вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, — так рассуждает малыш. Но “верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

За недоумением  маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что  происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. “Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!” — утверждает автор.

Не найдя  того, что искал малыш, на маленьких  планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Самое сильное  впечатление переживает Маленький  принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: “его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед  ним “пять тысяч точно таких  же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана “ростом мне по колено”.

Вот тут-то и  приходит на помощь герою Лис. Издавна  в сказках Лис (а не лиса) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания.

Лис открывает  малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о  чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: “Их носит ветром”. А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? Замечает: “Даже сам машинист не знает этого”. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о “простых истинах”: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что  принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как  и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но  если ты меня приручишь, мы станем нужны  друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...” Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную  жизнь. И еще один секрет открывает  Лис малышу: приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе.

Маленький принц  постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

Информация о работе "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка