Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение теоретического материала.
Сопоставительный анализ художественных текстов.
Литературоведческий анализ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14
2.1. Жанровые особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания сатирического в сборнике…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Андроновой.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Ряд произведений Петрушевской тяготеет не к сказкам, а к быличкам или бывальщинам («Фонарик», «Чёрное пальто», «Дедушкина картина» и др.). Получаются рассказы-фабулаты, где сверхъестественное может быть мотивировано пограничным состоянием между жизнью и смертью или просто убеждением людей в том, что некоторые люди – «волшебники» (или души умерших родственников) могут иметь магическую власть над другими. Другие сказки напоминают анекдоты («Жил-был Трр», «Дай капустки!..»). В некоторых происходит переосмысление конкретных традиционных сказочных сюжетов («Золушка», «Красная шапочка») или жанровых схем массово-коммерческой литературы («Тельняшка Джек» построена как пародия на детектив, «Приключение в космическом королевстве» - на научно-фантастический роман) [12].

     Одна  из основных особенностей художественного мира сказок – своеобразный диалог между сказкой и реальностью. Глубокий пессимистический подтекст построен на том, что действительность и сказка, малейший намёк на который вызывает в сознании читателей соответствующие ассоциации, резко противопоставляются. Узнаваемые сказочные образы, мотивы, предметы помещены в реальную действительность, переосмыслены, показаны в пародийной форме или окрашены мрачной иронией. Цель автора – при всем несовершенстве современного мира и человека напомнить читателю о сказке (пусть даже с элементами «чёрного юмора»), «сказочным» способом выразить надежду на то, что истинные ценности (красота, любовь, творчество) всё ещё живы в этом мире.

     Умение  рассказывать о жутких проблемах  действительности в виде невинных историй, своеобразный стиль, сочетающий облегчённый «язык для детей», разговорную манеру обывателя, подчёркнутую «необработанность» устной речи рассказчика с философскими выводами и комментариями – яркая индивидуальная особенность сказок Петрушевской [10]. 

2.2. Специфика  сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».

       Среди произведений Л.С.Петрушевской особое место занимает  цикл «Морские помойные рассказы».

       «Морские  помойные рассказы» —  осовремененные сказки,

       они напоминают художественные инсталляции, выставленные в центре современного искусства [ 8].

Они входят в сборник «Дикие животные. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые», написанный в 2003 г.

     «Морские  помойные рассказы»  - сатирические истории из жизни морских обитателей. Не случайно автором было выбрано именно это название. Обратим внимание на лексическое значение слов море и помойка:

       а) море - большое количество  кого-нибудь  или чего-нибудь (пер. зн.);

     б) помойка - место для выбрасывания  мусора, для выливания помоев [19]. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: у автора общество – совокупность мерзостей, собранных в помойке, « в морской помойке, много всякого добра».  Под морскими обитателями помойки понимаются люди современного общества.

       Следовательно,  основная задача автора – показать мерзость и деградацию общества.

     Особенностью поэтики сборника является то что, что в нем сочетается сказочная и несказочная форма. Вследствие чего существуют разногласия по поводу определения жанра. Некоторые критики говорят о том, что это сказки, т.к. есть вымышленные герои и действует принцип иносказания. Другие отмечают, что это рассказы, т.к. все произведения построены в форме диалога, и они имеют особый характер проблематики. 

     И еще одной важной особенностью сказок является то, что автор не дает положительных и отрицательных оценок героев.

     В данных сказках Л.С.Петрушевская поднимает  следующие проблемы:

     1. Социальное положение  людей в современном обществе. Петрушевская говорит о том, что все люди стремятся  занять высокое положение в обществе. Многие из них ради достижения своей цели готовы переступить через нравственные законы.  

     2. Ограниченное умственное и культурное развитие современной молодежи. В данных сказках показана малообразованная молодежь. Например, в сказке «Отрицательные числа»:

     « Окурок все ждал звонка от какой-то сигареты. Он говорил

     - «Прима» - моя любимая марка!

     А потом:

     - Ленинградская область – это  где?

     - В Израиле, - ответила Консервная  банка» [17].

     В сказке « XY»:

     « ……XY они пишут, чтобы оставить след в будущем, - сказала Подошва. – Когда –нибудь ученые прилетят из космоса, раскопают нашу землю и найдут все – и крышечки от бутылок, и эти буквы на стенах! И задумаются! » [17].  

             3. Проблема семьи. Петрушевская показывает отношения между родственниками.

     Например, в сказках «Собачьи выемки», «Убей сразу» автор говорит о том, что семья для героев находится на втором месте, а на первом – «тусовки».

     «Мама, папа, жаба и цапа вернулись через десять дней пополневшие, как тумбочки. Много рассказывали медузе: жаль, тебя не было – это был фестиваль, все свои собрались, кишечнополостные, это раз! Жрали в три горла, выпивка нон-стоп, ночные прогулки, воровство…..»

     « Ты чо, Медуза, говно необразованное! – заорал папа» [17]. 
 

              4.Экологическая проблема – одна из главных проблем сказок. Петрушевская показывает, как загрязнена окружающая среда.

     «Что  с них взять, ошкомелки общества; вот, кому праздник – это чистота  и пустота, а кому – такой гадюшник ……» [17]. 

     «Сошедшие на берег пакеты, бутылки, рвань, а также электоролампочки, газеты и журналы заплясали на ветру, стали метаться и некоторые вышли в открытое море» [17]. 

 2.3. Типология сказок и героев в сборнике «Морские помойные рассказы».

Типология сказок по проблематике: 

     
  1. Сказки, где отражено социальное положение людей:

     - «Господин Собака»;

     - «Опасный поворот»;

     - «Показ мод»;

     - «Скандал»;

     - «Член Союза»;

     - «Класс».

     В данных сказках Петрушевская показывает и высмеивает людей, которые занимают высокое положение в обществе. Она иронически описывает обыденные ситуации, в которые попадают представители данного общества. Кроме того, она показывает представителей и низкого класса, говоря о том, что и они имеют отрицательные черты характера. 

     
  1. Сказки, где в той или иной степени описывается умственная  и культурная неразвитость общества:

     - «Цветок от пепси»;

     - «Тридцатая ездка»;

     - «Танцы»;

     - «Шичаш»;

     - «Собачьи выемки»;

     - «Одна»;

     - «Не спетая песня»;

     - «Путем переписки»;

     - «Теплые края»;

     - «Бойфренд» и др.

     В данных сказках Петрушевская высмеивает людей, а точнее, современную молодежь, у  которой недостаточно развита литературная речь, ограничен словарный запас. Молодежь в своей «обиходной» речи чаще всего использует просторечие, жаргон и сленг.  
 
 
 
 
 

Типология героев по социальному положению: 

     1. Высший класс.

     Представители данной группы: Господин Собака, Резиновая подошва, Пластиковый пакет и т.д.

     Господин  Собака (Скорпена) - представитель высшего общества, занимающий определенное социальное положение. Его имя говорящее. Слово собака употреблено в значении  «злой, грубый человек». «Страшный, как боевая мина»,- так говорит Петрушевская о нем. Черты характера:

     - глупость;

     Например, в сказке «Господин Собака»:

     « - Т-щ полковник! – проревел, наконец, Собака. – Разрешите обратиться!

     - Вольно, - сказала, помолчав, медузина  фуражка и отправилась сама по себе » [17].

     - лесть; 

     « - Товарищ лейтенант, разрешите обратиться!

       - Чо, пьяный? – ляпнула Медуза…  - Прям сказка сказок какая-то.

       - Товарищ капитан! – продолжал  Собака.

       - «Отвали» с каким знаком пишется?  – сказала Медуза, стараясь слинять.

      - Товарищ майор! – не унимался  Собака »  [17]. 

2. Средний класс.

       Основные представители данного класса:

     1. Медуза и ее семья (мама, папа и Цапа)

       Медуза - главная героиня сказок. Медуза постоянно попадает  в какие-нибудь истории и выходит из них достаточно легко. В сказках только у нее есть семья – мама, папа и цапа.  Петрушевская показывает семейные отношения между всеми родственниками. Для нее характерны следующие черты:

     - грубость;

     Например, в сказке «Господин Собака» она  грубо отвечает Собаке, называя его «пьяным, заквашенным».

     - хитрость;

     Например, в сказке «Опасный поворот»:

     « Медуза сказала:

     - Ой! Иссеи Мияк! Какая встреча!  Жаль, что я спешу!

     - Гони баксы, Катя. А то продырявлю  твое плавсредство. У меня есть  свинокол.

     Тогда Медуза сказала:

     - Ой! Смотрите! Осторожно, за спиной! Быстро!

     Пакет «Обнинские авиалинии» оглянулся » [17].

- целеустремленность;

Например, в сказке «Показ мод» Медуза доказывает, что она может стать моделью:

« - Набираем моделей, размеры девяносто –  шестьдесят – девяносто! Таков стандарт! А что у нас?

Медуза  ответила:

- Я же  в юбочке. У меня наоборот, шестьдесят  – девяносто – шестьдесят.

Медузу  отобрали для показа и сказали, что  стилист и визажист ей сейчас сделают  мэйкап и хайр » [17].

     3. Низкий класс.

     Представители: Окурок, Морские огурцы, Консервная банка, Презервативы, Спичка, Баночка из-под пепси и т.д.

     Окурок  – приятель Медузы, который олицетворяет все низкое в современном обществе. Именно через его образ Петрушевская показывает нам полное падение общества.

     Черты характера:

     - необразованность. Он не знает  географического расположения стран.  Говорит о том, что его первая  жена была еврейкой, хотя сам  не знает значение этого слова.

     - хитрость. 

     - бесцельность. У него нет цели  в жизни. Его жизнь – тусовки,  это все, что он умеет делать.

      - грубость:

       « Эх, сюрприз! – крикнул окурок из задних рядов. – Все закрыто, а у меня понос! Бункера закройте, щучки!

     Еще одной важной чертой его характера  является хвастовство:

     « Во, третья слева моя жена! – оживился окурок.- И которая в середине, тоже была моя жена! » [17].

     Таким образом, Петрушевская высмеивает качества современного человека. 

Информация о работе Традиции жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской