Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение теоретического материала.
Сопоставительный анализ художественных текстов.
Литературоведческий анализ.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14
2.1. Жанровые особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания сатирического в сборнике…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28
Ряд произведений Петрушевской тяготеет не к сказкам, а к быличкам или бывальщинам («Фонарик», «Чёрное пальто», «Дедушкина картина» и др.). Получаются рассказы-фабулаты, где сверхъестественное может быть мотивировано пограничным состоянием между жизнью и смертью или просто убеждением людей в том, что некоторые люди – «волшебники» (или души умерших родственников) могут иметь магическую власть над другими. Другие сказки напоминают анекдоты («Жил-был Трр», «Дай капустки!..»). В некоторых происходит переосмысление конкретных традиционных сказочных сюжетов («Золушка», «Красная шапочка») или жанровых схем массово-коммерческой литературы («Тельняшка Джек» построена как пародия на детектив, «Приключение в космическом королевстве» - на научно-фантастический роман) [12].
Одна из основных особенностей художественного мира сказок – своеобразный диалог между сказкой и реальностью. Глубокий пессимистический подтекст построен на том, что действительность и сказка, малейший намёк на который вызывает в сознании читателей соответствующие ассоциации, резко противопоставляются. Узнаваемые сказочные образы, мотивы, предметы помещены в реальную действительность, переосмыслены, показаны в пародийной форме или окрашены мрачной иронией. Цель автора – при всем несовершенстве современного мира и человека напомнить читателю о сказке (пусть даже с элементами «чёрного юмора»), «сказочным» способом выразить надежду на то, что истинные ценности (красота, любовь, творчество) всё ещё живы в этом мире.
Умение
рассказывать о жутких проблемах
действительности в виде невинных историй,
своеобразный стиль, сочетающий облегчённый
«язык для детей», разговорную манеру
обывателя, подчёркнутую «необработанность»
устной речи рассказчика с философскими
выводами и комментариями – яркая индивидуальная
особенность сказок Петрушевской [10].
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
Среди произведений Л.С.Петрушевской особое место занимает цикл «Морские помойные рассказы».
«Морские помойные рассказы» — осовремененные сказки,
они напоминают художественные инсталляции, выставленные в центре современного искусства [ 8].
Они входят в сборник «Дикие животные. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые», написанный в 2003 г.
«Морские помойные рассказы» - сатирические истории из жизни морских обитателей. Не случайно автором было выбрано именно это название. Обратим внимание на лексическое значение слов море и помойка:
а) море - большое количество кого-нибудь или чего-нибудь (пер. зн.);
б) помойка - место для выбрасывания мусора, для выливания помоев [19]. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: у автора общество – совокупность мерзостей, собранных в помойке, « в морской помойке, много всякого добра». Под морскими обитателями помойки понимаются люди современного общества.
Следовательно, основная задача автора – показать мерзость и деградацию общества.
Особенностью
поэтики сборника является то что, что
в нем сочетается сказочная и несказочная
форма. Вследствие чего существуют разногласия
по поводу определения жанра. Некоторые
критики говорят о том, что это сказки,
т.к. есть вымышленные герои и действует
принцип иносказания. Другие отмечают,
что это рассказы, т.к. все произведения
построены в форме диалога, и они имеют
особый характер проблематики.
И еще одной важной особенностью сказок является то, что автор не дает положительных и отрицательных оценок героев.
В данных сказках Л.С.Петрушевская поднимает следующие проблемы:
1.
Социальное положение людей в современном
обществе. Петрушевская говорит о том,
что все люди стремятся занять высокое
положение в обществе. Многие из них ради
достижения своей цели готовы переступить
через нравственные законы.
2. Ограниченное умственное и культурное развитие современной молодежи. В данных сказках показана малообразованная молодежь. Например, в сказке «Отрицательные числа»:
« Окурок все ждал звонка от какой-то сигареты. Он говорил
- «Прима» - моя любимая марка!
А потом:
- Ленинградская область – это где?
- В Израиле, - ответила Консервная банка» [17].
В сказке « XY»:
«
……XY они пишут, чтобы оставить след в
будущем, - сказала Подошва. – Когда –нибудь
ученые прилетят из космоса, раскопают
нашу землю и найдут все – и крышечки от
бутылок, и эти буквы на стенах! И задумаются!
» [17].
3. Проблема семьи. Петрушевская показывает отношения между родственниками.
Например, в сказках «Собачьи выемки», «Убей сразу» автор говорит о том, что семья для героев находится на втором месте, а на первом – «тусовки».
«Мама, папа, жаба и цапа вернулись через десять дней пополневшие, как тумбочки. Много рассказывали медузе: жаль, тебя не было – это был фестиваль, все свои собрались, кишечнополостные, это раз! Жрали в три горла, выпивка нон-стоп, ночные прогулки, воровство…..»
«
Ты чо, Медуза, говно необразованное!
– заорал папа» [17].
4.Экологическая проблема – одна из главных проблем сказок. Петрушевская показывает, как загрязнена окружающая среда.
«Что с них взять, ошкомелки общества; вот, кому праздник – это чистота и пустота, а кому – такой гадюшник ……» [17].
«Сошедшие
на берег пакеты, бутылки, рвань, а также
электоролампочки, газеты и журналы заплясали
на ветру, стали метаться и некоторые вышли
в открытое море» [17].
2.3. Типология сказок и героев в сборнике «Морские помойные рассказы».
Типология сказок
по проблематике:
- «Господин Собака»;
- «Опасный поворот»;
- «Показ мод»;
- «Скандал»;
- «Член Союза»;
- «Класс».
В
данных сказках Петрушевская показывает
и высмеивает людей, которые занимают
высокое положение в обществе. Она иронически
описывает обыденные ситуации, в которые
попадают представители данного общества.
Кроме того, она показывает представителей
и низкого класса, говоря о том, что и они
имеют отрицательные черты характера.
- «Цветок от пепси»;
- «Тридцатая ездка»;
- «Танцы»;
- «Шичаш»;
- «Собачьи выемки»;
- «Одна»;
- «Не спетая песня»;
- «Путем переписки»;
- «Теплые края»;
- «Бойфренд» и др.
В
данных сказках Петрушевская высмеивает
людей, а точнее, современную молодежь,
у которой недостаточно развита литературная
речь, ограничен словарный запас. Молодежь
в своей «обиходной» речи чаще всего использует
просторечие, жаргон и сленг.
Типология
героев по социальному
положению:
1. Высший класс.
Представители данной группы: Господин Собака, Резиновая подошва, Пластиковый пакет и т.д.
Господин Собака (Скорпена) - представитель высшего общества, занимающий определенное социальное положение. Его имя говорящее. Слово собака употреблено в значении «злой, грубый человек». «Страшный, как боевая мина»,- так говорит Петрушевская о нем. Черты характера:
- глупость;
Например, в сказке «Господин Собака»:
« - Т-щ полковник! – проревел, наконец, Собака. – Разрешите обратиться!
- Вольно, - сказала, помолчав, медузина фуражка и отправилась сама по себе » [17].
-
лесть;
« - Товарищ лейтенант, разрешите обратиться!
- Чо, пьяный? – ляпнула Медуза… - Прям сказка сказок какая-то.
- Товарищ капитан! – продолжал Собака.
- «Отвали» с каким знаком
- Товарищ майор! – не унимался
Собака » [17].
2. Средний класс.
Основные представители данного класса:
1. Медуза и ее семья (мама, папа и Цапа)
Медуза - главная героиня сказок. Медуза постоянно попадает в какие-нибудь истории и выходит из них достаточно легко. В сказках только у нее есть семья – мама, папа и цапа. Петрушевская показывает семейные отношения между всеми родственниками. Для нее характерны следующие черты:
- грубость;
Например, в сказке «Господин Собака» она грубо отвечает Собаке, называя его «пьяным, заквашенным».
- хитрость;
Например, в сказке «Опасный поворот»:
« Медуза сказала:
- Ой! Иссеи Мияк! Какая встреча! Жаль, что я спешу!
- Гони баксы, Катя. А то продырявлю твое плавсредство. У меня есть свинокол.
Тогда Медуза сказала:
- Ой! Смотрите! Осторожно, за спиной! Быстро!
Пакет «Обнинские авиалинии» оглянулся » [17].
- целеустремленность;
Например, в сказке «Показ мод» Медуза доказывает, что она может стать моделью:
« - Набираем моделей, размеры девяносто – шестьдесят – девяносто! Таков стандарт! А что у нас?
Медуза ответила:
- Я же в юбочке. У меня наоборот, шестьдесят – девяносто – шестьдесят.
Медузу отобрали для показа и сказали, что стилист и визажист ей сейчас сделают мэйкап и хайр » [17].
3. Низкий класс.
Представители: Окурок, Морские огурцы, Консервная банка, Презервативы, Спичка, Баночка из-под пепси и т.д.
Окурок – приятель Медузы, который олицетворяет все низкое в современном обществе. Именно через его образ Петрушевская показывает нам полное падение общества.
Черты характера:
-
необразованность. Он не знает
географического расположения
- хитрость.
- бесцельность. У него нет цели в жизни. Его жизнь – тусовки, это все, что он умеет делать.
- грубость:
« Эх, сюрприз! – крикнул окурок из задних рядов. – Все закрыто, а у меня понос! Бункера закройте, щучки!
Еще одной важной чертой его характера является хвастовство:
« Во, третья слева моя жена! – оживился окурок.- И которая в середине, тоже была моя жена! » [17].
Таким
образом, Петрушевская высмеивает качества
современного человека.