Шекспир - сонеты и поэмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 01:05, реферат

Описание работы

Мы владеем лишь немногими достоверными фактами, относящимися к биографии Уильяма Шекспира. Нам неизвестна точная дата его рождения, однако метрические церковные записи свидетельствуют о том, что он был крещен в соборе Святой Троицы в Стрэтфорде-на-Эвоне, графство Уорвикшир, Англия, 26 апреля 1564 года. Его отец, Джон Шекспир (John Shakespeare), был продавцом шерсти, преуспел в торговле и стал мэром Стрэтфорда в 1568 году. Его мать,
Мария Арден (Mary Arden), была дочерью преуспевающего помещика.
Истории мало известно о школьных годах Шекспира: известно лишь, что, согласно мнению его современника Вена Джонсона, он знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески. В университете Шекспир не учился.
Согласно двум распространенным легендам молодой Шекспир был сначала помощником мясника, а впоследствии ему пришлось покинуть Стрэтфорд за то, что он якобы убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута.

Содержание

Введение. Краткие факты биографии Шекспира 3
Поэзия Возрождения 4
Творчество Шекспира 8
Поэмы 11
Сонеты 15

Работа содержит 1 файл

шекспир.docx

— 50.23 Кб (Скачать)

Шекспир не отдает предпочтения ни Адонису, ни Венере. Каждый из них по- своему прав, но союз духовного  и телесного не осуществился. В  этом трагизм жизни, ибо любовь, какой  она является в действительности, бесконечно далека от прекрасного идеала.

"Лукреция". Первое издание поэмы вышло  в 1594 году. Она была напечатана  по рукописи Шекспира и создана,  вероятно, за год до опубликования.  Написание обеих поэм приходится  на тот период, когда из-за эпидемии чумы лондонские театры были закрыты и Шекспир, оторванный от театральной деятельности, мог посвятить себя поэтическому творчеству.

Едва ли является случайным то совпадение, что предание, лежащее в основе поэмы, впервые  было рассказано тем же Овидием. Сюжет  был очень популярен в английской литературе и до Шекспира. Различные  варианты трагической истории Лукреции содержатся в поэмах "Легенды  о славных женщинах" Чосера (XIV век) и "Падение монархов" Лидгейта (XV век). 
Существовали и английские баллады на этот сюжет, датируемые 1568, 1570, 
1576 годами.

В «Лукреции» никакого спора о любви уже нет. С  самого начала поэмы чувственная  страсть безоговорочно осуждается. Тарквиний – сын царя, прослышав  о красоте и добродетели Лукреции, жены Коллатина, загорается страстью к  ней. Он покидает военный лагерь, где  находится также и муж 
Лукреции Коллатин, и проникает в дом красавицы. Убедившись в справедливости рассказов о ней, охваченный страстью, Тарквиний пытается уговорить Лукрецию разделить его страсть, но, видя, что ни просьбы, ни угрозы не действуют, он прибегает к насилию. Обесчещенная Лукреция рассказывает о своем позоре мужу и друзьям, требуя, чтобы они кровью смыли нанесенное ей оскорбление, и после этого закалывается. Коллатин и римляне, возмущенные насилием 
Тарквиния, изгоняют его из Рима.

Как повествовательное  произведение "Лукреция" - довольно слабая поэма. 
Внешнее действие и здесь служит лишь поводом для многочисленных лирических отступлений. Однако нет таких красочных описаний, как в "Венере и Адонисе". 
Переживания Лукреции изображены не очень убедительно. Ее горе выражается не столько в чувствах, сколько в рассуждениях, которые, будучи интересными по мыслям, едва ли уместны в ее устах. Но зато образ Тарквиния обрисован с несомненной психологической глубиной. Мгновенная страсть, овладевшая им, сомнения, предшествующие вторжению в спальню Лукреции, животная похоть, побудившая его прибегнуть к насилию, а затем ощущение пустоты и сожаления о содеянном - все это передано с большой живостью. Каждый штрих в образе 
Тарквиния написан рукой того Шекспира, который владел тайнами душевных движений в человеке.

Тарквиний - подобен  индивидуалистам эпохи Возрождения. В нем живет жажда обладать всеми благами жизни, открывавшимися людям тогда, когда они отвергли средневековый аскетизм. Он ценит  красоту, но она влечет его не к  добру, а к злу. В то время как  Тарквиний - воплощение эгоизма, и в  этом смысле представляет собой Зло  вообще, Лукреция является символом Красоты  и 
Добродетели.

Причина зла  воплощается для Лукреции в понятии  враждебного людям 
Случая. Всемогущему Случаю приписывается вина за все зло, оскверняющее жизнь.

Наряду со Случаем  в поэме выдвигается также  понятие Времени. Оно могло бы быть благою силой, ибо его долг

"...кончать  все распри меж царями,

Ложь обличать, возвысив правды свет". Вместо этого  Время стало

рабом Случая и  содействует распространению зла.

Над Случаем  и Временем человек не властен. Но он властен над собой. 
Если для Тарквиния не существует никаких нравственных понятий и он не заботится ни о совести, ни о чести, то для Лукреции понятие о человеческом достоинстве воплощается именно в чести.

Во имя чести  Лукреция и решает уйти из жизни. Здесь  нетрудно увидеть несомненное влияние  морали стоицизма, что впоследствии еще раз очень явно обнаружится  у Шекспира в трагедии "Юлий Цезарь". Нельзя не заметить, что рассуждение  Лукреции о самоубийстве вступает в  решительное противоречие с христианским вероучением, которое запрещает  его. Противоречие это Шекспиром  подчеркивается:

"Убить себя, - волнуется она, -

Не значит ли сгубить и душу с телом?"

Гибель Лукреции вызывает скорбь всех близких, рождает  возмущение в сердцах римлян, которые  восстают, чтобы изгнать Тарквиния.

Свержение тирана завершает историю Лукреции, символизируя торжество справедливости. Финал  поэмы оптимистичен. Однако, победа добра достигается через жертвенное самоубийство Лукреции. Поэма является, таким образом, трагедией.

Концепция трагического характерна для всего раннего  творчества 
Шекспира. Во всех трагических произведениях молодого Шекспира изображается могущество зла, попирающего добродетель и справедливость. Крайности, до которых доходят носители зла, возбуждают против них всеобщее негодование. 
Возмездие приходит не с небес, а из мира людей.

В «Лукреции» Шекспир  ограничивается изображением лишь одного случая тиранического произвола. О  том, что он является не единичным, мы узнаем не из непосредственно возникающей  перед нами картины реальной жизни, а лишь из лирических жалоб героини. Поэма не содержит наглядного и реалистически- конкретного изображения всех проявлений зла, создавших такую обстановку, при которой гибель Лукреции явилась  последней каплей, переполнившей  чашу терпения римлян.

Шекспир отвергает  морализаторский принцип средневекового искусства, согласно которому нравственно  злое должно было в художественном изображении выглядеть безобразным, а доброе - внешне прекрасным. Соответственно этому в поэме дурная натура Тарквиния  не заметна в его внешнем обличье. Этот принцип применялся Шекспиром  не только в "Лукреции", но и во всем его остальном творчестве.

В поэмах обнаруживается огромное богатство мысли Шекспира. Он создает образы большой поэтической  красоты, и, хотя непосредственного  изображения действительности мы здесь  не находим, все в поэмах проникнуто чувством жизни, пониманием ее сложности  и стремлением постичь законы, управляющие миром.

И все же считается, что большая поэтическая форма  Шекспиру не удалась. 
Вероятно, он и сам это почувствовал, ибо больше не возвращался к этой форме, а нашел жанр, более органичный для своего лирического дарования - сонет.

Сонеты

Форма сонета была изобретена давным-давно. Ее создали, вероятно, провансальские поэты, но свое классическое развитие сонет получил в Италии эпохи Возрождения.

Форма сонета была придумана тогда, когда считалось, что искусство поэта требует  владения самыми сложными и трудными приемами стихосложения. 
Как мы знаем –

"Суровый Дант  не презирал сонета,

В нем жар  любви Петрарка изливал...".

И именно Петрарка поднял искусство написания сонетов  на величайшую высоту.

В сонете всегда 14 строк. Классическая итальянская  форма сонета строится следующим  образом: два четверостишия и  два трехстишия с определенной системой рифм: авва aвав ccd ede или авав авав ccd eed. Сонет не допускает повторения слов (кроме союзов и предложных слов или артиклей). 
Первое четверостишие должно содержать экспозицию, то есть изложение темы, причем уже самая первая строка должна сразу вводить читателя в тему стихотворения. Во втором четверостишии дается дальнейшее развитие темы, иногда по принципу противопоставления. В трехстишиях дается решение темы, итог, вывод из размышлений автора.

Трудность формы, строгость композиционных принципов  увлекли поэтов эпохи Возрождения. В Англии сонет ввел Уайет. Однако он долго оставался второстепенной по значению формой, пока пример Филиппа  Сидни не увлек других поэтов, и  тогда, в конце XVI века, сонет на короткое время занял первенствующее место  в лирике.

Сначала английские поэты следовали итальянской  схеме построения сонета, затем выработалась своя система его композиции. Английская форма сонета состоит из трех четверостиший  и заключительного двустишия (куплета). 
Принятый порядок рифм: авав cdcd efef gg. Эта система является более простой по сравнению с итальянской схемой Петрарки. Так как ею пользовался 
Шекспир, то она получила название шекспировской.

Как и в классическом итальянском сонете, каждое стихотворение  посвящено одной теме. Как правило, Шекспир следует обычной схеме: первое четверостишие содержит изложение  темы, второе - ее развитие, третье - подводит к развязке, и заключительное двустишие  в афористической лаконичной форме  выражает итог. Иногда это вывод  из сказанного выше, иногда, наоборот, неожиданное противопоставление всему, о чем говорилось раньше, и, наконец, в некоторых случаях просто заключение, уступающее в выразительности предшествующим четверостишиям - мысль как бы затихает, успокаивается.

В ряде случаев  Шекспир нарушает этот принцип композиции. Некоторые сонеты представляют собой  последовательное от начала до конца  развитие одной темы посредством  множества образов и сравнений, иллюстрирующих главную мысль.

Рассматривая "Сонеты" Шекспира, необходимо прежде всего  точно представлять себе требования композиции, которым должен был подчинять  свое воображение поэт. И, чтобы оценить  это искусство, надо научиться видеть, как он умел подчинять эту жесткую  схему своему замыслу, идее. Вчитываясь в 
"Сонеты", можно видеть, как Шекспир все более овладевал этой сложной формой. В некоторых, особенно начальных сонетах еще чувствуется скованность поэта - форма как бы тянет его за собой. Постепенно Шекспир достигает той свободы владения формой, когда ни сам он, ни мы уже не ощущаем ее стеснительных рамок, и тогда оказывается, что в 14 строк можно вместить целый мир, огромное драматическое содержание, бездну чувств, мыслей и страстей.

До сих пор  рассматривалась внешняя сторона  сонета. Обратимся теперь к тому, что составляет его внутреннюю форму.

Как уже сказано, в каждом сонете развивается лишь одна тема. 
Оригинальность поэта отнюдь не в том, чтобы придумать ее. Ко времени 
Шекспира сонетная поэзия, да и лирика вообще были так богаты, что все возможные темы получили выражение в стихах поэтов. Уже Петрарка, родоначальник поэзии эпохи Возрождения и отец всей новой европейской лирики, в своих сонетах исчерпал весь запас тем, посвященных душевной жизни человека, особенно чувству любви.

Каждый поэт той эпохи, писавший лирические стихотворения, и в частности сонеты, знал, что  поразить новизной сюжета он не может. Выход был один: найти новые  выразительные средства, новые образы и сравнения, для того чтобы всем известное зазвучало по-новому. К  этому и стремились поэты эпохи  Возрождения, в том числе и  Шекспир.

Еще Петрарка определил  основу внутренней формы сонета, его  образной системы. В основе ее лежало сравнение. Для каждой темы поэт находил  свой образ или целую цепь образов. Чем неожиданнее было уподобление, тем выше оно ценилось. Сравнение  доводилось нередко до крайней степени  гиперболизма. 
Но поэты не боялись преувеличений.

Множество образов, возникающих в каждом сонете Шекспира, спаяны внутренним единством. Чем же оно достигается? Слитностью идеи и  образа. 
Итальянцы называли это словом "concetti", англичане "conceit", и буквальное русское соответствие этому термину - "концепция". Концепция эта является художественной. Сущность ее в том, что мысль, чувство, настроение, все неуловимые и трудно выразимые душевные движения выражаются через конкретное и наглядное, и тогда оказывается, что между духовным и материальным миром существует бесконечное количество аналогий. Так, мысль о необходимости продлить свою жизнь в потомстве поэт выражает в сонете 1, говоря:

"Мы урожая  ждем от лучших лоз,

Чтоб красота  жила, не увядая.

Пусть вянут  лепестки созревших роз,

Хранит их память роза молодая".

Содержание сонета составляет чувство или настроение, вызванное каким- нибудь фактом. Сам  факт лишь глухо упоминается, дается намеком, а иногда у сонета и вовсе  отсутствует непосредственный повод- стихотворение служит выражением настроения, владеющего поэтом. Главное - в выражении  эмоций, в нахождении слов и образов, которые не только передадут душевное состояние лирического героя, но и заразят этим настроением читателя.

В сонетах, как  и в поэмах, частные случаи служат поводом для широких обобщений, касающихся всей жизни. Иногда кажется, что речь идет о каком-то чисто  личном, мимолетном настроении, но поэт непременно связывает его с чем- то большим, находящимся вне его. В драмах Шекспира и особенно в  его трагедиях мы сталкиваемся с  таким же сочетанием частного и общего.

Поэты Возрождения, и особенно Шекспир, очень остро  ощущали противоречия жизни. Они  видели их и во внешнем мире и  в душе человека. 
"Сонеты" раскрывают перед нами диалектику душевных переживаний, связанных с чувством любви, которое оказывается не только источником высочайших радостей, но и причиной тягчайших мук.

Информация о работе Шекспир - сонеты и поэмы