Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования – определить жанрообразующие черты произведений, входящих в сборник Л.С.Петрушевской, «Морские помойные рассказы» и выявить черты, наследуемые от жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Данная цель решается через систему задач:
Проанализировать определения фольклорной и литературной сказки.
Выделить основные черты жанра сатирической сказки М.Салтыкова-Щедрина.
Проанализировать литературу, где отражены основные моменты биографии и творчества Л.С.Петрушевской.
Проанализировать сборник Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы» и выделить общие черты с жанром сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Предметом нашего исследования является процесс трансформации жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в творчестве Л.С.Петрушевской.
Объект исследования – цикл сказок Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение теоретического материала.
Сопоставительный анализ художественных текстов.
Литературоведческий анализ.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Жанр сатирической сказки в русской литературе………………..5
1.1.Понятие фольклорной и литературной сказки…………………………5
1.2.Особенности жанра сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина..6
1.3.Жизненный и творческий путь Л.С.Петрушевской……………………10
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие цикла «Морские помойные рассказы» Л.С.Петрушевской……………………………………………….14
2.1. Жанровые особенности сказок Л.С.Петрушевской……………………14
2.2. Специфика сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы»…………………………………………………………………….17
2.3. Типология сказок и героев сборника «Морские помойные рассказы»…19
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы». ……………………………………………………………………….23
2.5. Приемы создания сатирического в сборнике…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28
2.4.Своеобразие лексики сборника Л.С.Петрушевской «Морские помойные рассказы».
В последнее десятилетие всё более распространённой в речевой сфере
современной художественной прозы является ориентированность на разговорную речь. Это связано не только с демократизацией русского языка в целом, но и со стремлением авторов имитировать разговорную речь, ввести в повествование голос простого человека с улицы. Подчёркнутое, демонстративное использование разговорной речи не только в персонажной сфере, но и в авторской изменяет общую композиционно-речевую структуру художественных произведений, расширяет несобственно-прямую (авторскую) речь, придаёт элементам разговорной речи экспрессивный характер [ 2]. Ярким примером использования элементов разговорной речи в художественной прозе может служить сборник сказок Л.С.Петрушевкой «Морские помойные рассказы».
Основной целью художественной разговорной речи является эстетическое воздействие на адресата.
Широкое проникновение разговорной речи происходит на уровне всех языковых средств, но, прежде всего - синтаксических и
лексических.
На уровне лексики в сборнике «Морские помойные рассказы» в речи сказочных героев Петрушевской употребляются слова:
1. Официально-делового стиля:
- слова-термины;
Например, юрист, право и т.д.
- англицизмы;
Например, баксы, сэконд хэнд, нон-стоп, бойфренд и т.д.
2. Разговорного стиля:
- просторечия;
Например, дебил, отвали, обтряслась, нахлобучила, бункера, елки-палки, встрял, «говно необразованное», прошрали ёп, ошкомелки, гадюшник, буденноской и т.д.
- молодежный сленг;
Например, супер, клевый, типа, чумовая, хипповый, браво, класс, крендель, гонял, отчалил, балдеть, реально, спокуха, гля и т.д.
- жаргон.
Например, шурши, децило, заквашенный, бездник, заманал, просекаете, чикса, поляна, расклад, бухтит, настафырена, римейк, чарторный и т.д.
3. Публицистического стиля:
- окказионализмы.
Например,
амдернямские, закунявим, домработницына,
спаситечки, померила и т.д [17].
Синтаксические особенности:
« - Забегу узнаю! - ответила Медуза Окурку» [17].
«- Когда я ушла из большого футбола, это было как раз в теплых краях.
- Ну и как
там? – вежливо спросила
- Как! Моря там, во-первых, нет.
- Уау! – огорчилась Медуза» [17].
Морфологической особенностью сказок является частое использование частиц (ну, вот), междометий (ой, ах).
Например, « Ну что, ну состав был…. Ну как его, это самое…. рыба Филя?» [17].
Таким
образом, можно сделать следующий вывод,
что в «Морских помойных рассказах» используются
элементы разговорного стиля для того,
чтобы наиболее ярко и красочно показать
деградацию современного общества.
2.5.
Приемы создания сатирического
в сборнике «Морские
помойные рассказы».
Л.С.Петрушевская
в сборнике «Морские помойные рассказы»
использует следующие сатирические приемы:
Например, в сказке «Неспетая песня» автор высмеивает Мусоровоза:
« - Как из единицы интеграл?
Мусоровоз не поверил своим ушам. Отдаленно он слыхал это слово «интеграл», то ли по радио, то ли шофер так матерился. Как единицы интеграл – вот это да!
- Чо? – откликнулся Мусоровоз.
- Как «Зенит» сыграл? – повторил Окурок » [17].
Таким
образом, можно сделать следующий вывод,
Л.С. Петрушевская использует разнообразные
сатирические приемы для того, чтобы показать
пороки общества и людей, которые в нем
живут.
Заключение
Исследовав тему: «Традиции жанра сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в прозе Л.С.Петрушевской» мы пришли к следующим выводам.
Сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
К данному жанру обращались многие писатели. Например, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь и др. Особый вклад в жанр сказки внес М.Е.Салтыков-Щедрин. Он является одним из создателей жанра сатирической сказки. Основными чертами жанра сатирической сказки Салтыкова-Щедрина являются сравнение социальных пороков с животным миром, характер, изображаемых проблем, использование таких приемов, как иносказание, ирония, сарказм, гротеск и гипербола.
Продолжает традиции жанра сатирической сказки современная писательница Л.С.Петрушевская. Она изображает повседневную жизнь, показывает деградацию общества, осмеивая человеческие пороки. Именно в сборнике сказок «Морские помойные рассказы» Петрушевская выступает как сатирик, используя следующие приемы:
- иносказание;
- иронию;
- сарказм;
- гротеск;
- гиперболу;
- прецедентные тексты.
Итак, несмотря на то, что Л.С.Петрушевская называет свои произведения рассказами, но по ряду признаков их можно отнести к жанру сатирической сказки.
Список литературы