Толстой-редактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Лев Николаевич Толстой - ярчайшая личность в мире русской литературы. "Анна Каренина", "Война и Мир", "Детство. Отрочество. Юность"- пожалуй, нет человека, который никогда бы не слышал про эти шедевры мировой классики. Но совсем мало тех людей, которые знали бы Льва Николаевича с другой стороны его деятельности. И этому и будет посвящена данная работа с целью показать еще одну грань его творчества. И этой гранью является редакторская деятельность

Содержание

Ведение 3
Глава 1. "Посредник" 4
Глава 2. " Мысли мудрых людей", "Круг чтения" 11
Глава 3. Наследие Толстого 14
Заключение 16
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

толстой-редактор.docx

— 41.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Толстой-редактор

 

 

 

Выполнила студентка группы

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Ведение          3                                                                                                                                

Глава 1. "Посредник"                                                         4

Глава 2. " Мысли мудрых людей", "Круг чтения"          11

Глава 3. Наследие Толстого                                                                                14

Заключение                                                                                                                  16

Список использованной литературы                                                                        17

 

 

 

 

Введение

 

Лев Николаевич Толстой - ярчайшая личность в мире русской литературы. "Анна Каренина", "Война и Мир", "Детство. Отрочество. Юность"- пожалуй, нет человека, который никогда бы не слышал про эти шедевры мировой классики.  Но совсем мало тех людей, которые знали бы Льва Николаевича  с другой стороны его деятельности. И этому и будет посвящена данная работа с целью показать еще одну грань его творчества. И этой гранью является редакторская деятельность.

В первой главе речь пойдет о книгоиздательстве "Посредник", с которым Толстой  провел многие годы своей жизни, и  где он занимался редактированием  уже полноценно, несмотря на прочие его начинания в этой области  ранее. Именно в "Посреднике" редактирование вышло для него на первое место.

Первая  глава расскажет о том, как  повлиял Лев Николаевич на издательство, принцип работы в нем.

Во второй главе, посвященным прочим работам Толстого, в том числе  сборникам,  мы рассмотрим  их структуру , цели, проблемы подборки материала  в них.

В третьей главе рассказывается о людях, в жизни которых Лев  Николаевич  и его идеи, мысли, воззрения, сыграли ключевую роль, рассказывается о наследниках Толстого.

Также там расскажется о судьбе "Посредника".

В целом, цель данной работы именно в  том, чтобы показать еще один талант такого великого человека, как Лев  Николаевич Толстой, а именно- принципы и приемы его редакторской работы.

 

 

"Посредник"

 

 

 

В конце 19 века стало наблюдаться значительное увеличение спроса на «народную литературу», т. е. книги для культурно-отсталых масс населения. В связи с этим в быстром темпе стало расширяться производство так называемых лубочных изданий. ( В издательском словаре Мильчина: «лубочная литература – произведения для первоначального чтения: низкопробные переделки литературных произведений, песенники, сказки, сонники, гадательные сочинения, приспособленные для малообразованного читателя и близкие по характеру лубочным картинкам".) Уже по одному этому определению можно было судить о качестве " книг", требовалось немедленное создание более качественной литературы и по предельно доступным ценам.

И вот, именно Лев Николаевич Толстой  решил создать тот народный журнал, который бы отвечал всем требованиям его "большого света", под которым он подразумевал не великосветскую чернь, а трудовой народ. В его дневнике даже есть следующая запись: " Все живее и живее чувствую потребность писать для большого света, и только для него".

Толстой много размышлял над  тем, каким именно должно быть лицо такого журнала. Народный журнал, как  он считал, обязан был быть правдивым  и живым, общедоступным и понятным, написанным простым, чистым, не однообразным языком, тон должен был быть серьезным  и ровным ( "избавил бы бог спуститься до личного задора", до "шуточек  и брани").

Теперь, когда мы имеем представление, как Лев Николаевич видел такой  журнал, мы подходим к самому главному- к созданию издательства, с которым на многие годы он связал свою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 февраля 1920 года в Москве  состоялось собрание, посвященное  35-летнему юбилею книгоиздательства  « Посредник». В числе выступавших  был сын Л.Н.Толстого - Сергей. Он  вспоминал:  « В самом начале  деятельности « Посредника» мой  отец любил предлагать такую  загадку: кто самый распространенный  писатель в России? Мы называли  разные имена, но он не удовлетворился  ни одним из наших ответов.  Тогда мы его спросили: кто  же самый распространенный писатель? Он ответил: Кассиров. Мы не  знали этого имени, да и вообще  мало кто его знал. А это  было так: Кассиров был автором  наиболее распространенных лубочных  изданий: «Милорд-Георг» и «  Битва русских с кабардинцами».

Свою шутливую загадку Л.Н.Толстой  задавал не без чувства горечи. Он не мог и не хотел примириться  с тем, что в те годы в деревнях основным источником чтения была низкопробная лубочная литература.  Негодуя против этой вредной халтуры, Толстой стал размышлять над тем, как дать народу литературу иного качества.

В 1883-1884 годах он задумал образовать общество по изданию книг для народного  чтения. В 1884 Лев Николаевич написал  письмо В.Г.Черткову: « Я увлекаюсь  все больше и больше мыслью издания  книг для образования русских  людей. Я избегаю слова для  народа. Потому что сущность мысли  в том, чтобы не было деления народа и не народа. Но не верится, чтобы  вышло, боюсь верить, потому что слишком  было бы хорошо. Когда и если дело образуется, я напишу вам».

Однако Толстому так и не удалось  договориться о принципах предполагаемого  издательства.

После неудачи, Чертков предлагает Толстому начать с выпуска отдельных изданий. Осенью того же 1884 года Чертков встречается с И. Д. Сытиным и предлагает ему издавать книги нравственного содержания по цене лубочных. В своем произведении «Русский самородок. Повесть о Сытине» К. Коничев (русский советский писатель) позже пишет, что Иван Дмитриевич встречался с Толстым еще до того, как стал владельцем книжной лавки. Сытин помнил, как, приходя на Никольский рынок, Толстой ругал вульгарную лубочную литературу, осуждал предпринимателя Шарапова, у которого в то время работал Сытин. Иван Дмитриевич соглашается на предложение о сотрудничестве с Толстым и Чертковым. Он принимает условия, по которым все книги должны были издаваться от имени фирмы «Посредник» и после выхода в свет не являлись собственностью издателя.

Так в 1884 году появляется издательство «Посредник», во главе которого становятся В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, И. И. Горбунов-Посадов и Лев Николаевич Толстой, который сразу же становится чуть ли не самой значимой фигурой всего издательства.

Принцип работы издательства заключался в следующем: в начале сотрудничества Сытин издавал культурно оформленные книги, которые внешне и внутренне резко отличались от лубочных книг, а стоили так же или дешевле. Такие писатели, как Лесков, Гаршин, Короленко, Златовратский, согласились отдать свои произведения для печати без гонорара. Художники И. Е. Репин и А. Д. Кившенко согласились бесплатно иллюстрировать народные издания.

Тут можно сказать, чуть забегая  вперед, что много работ сделал Лев Николаевич для "Посредника" в последние годы своей жизни ( 1905-1910 года). "Посредник" издал его политические трактаты, статьи, напечатал последние художественные произведения великого писателя: " Корней Васильев", "За что" и другие, напечатал его "народные рассказы": " Чем люди живы", пьесу "Власть тьмы". Эти произведения разошлись миллионным тиражом, что было несравненно велико для того времени.

Толстой, за все свое время работы в «Посреднике», прочитал массу книг, журналов, рукописей.

Он искал все то, что подошло  бы для народных изданий. Он и сам  усердно писал для "Посредника" и редактировал также чужие работы. Лев Николаевич был душой книгоиздательства, его сердцем, чуть ли не главным редактором издательства. П.И.Бирюков утверждал даже, что это издательство-"печатный орган" Л.Н.Толстого.

Позже случилось так, что Чертков  дал лишнюю силу своему властолюбию, попытался создать культ вождя. Зять Толстого М.С.Сухотин записал  в своем дневнике: "И этот человек  командует Толстым, настаивает, чтобы  Лев Николаевич поправлял то, что  ему, Черткову, не нравится».

Тут важно упомянуть, что Чертков  был толстовцем и рьяно настаивал  на том, чтобы абсолютно все рукописи соответствовали направлению.  Именно Чертков помешал Толстому привлечь Салтыкова-Щедрина к сотрудничеству с издательством.

Позже он даже написал письмо Льву Николаевичу со следующим текстом: « Боюсь, что вам неприятна  такая как будто бы цензура  с моей стороны ваших мыслей. Но я не мешать хочу распространению  вашей мысли в ее полности, а  только желал бы самому содействовать  распространению только таких мыслей, которые, положа руку на сердце, я признаю  за истину».

В скором времени Чертков еще  раз попытался повлиять на Толстого.  Автор А.М.Калмыкова принесла в  издательство свою рукопись «Сократ». Еще до того, как Толстой начал  редактировать текст, Чертков высказал ему, что в «Сократе» бросается  в глаза отсутствие смирения и  кротости. Но как ни хотел он, чтобы  Толстой снизил образ Сократа  и наделил его чертами непротивленца, из затеи ничего не вышло. Толстой  считал, что именно эта книга укрепит  дух современников для жизни  и борьбы. Что касается самого редактирования "Сократа", Лев Николаевич написал Черткову: "С Сократом случилась беда. Я стал переделывать, стал читать Платона и увидал, что все это можно сделать лучше. Сделать я всего не сделал, но все измарал, и калмыковское, и свое, и запутал и остановился пока. Я писал об этом Калмыковой и жду ее ответа. Можно напечатать, как было, ее изложение, и потом вновь переделать его; но можно и, по-моему лучше, не торопиться и с ней вместе обдумать и исправить".

В дальнейшем, едва Лев Николаевич получал новую рукопись и приступал  к редактированию, Чертков сразу  же указывал на те места, которые обязаны  были быть изменены. Однажды, после  одного из таких советов, Толстой  полностью передал концовку рассказа «Свечка» ( барский приказчик покаялся). Но уже в 12 томе собраний сочинений  Лев Николаевич восстановил прежний  текст, где помещик был посажен  на кол.

Чертков требовал сглаживания изображения  темных сторон жизни в издаваемых «Посредником» произведений. Но Лев  Николаевич был с ним не согласен и писал в 1885 Бирюкову: «нельзя  и не должно скрывать лжи, неверности и дурное». Сами рассказы Толстого, издаваемые «Посредником», отражали не только пассивность крестьянства, но и стремление избавиться от власти денег, войн. Наперекор целевой установки  «Посредника» Толстой изображал  реальное неприглядное положение крестьян.

По его же рекомендации «Посредник»  издал П.В.Засодимского, В.М.Гаршина, Н.С.Лескова, А.П. Чехова, А.М.Горького.

Так как Лев Николаевич Толстой  занимался редактированием, как было уже сказано выше, кроме написания книг, следует сказать, что у него уже был опыт подобной работы. В 26-летнем возрасте Толстой редактировал солдатский журнал «Военный листок» во время прохождения службы в Дунайской армии. К тому же, в 1862 году Толстой стал создателем и редактором педагогического журнала «Ясная поляна». Но работать над непериодичными изданиями до сотрудничества с «Посредником» Толстому не приходилось. Лев Николаевич сам отбирал произведения и редактировал переводы классиков западноевропейской литературы: Диккенса, Гюго, Ги де Мопассана.

Он поправлял работы начинающих писателей, если находил их достойными для публикации. П. И. Бирюков в «Биографии Толстого» замечал, что исправления оказались самой сложной задачей для Льва Николаевича. Он переделывал произведения так, что от оригинала почти ничего не оставалось. Тогда он приходил в ужас, отдавал в издательство оригинал и признавался в собственной несостоятельности как редактора

Что немаловажно, Лев Николаевич многое делал для подготовки к печати научно-популярных изданий по медицине. В марте 1887 года он обсуждал с врачами: Н.Ф.Михайловым, И.В.Поповым и т.д. план издательства медицинской книги, слушал чтение врача В.К.Трудовской «Дурная болезнь, или сифилис». Позже  Толстой написал Черткову: «Прекрасная  статья, автор взяла ее исправить  сама по моим замечаниям, принесет через  неделю». Статью Архангельского « Первая помощь в несчастных случаях» Толстой  исправил сам, и она была издана в 1888 году отдельной брошюрой.

Толстой также не мог пройти мимо такого бедствия в дореволюционной  России, как пьянство. В борьбе с  ним он считал очень важным выпуск брошюр на противоалкогольные темы. К  их написанию он привлекал врачей. По инициативе Льва Николаевича И.Е.Репин  и Н.Н.Ге художественно оформляли  эти издания. С его предисловием вышел сборник « Грех и безумие пьянства». С особым вниманием он редактировал брошюру Ф.А.Желтова «Перестанем пить вино и угощать им». При написании этих книг Толстой советовал авторам избегать преувеличений, «так как они подрывают доверие у русского человека, да и не нужны. Дело само за себя говорит».

Еще была интересная серия книг у  «Посредника»- «Деревенское хозяйство  и крестьянская жизнь. Толстой подчеркивал, что надо издавать для народа только лучшие книги, написанные специалистами  своего дела. Настаивал на том, что  надо кропотливо работать над языком научно-популярной литературы, делать ее доступной простому человеку и  добавлял, что « главное же, науку  передавать научно».

Информация о работе Толстой-редактор