«Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине, и одним из самых крупных его произведений вообще стала книга «Жизнь Арсеньева», над которой он проработал в общей сложности свыше одиннадцати лет — с 1927 по 1938 год.
Замысел большой автобиографической книги зародился у Бунина, по свидетельству его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, еще в 1920 году, однако к работе над романом он приступил лишь семь лет спустя, 22 июня 1927. Первоначально роман был назван Иван Алексеевич «Истоки дней», но позже название было изменено.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………3
Роман в контексте Русской литературы XIX в………4
Прототипы главных героев. ……………………………….8
а) Орловские улицы на страницах романа……………13
Основные темы произведения……………………………14


Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по русской литературе (Бунин).doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  У Арсеньева  было иначе. Начиная с одиннадцатой  главы, воссоздание уступает место преображению; очень сильному «сгущению» внутренних событий в жизни героя; происходит очень быстрое его взросление. Расставшись на время с Ликой, он целиком уходит в свой внутренний мир. Бунин опускает тяжелые годы своей жизни, годы нужды, случайной и неинтересной работы, душевной депрессии. Арсеньев как бы перешагивает весь этот период. Оставшись наедине с самим собой, он весь отдается борьбе с «неосуществимостью»: с тем, что он стремится выразить в слове и что пока не удается ему. Эта борьба за самое главное счастье — научиться «образовать в себе из даваемого жизнью нечто истинно достойное писания» — заслоняет все другие чувства и стремления. И вот в один прекрасный день на место душевных терзаний и мучительных поисков приходит озарение: спокойствие и очень простое решение: «без всяких притязаний, кое-что вкратце записывать — всякие мысли, чувства, наблюдения». Так рождается художник-лирик, поэт, который должен писать обо всем, что наблюдает и чувствует.

Ощущения  Арсеньева автобиографичны (хотя, конечно, сдвинуты во времени). Бунин, мы знаем, всегда считал, что таланту нельзя давать лениться, надо его все время развивать, не давать себе остановки, работать, не позволять распускаться при мыслях о том, что писать якобы не о чем. Настоящий художник всегда найдет, о чем сказать.

        И заключительной нотой звучит на последней странице «Жизни Арсеньева» голос писателя, перекликаясь со словами, написанными около пятидесяти лет назад в письме к В. В. Пащенко:

    «Так  нежно и хорошо я любил тебя, что лучшие минуты этого чувства  останутся для меня самыми благородными и чистыми ощущениями во всей жизни».  

  1) Орловские улицы на страницах  романа

    Пятая  глава романа поражает точностью   воспроизведения биографических  фактов и бытовых подробностей  орловского периода жизни. Город  Орел является отправным пунктом для перехода Бунина в большую литературу. Сам Бунин вспоминал: «За работой в «Орловском вестнике» я писал урывками, печатался в «Северном вестнике» и в иллюстрированных журналах…»(12,212) В Орле появились первые рассказы начинающего писателя «Первая любовь», на ряду с прозой появлялись и стихотворения « Из вечных дум» и «Пустынные поля, пейзажи деревень». В Орле он начал перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Орел подвел итоги юношескому творчеству Бунина. В 1891 году в типографии Семеновой вышла в свет первая книга его первая книга стихов под названием «Стихотворении 1887 – 1891 года» и был посвящен брату Юлию Алексеевичу.

 В период  работы в « Орловском вестнике»  Бунин исполнял разнообразные  работы: писал передовые статьи, вел корректуру, и т.д. 

 То, что  Бунин видел в Орле по его признанию, порой заставляло браться за перо.

    В   основном Бунин пишет о Центральной  части Орла. Реки Ока и Орлик,  мосты,  Уже не существующие  Московские ворота, церкви, редакция  «Орловского вестника», дворянское  гнездо, губернская библиотека – перенесено на страницы  книги так, как было в действительности. В книге даже названия улиц используются автором реальные: Болховская, Карачевская, Московская. Есть основания полагать, что герой романа Алексей Арсеньев, приехав в первый раз в Орел остановился в гостинице «Берлин», которая находится на Московской улице: «И вот выйдя в Орле, я  велел вести себя в лучшую гостиницу…..Были пыльно – сиреневые сумерки, везде вечерни огни, за рекой в городском саду, духовная музыка»(7,166).

   Бунин  пишет о гостинице как о «старой и почетной губернской», он подробно ее  описывает. Действительно, в XIX и начале XX века в доме напротив городской думы находилась известная губернская гостиница «Берлин». В Орле она считалась лучшей.

    В  романе расположение городского сада, из которого Арсеньев слышал звуки духового оркестра, также совпадает с действительным его местонахождением.

   Бунин  подробно описывает путь Арсеньева,  когда  тот приезжает в редакцию  газеты «Голос». Вот одно из  таких описаний: «И вот я отправился на главную улицу, …. Сперва, как вчера, вниз по Болховской, с Болховской по Московской, длинной торговой улице, ведущей на вокзал, шел по ней, пока   она,   за   какими-то   запыленными   триумфальными воротами, не стала пустынной и бедной, свернул с нее в еще более бедную Пушкарную Слободу, оттуда вернулся опять на Московскую. Когда же спустился с Московской к Орлику, перешел старый деревянный мост, дрожавший и гудевший  от  едущих,   и поднялся  к присутственным местам, по всем церквам трезвонили…»(7,177)

    Бунину  мучительно хотелось больше, всесторонне,  глубже постичь окружающую действительность, отсюда его страсть к путешествиям. Но порой  он иронизировал  над этим желанием, а иногда  ему казалось, что он мало знает  жизнь: «Вот Орел, - пишет Бунин, - один из самых коренных русских городов,- хоть бы его то жизнь, его людей узнать, а что же я узнал? Улицы, извозчики, разъезженный снег, вывески- вывески, вывески…?» (7,219)      

   «Жизнь Арсеньева» - это широкое историческое полотно, в центре которого одухотворенный образ России.   

  

Основные  темы произведения

     Роман  «Жизнь Арсеньева» возвращает  нас к истокам пути писателя, и можно провести некую параллель   между жизнью Бунина и главного  героя Арсеньева, так как сам  автор признавал, что в романе не мало автобиографического. Это автобиографическое относится к целому ряду жизненных фактов и событий, которые полностью соответствуют истории жизни юного писателя. Читая, роман мы убеждаемся, что отношение к прошлому, к людям детства, юности и молодости, к городу Орлу не претерпело  у писателя значительных изменений.

   Орел  занимал большое место в жизни  И.А. Бунина. Особая роль отводится  ему и  в романе  «Жизнь  Арсеньева», для которого характерны  необыкновенный лиризм, сплетенность  тем, своеобразие сюжета и композиции.

    Иван  Алексеевич никогда не забывал   город своей светлой и тревожной  юности. В Орле писателю довелось  пережить потрясения и события,  оказавшие огромное влияние на  последующую жизнь писателя. Здесь  происходит формирование его  личности, твердого сознания, творческих способностей, и именно эти переживания легли в основу ведущих тем романа.

  Многие  факты из биографии Бунина  переносятся в судьбу Арсеньева,  так в процессе познания главного  героя мы узнаем самого Бунина.

  На страницах первой книги одновременно раскрываются важные темы: тема взросления, отрочества, тема семьи и дома, звучит тема родины, русской природы и так волновавшая автора тема смерти.

   Алексей  предстает перед нами как маленький  впечатлительный мальчик,  формирование  личности которого происходит под влиянием окружающего мира. Можно проследить, как с каждым днем взросления меняются его мысли, чувства, восприятие окружающих. На его чувствительную натуру влияет все: семья, соседи, учитель со своими идеями, природа и многие другие заметное только детскому глазу детали.

     Во время домашнего обучения подчеркивается огромное значение для формирования характера и личности Алексея Арсеньева великих произведений литературы, Бунин вместе с тем непримиримо и резко пишет о тех явлениях в сфере художественного творчества, которые представляются ему фальшивой и грубой подделкой, способной лишь компрометировать подлинное искусство. Таковы страницы романа, посвященные провинциальному театру и его актерам, профанирующим своим грубым, ремесленным исполнением произведения классики. Поистине вдохновенны в романе страницы, посвященные первым прочитанным Арсеньевым в детстве произведениям Пушкина и Гоголя; среди них и «колдовской пролог» к «Руслану и Людмиле», строки которого «вошли во все существо» героя, стали «одной из высших радостей», пережитых им на земле, и «Страшная месть», пробудившая в душе Арсеньева «то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки,— чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается...» (7,36).

    Одна из важнейших в произведении стала тема смерти, она олицетворяет мироощущение самого Бунина. Характерно, например, что восприятие Арсеньевым в раннем детстве образа матери уже сочетается с последующим воспоминанием героя о ее смерти и с мысленным обращением к ней: «Уже ли та, чей безглазый череп, чьи серые кости лежат теперь где-то там, в кладбищенской роще захолустного русского города, на дне уже безымянной могилы, ужели это она, которая некогда качала меня на руках?»(7,13) Размышление о смерти, вызванное внезапной гибелью сорвавшегося на дно оврага вместе с лошадью пастушонка Сеньки. За тем смерть  бабушки, и переживания мальчика Арсеньева, связанные со смертью его сестры Нади.

    Все окружение,  влияние родных  и  близких,  вплоть до «беспутных»  соседей,  проматывающих  свои  последние доходы,— оставляло след в душе Алеши  Арсеньева,  так  или иначе влияло на его внутреннее развитие.  Но люди были лишь частью огромного  мира, который входил в ум и сердце героя, и в первую очередь, конечно, природой.   Бунин   «подарил»   Арсеньеву   свою   страстную   влюбленность в природу, сверхчувствительность к ней. Философско-созерца-тельное отношение к природе, размышления над ее загадками побуждали Арсеньева  к раздумьям о загадках и смысле самого бытия.  Всякое  жизненное  впечатление  «переплавлялось»  в сознании мальчика; его душа  не «ленилась», а, напротив, неустанно вела свою «тайную работу».

   Замечательны  в романе картины природы, сочетающие точность и пластическую выпуклость с пронизывающими их чувствами и мыслями автора, словно бы неотделимыми от всей той обстановки старой барской усадьбы, где они зародились.

  Одно  из самых выразительных мест  романа — описание последних  августовских дней, когда накануне своего отъезда в гимназию десятилетний Арсеньев вместе с отцом отправляется в лес на охоту и щедрая природа, уже тронутая осенним увяданием, раскрывает перед ними свои богатства.

   Как  искусный художник-живописец, Бунин  сквозь всю картину проводит  основной цветовой оттенок, который  создает у читателя впечатление  пышного и праздничного, но уже  предвещающего скорую осень конца  лета. «Желтая щетка жнивья», «желтые овсы», «желтеющее, веселое и прелестное лесное царство», «желтеющий полевой простор», «желтеющее за стволами деревьев поле» — все это создает тот цветовой фон, который определяет общий характер нарисованной картины. Картина эта вся пронизана солнечным светом, и отсюда обилие соответствующих эпитетов: «еще по-летнему светлые и веселые поля», «августовское лесное царство светлое, легкое», «светлая бездумность» воды лесного пруда, «светлые, солнечные деревья», «светлый лес», «светлый предосенний день». И подобно тому как светла окружающая природа, светла и грусть Алеши Арсеньева, прощающегося не только с летом, но и, как смутно чувствует он это, с каким-то очень важным периодом своей жизни.

     Удивительно органично вписывает Бунин в полевой пейзаж, который освещает «августовское солнце, еще как будто летнее, но уже какое-то бесцельное», фигурку жеребенка-стригунка, когда-то подаренного Алеше Арсеньеву, но потом забытого им. Теперь стригунок, «уже очень выросший, высокий, — хотя высокий еще как-то странно, по-мальчишески»,— покорно идет по пашне, влача за собой борону, и Арсеньев невольно сравнивает его судьбу со своей: «Есть трехлеток, стригун — и где его прежняя воля, свобода? Вот он уже ходит в хомуте по пашне, таскает за собой борону... И разве не случилось и со мной того же, что с этим жеребенком?» (7,49).

    Предосенняя  природа, одинокий стригунок на  пашне, мысли и чувства Алеши  Арсеньева — все сливается  в грустный и светлый аккорд, завершающий собой первую книгу романа, посвященную детству героя.1-я книга заканчивается на высокой звенящей ноте: тепло и счастье видит Алеша в поле, в лесу, в родном доме. В гимназии он видел что-то ненужное, чуждое. Своеобразным символом того становятся слова отца о ненужных ему Амилькатянах.

    На  страницах второй книги тема детства, отрочества и юности — переходит в тему России, ее настоящего и будущего, тему исторической и личной памяти. Вторая книга начинается с описания дороги и нового чувства маленького героя: «Я впервые почувствовал поэзию забытых больших дорог, отходящую в преданье русскую старину…В чем заключалось очарованье того... что я почувствовал тогда? В ощущенье России и того, что она моя родина? В ощущенье связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему?» (7,51) Эти слова рождают множество мыслей и ассоциаций: большие дороги России, ощущение связи с нею, с ее прошлым, сознание своей сопричастности всему этому, не утраченному до конца дней. Писатель развивает тему России и становится ясно, что эта тема увязывается им с совсем недавно возникшим у него чувством гордости, что он русский, что он частица этой необъятной страны.

  В главе  II тема повторяется: «Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы». Алеша четыре года «пробыл» в гимназии, живя у мещанина Ростовцева «в мелкой и бедной среде». «Как ужасно было начало этой жизни!»(7,54)Мальчик оказался в непривычной обстановке: его угнетали «безмолвие, порядок, деловитость, предопределенность в каждом действии, в каждом слове...»(7,55). Некоторые из этих особенностей сами по себе не несут в себе отрицательных моментов. Но то, во что они выливались: полная подчиненность семьи хозяину, его излишняя строгость и даже гордость за свой домашний и жизненный уклад, что все-таки вызывает уважение у Алеши, — были ему в тягость. Он сумел разгадать в них то показное, мнимо-смиренное, что и вызывало его слова об «ужасном» начале гимназической жизни. Не меньшую роль в этом сыграли и учителя: «люди серые, незначительные». И хотя Алеша учился легко, но ученье оказалось «грустным и неохотным», и он мечтал о каникулах.

Информация о работе «Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»