«Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине, и одним из самых крупных его произведений вообще стала книга «Жизнь Арсеньева», над которой он проработал в общей сложности свыше одиннадцати лет — с 1927 по 1938 год.
Замысел большой автобиографической книги зародился у Бунина, по свидетельству его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, еще в 1920 году, однако к работе над романом он приступил лишь семь лет спустя, 22 июня 1927. Первоначально роман был назван Иван Алексеевич «Истоки дней», но позже название было изменено.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………3
Роман в контексте Русской литературы XIX в………4
Прототипы главных героев. ……………………………….8
а) Орловские улицы на страницах романа……………13
Основные темы произведения……………………………14


Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по русской литературе (Бунин).doc

— 154.50 Кб (Скачать)

ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ  И КУЛЬТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 

« Орловские» мотивы в романе 

И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел 2005 г. 
 
 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

  1. Роман в контексте Русской   литературы XIX в………4
  2. Прототипы главных героев. ……………………………….8

    а) Орловские улицы  на страницах романа……………13

  1. Основные темы произведения……………………………14

           

                 

Заключение…………………………………………………………….22

 Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

    Самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине, и одним из самых крупных его произведений вообще стала книга «Жизнь Арсеньева», над которой он проработал в общей сложности свыше одиннадцати лет — с 1927 по 1938 год.

    Замысел  большой автобиографической книги зародился у Бунина, по свидетельству его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, еще в 1920 году, однако к работе над романом он приступил лишь семь лет спустя, 22 июня 1927.      Первоначально роман был назван Иван Алексеевич «Истоки дней», но позже название было изменено.

    Особое  место в романе занимаю орловские  мотивы, так как  в жизни   Бунина Орел во многом становится  точкой отсчета: первая работа - сотрудником газеты «Орловский  вестник», начало путешествий по  древним русским местам, зарождение и развитие глубокого чувства к Варваре Пащенко, осмысление своего творческого предназначения. «Родником сильным и чистым» для бунинского  творчества назвал Орловщину О. Михайлов. Сохраняет этот город свое  значение и для героя романа. 

      «Орловские страницы» позволяют наиболее полно раскрыть жанровое своеобразие романа, образ главного героя, которого, учитывая специфику произведения, называют также лирическим.

   Исследования  значения орловского периода  в жизни главного героя –  Алексея Арсеньева - в соотношении с жизнью самого Бунина позволяет еще раз осмыслить специфику художественного претворения жизненного материала в лирической прозе, особенности трансформации реального прототипа в образе главного героя.

    Создавая  роман  о развитии, взрослении, становление художественной личности  в самом широком общечеловеческом смысле, Бунин, тем не менее, конкретизирует тему Орла. Можно предположить, что  без особенного влечения Бунина к  этому рядовому губернскому городу была бы невозможна параллель, проведенная писателем через годы: «Россия, Орел, весна… И вот Франция, юг, средиземные зимние дни».(13,56)

     Многие факты  из жизни автора  переносятся и в судьбу  Алеши  Арсеньева, а  некоторые события  даже перекочевывают в Орел  из Одессы; главные события происходят именно здесь: ожидание перемен перед поездкой в Орел; осмысление своего «кровного родства» с Россией через славное историческое прошлое Орла; уверенность в своем поэтическом даре, которую дает принадлежность к «городу Лескова и Тургенева», чувства первой любви, окрашивающей особым светом городские пейзажи. Как можно заметить, место и время действия в романе рассматриваются в зависимости от мыслей чувств лирического героя, через призму его восприятия. Арсеньев погружен  исключительно в творчество, самоопределение, философские проблемы, чувство любви. Бунина в этот период, кроме того, волнует финансовый вопрос, проблема жилья, неудовлетворение от рутинной работы.                     Следовательно, автора в  первую очередь интересует раскрытие  духовного мира героя, он выступает как писатель- психолог. Таким образом, Орел в изображении  Бунина становится символом юности, весны, любви, лучших воспоминаний.

    Орловские  эпизоды в романе «Жизнь Арсеньева»  позволяет провести четкую границу  между автором и лирическим героем, сопоставить временные особенности, изображение реальных фактов в действительности и в  художественном произведении.

   Раскрытие  этой темы предполагает указать,  как отразились пережитые автором  события, собственные воспоминания  и личные впечатления в произведении писателя. Для творчества Бунина большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми  и  его личная переписка.

   Тема  Орла  была выделена  многими  исследователями творчества Бунина, как всероссийскими, так и местными краеведами и филологами. Для настоящей курсовой работы большое значение  имели труды по биографии Бунина: Баборенко А. К. И.А. Бунин: материалы для биографии (1870 – 1917), Смирнавой А. А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество, и другие. Воспоминания его друзей и близких: Муромцева – Бунина И. Н. Жизнь Бунина: Беседа с памятью, Одоевцева И. На берегах сены. Также не мало важны статьи, опубликованные в местных сборниках.   

   I Роман  в контексте русской литературы XIX века

      «Жизнь Арсеньева» - единственное у Бунина крупное произведение эпического жанра – стало одним из наиболее ярких явлений прозы русского зарубежья 20 – 30-х годов, самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине. Готовился он к написанию книги очень давно и исподволь — вероятно, тогда, когда почувствовал себя зрелым писателем, которому, как всякому творческому человеку, хочется оставить свой след на земле.

    «Во  - все времена и века, - писал  он,— с детства до могилы  томит каждого из нас неотступное  желание говорить о себе — вот бы в слове и хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизнь — и вот первое, что должен я засвидетельствовать о своей жизни: это нерасторжимо связанную с нею и полную глубокого значения потребность выразить и продлить себя на земле... Да, Книга моей жизни — книга без всякого начала... Но она и без конца, потому что, не понимая своего начала, не чувствуя его, я не понимаю, не чувствую и смерти... Не раз испытал я нечто поистине чудесное. Не раз случалось: я возвращаюсь из какого-нибудь далекого путешествия, возвращаюсь в те степи, на те дороги, где я некогда был ребенком, мальчиком,— и вдруг, взглянув кругом, чувствую, что долгих и многих лет, прожитых мною, как не бывало. Я чувствую, что это совсем не воспоминание прошлого: нет, просто я опять прежний, опять в том же самом отношении к этим полям и дорогам, к этому полевому воздуху, к этому тамбовскому небу, в том же самом восприятии и их и всего мира, как это было вот здесь, вот на этом проселке в дни моего детства, отрочества... Нет слов передать всю боль и радость этих минут, все горькое счастье, всю печаль и нежность их!.. Не раз чувствовал я себя не только прежним собою — ребенком, отроком, юношей, но и своим отцом, дедом, прадедом, пращуром; в свой срок кто-то должен будет чувствовать себя — мною...»

   Вот  таким настроением был охвачен  писатель, когда писал Арсеньева  — «книгу своей жизни».

  Книга  Бунина примыкает к тем автобиографическим произведениям русской классической литературы XIX века, которые повествуют о детстве и юности выходца из дворянской, помещичьей среды. «Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова — самые замечательные из произведений этого рода.

      Бунину суждено было создать  последнюю в истории русской литературы автобиографическую книгу писателя-дворянина, она стала наиболее выдающейся из длинного ряда таких книг, написанных за рубежом.

  При всем  своем художественном своеобразии  книга Бунина не изолирована  от всего предшествующего творчества писателя, она подготовлена целым рядом его произведений, основанных на воспоминаниях детства и юности, начиная от созданного на заре литературной деятельности рассказа «Первая любовь» и кончая такими написанными в год начала работы над «Жизнью Арсеньева» рассказами, как «Божье древо» или «Подснежник». В «Жизни Арсеньева» объединены, синтезированы многие из тех тем, которые волновали творческое воображение Бунина на протяжении всех сорока предшествующих лет его литературной деятельности.

  Книга  была оценена современниками  как гениальное произведение мировой литературы. «К великому счастью, - писал К. Паустовский,- оно в первую очередь принадлежит  к литературе русской. В этой замечательной книге поэзия и проза слились воедино, слились органически, неразрывно создав новый замечательный жанр…»(14,1)

   Заслуги  Бунина перед искусством были  высоко оценены Европой. Его  сочинения издавались во Франции,  Германии, Англии, ими интересовались  исследователи литературы многих  европейских университетов. После  выхода в свет крупнейших произведений, а именно «Жизнь Арсеньева», которое было издано Лондоне в марте 1933 года, Иван Алексеевич получил высшее признание – Нобелевскую премию. В декабре 1933 года он в месте с Верой Николаевной, совершил путешествие в Швецию, ее столицу Стокгольм. Именно там была вручена премия русскому писателю – И.А. Бунину.

  Литераторы  до сих пор спорят, к какому  жанру можно отнести «Жизнь  Арсеньева»?  Эта книга является  настолько много плановым произведением,  что его лишь условно можно  назвать романом, в месте с  тем его сложно отнести к какому – либо известному литературному жанру. Это не художественная авто биография не история жизни и исповедь зрелого Арсеньева, где,  правда и художественный вымысел переплетаются во времени и пространстве. «Жизнь Арсеньева» кроме художественной биографии, вбирает в себя и мемуары, и лирико - философскую прозу. А пятая ее часть, кроме всего прочего, — еще и повесть о любви.

    Некоторые  современники рассматривали «Жизнь  Арсеньева» как биографию самого  автора, но  Иван Алексеевич решительно возражал против этого. В то же время по его признанию, в «Жизни Арсеньева» и впрямь много автобиографического, также как и в любом художественном произведении, в которое автор непременно вкладывает себя, часть своей души. Сам же он именовал «Жизнь Арсеньева» автобиографией вымышленного лица. Справедливо утверждая, что целиком «жизнь человеческую написать нельзя».

   Перед  началом очередной части своей  книги каждый раз останавливался  перед проблемой отбора самого  важного. Он писал свою книгу,  как бы сжимая время, соединяя несколько лет в один год. Это уплотнение времени писатель осуществил не только в том отношении, что соединял события, происшедшие в разное время. Главное было в том, что спрессовывались, сливались внутренние, душевные переживания героя, который очень быстро взрослел. По интенсивности чувств и мыслей «арсеньевский» год — это несколько «буннских» лет, а сам Алексей Арсеньев — как бы «сконцентрированный автор», в главных чертах его личности. Бунин наделяет Арсеньева в первую очередь чертами художника, поэта. Потому что, как мы знаем, сам Бунин считал себя всю жизнь главным образом лирическим поэтом и уже потом — прозаиком. И понятно, что замысел книги об Алексее Арсеньеве был именно замысел написать «жизнь артиста» — поэта, в чьей душе уже с детства переплавляются «все впечатленья бытия», чтобы впоследствии быть претворенными в слове. Таким образом «Жизнь Арсеньева», с одной стороны,— автобиография вымышленного лица, некоего собирательного «рожденного стихотворца», а не просто Ивана Алексеевича Бунина. С другой же стороны, эта книга — самая откровенная, лирическая, исповедальная из бунинских творений. В этом ее диалектика, слияние в ней реальности и вымысла. Отсюда и двуплановость книги; постоянное присутствие автора, прошедшего уже длинный жизненный путь, его теперешняя точка зрения, его сегодняшнее мироощущение, как бы вливающееся в то, давнее; взаимопроникновение былого и настоящего. Возврат шестидесятилетнего человека в собственное детство и юность — и тут же «скачок» в сегодняшний день, в собственную старость.

     Хронологически  книга Бунина  охватывает период времени примерно в 24 года из жизни Арсеньева, от рождения до разрыва с Ликой, чей образ становится центральным в пятой, заключительной, части романа, первоначально названной именем этой героини. Однако, по существу, хронологические рамки романа значительно шире — их раздвигают и экскурсы в предысторию арсеньевского рода, и отдельные попытки автора протянуть нить от далекого прошлого к современности. В целом «Жизнь Арсеньева»— та «книга о жизни», которую мечтает создать в период своей творческой зрелости почти каждый большой писатель, но осуществить удается лишь немногим.

     Характерной особенностью романа  является наличие в нем устойчивых, проходящих сквозь все произведение лейтмотивов, связывающих разнородные картины жизни единой философской концепцией, отражающей не столько процесс восприятия жизни юным героем, сколько процесс ее осмысления автором, когда он создавал свое произведение.

Информация о работе «Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»