"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: рассмотреть произведение «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философскую сказку.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать особенности жанра произведения;
• обозначить философскую тематику и романтические традиции;

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

О дружбе говорит  и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования – в посвящении. В авторской системе ценностей  тема дружбы занимает одно из главных  мест. Только дружба способна растопить  лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле  своего нового друга Лиса. “Нет в  мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Глубокий смысл  скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький  принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он [Маленький принц]. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Маленький принц  спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

“Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет, пока вера выведет нас к ней.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее  звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Композиция  произведения весьма своеобразна. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность строения такого сюжета в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Начало и  конец повести “Маленький принц” имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.

Время, которое  летчик и принц – взрослый и  ребенок провели вместе, они открыли  для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

 

Заключение

 

“Маленький  принц” – это не традиционный и  общепринятый, знакомый всем вид сказки-притчи, это новый ее вариант, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. Это подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.

В повести очень  богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов.

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая  манера Сент-Экзюпери — это переход  от образа к обобщению, от притчи к  морали. Нужно обладать великим писательским талантом, чтобы видеть мир так, как Экзюпери.

Язык его  произведения естественен и выразителен: “смех, точно родник в пустыне”, “пятьсот миллионов бубенцов”. Казалось бы, обыденные, привычные понятия  неожиданно приобретают у него новый  оригинальный смысл: “вода”, “огонь”, “дружба”. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: “они [вулканы] спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться”; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: “дети должны быть очень снисходительны к взрослым”, “если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...” или “у людей уже не хватает времени что-либо узнавать”.

В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный  смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом  особенностей. Это доверительная  беседа старых друзей – так автор  общается с читателем. Поэтому хочется  ему верить, зная, что он никогда  не обманет.

Следует сказать о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых она прочно вошла  в круг детского чтения.

Не все доступное  взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

Так же детям  близко видение авторского идеала в  детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их “практической пользой”.

 

 

 

Библиографический список:

 

1) Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. – М.: Московский лицей, 1999. – с. 304.

2) Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. – М.: Радуга, 1983. – с. 208.

3) Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. – Л.: Просвещение, 1973. – с. 124.

4) Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. “Зорко одно лишь сердце”. // Литература в школе, 1992, №1.

5) Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31.

 


Информация о работе "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка