Это же надо - отрицать "жизненную
правду" в самых глубоких произведениях
Шекспира, "романтических драмах"
1609-1612 годов! И кто? - Второй шекспировед
страны, отдавший весь свой талант
Великому Вилу...
Это же надо до такого
додуматься - идеологическое единство
как мерило реализма Шекспира,
полнее всего раскрывающее своеобразие
его художественного стиля...
Это же надо - трагическое
у Шекспира как стадия в
живой смене общественных форм...
"Гамлет", "Лир" - как "стадия
в смене"...
Это же надо до такого
додуматься - "от всех трагедий
Шекспира веет бодростью, мужественным
призывом к борьбе, хотя бы
эта борьба и не всегда сулила
успех"...
Калибанизируя Шекспира до собственного
уровня, наши критики отрицали не только
его экзистенциализм, но его религиозность:
"безрелигиозность его свободомыслия",
"тезис о пуританской позиции Шекспира
в последний период его жизни не более
убедителен, чем доказательства англиканской
или католической веры драматурга".
Запад пытался идти к Шекспиру,
постичь его, "передовое шекспироведение"
не скрывало намерений заставить
Шекспира идти к нам: "Почему
современный театр всегда должен
идти к Шекспиру, пусть и Шекспир
к нему подойдет!"
Господство "поддельных идей"
и "поддельных людей" превращает
в подделку самое жизнь. Для
лировского Эдмунда все люди - "они",
орудия его интересов. "Он фальсифицирует
все, на чем стоит человеческий мир в целом,
его общественные формы, гражданский долг,
патриотизм и т. д.". Будто о наших...
Нет большей противоположности,
чем шекспировская и горьковская
культуры. В огромной, без малого
тысячестраничной томине "Шекспир и
русская культура" наши нудно высасывали
из пальца "органические" связи с
антиподом. Почему антиподом? Потому что
шекспировское искусство - минимально
идеологизировано, минимально утопично,
минимально дидактично, у наших же, по
долгу службы, на первом плане были "инженерия
человеческих душ", "исторический
оптимизм", "воспитание человека
новой формации", "пасьба народов"...
Шекспир приучал англичан к суровой правде
жизни, наши пасли народы... Потому и травили
Гоголя, Николая Успенского, Достоевского,
Булгакова, что те не желали участвовать
в оболванивании масс, развращаемых двойной
ложью - правительственной сверху и писательской
снизу. Нас, видите ли, щадили. Рабов щадили,
именуя самыми свободными людьми на земле.
Пьяниц щадили, заливая им глотки водкой
и ложью. Забитых и невежественных щадили,
забивая им головы "передовизной рабочего
класса". Недоучек щадили, вбивая в незрелые
мозги мессианство и передовизну.
Шовинизм свойствен всем
культурам - не минул его и
Шекспир. Но среди причин наших
сегодняшних бедствий на первые
места выступают культивирование
"всемирности", "всечеловечности",
исторического оптимизма, лжегуманизма,
"типичности" исключений, возвеличивание
голытьбы, идеализации жизни и человека
- грубо говоря, наглая ложь интеллигенции
("Нечто о вранье") своему народу.
Всем этим мы и отличаемся от нашего антипода
Шекспира, говорящего народу всю правду
о нем и тем самым приучающего его к трезвости
и стойкости в мире.