Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………..
Глава I. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова………………………………….
1.1. Мотив скорби и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова……………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Бучаева М.Х..docx

— 41.23 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Дагестанский государственный  педагогический университет

филиал  в г.Буйнакске

Филологический  факультет 

Кафедры филологии

Бучаева М.Х. 
 
 

Курсовая  работа

« Трагическое одиночество  поэта и его  героя в творчестве  М.Ю. Лермонтова» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Научный руководитель

к.ф.н., доцент Султанмурадов А.М. 
 
 

Буйнакск 2011 
 

Содержание  

 Введение     ……………………………………………………………………………………………………..                                                                                                          

Глава I. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова………………………………….                                     

1.1. Мотив скорби и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова……………………           

Заключение …………………………………………………………………………………………………….                                                                                                        

Список литературы………………………………………………………………………………………….        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Русская литература - литература пророческая. И одним  из самых известных ее пророков был  М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится  на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов  очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения  этого периода - грустные, мрачные, в  них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и  в людях, скорбит о ничтожности  мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и  следы влияния Байрона, который  был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в "русские Байроны".

Но вскоре Лермонтов  осознает свою индивидуальность и пишет  стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год), которое завершает  период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром  странник…  

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это  время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому  в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство  из которых не пользовались популярностью  у читателей. И с 1837 года до самой  смерти поэта длится последний этап - его зрелость.

Началом этого этапа  можно считать стихотворение "Смерть поэта" (1837 год), с которым молодой  Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала  раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в  светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало  стихотворение "Смерть поэта", в  котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта.

Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства  его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки  из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые  записи — датой или словами  “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления  души, их исповедальности, абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.

 Всему внутреннему  строю Лермонтова глубоко соответствует  бунтарский, байроновский романтизм  — с его культом тайной избранности  личности, высокой Судьбы, борьбы  с Роком, тяги к миру —  и отторжения от людей.

 Тема одиночества  очень характерна для всего  творчества М, Ю. Лермонтова. “И  скучно и грустно, и некому  руку подать в минуту душевной  невзгоды”. Его лирический герой  мучается от сознания невозможности  что-либо изменить в этой жизни,  и наступает разочарование: “Уж  не жду от жизни ничего я,  и не жаль мне прошлого ничуть”.

Белинский, сравнивая  Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, что и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.

Стихотворение “Смерть  Поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о  трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и потому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дольний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный суд”. Время, века, человечество скажут свое слово.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 

Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен  важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием  духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов  была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной  исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб  отрицания, вражду со “светом”, с “толпой” и с Богом, создавшим мир, где  попирается добро и справедливость. Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством  утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в  неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим  “по величине и блеску”, видел  в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах  и правах человеческой личности”, а  поэзию Лермонтова назвал“бездонным океаном” мыслей и чувств.

Лирическое “я”  раннего Лермонтова предстает в  противоречии между героической  натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в  обществе, которое не нуждается в  его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его  с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими  героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах “Из Андрея Шенье”: “Задело общее, быть может, я паду...”, “Я грудью шел вперед, я жертвовал  собой...” , “Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей...” Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает “без цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы людей”, “света” носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:

Коварной жизнью недовольный,

Обманут низкой клеветой...

Эта фраза помогает понять суть претензий героя к  обществу. Постепенно все явственнее проступают и контуры “толпы”, “здешнего  света”, где подлинные ценности оказываются поверженными:

Поверь: великое земное

Различно с мыслями  людей.

Сверши с успехом  дело злое —

Велик; не удалось  — злодей.

В свете, где царят  “притворное внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман” и “зло”, герой выглядит “странным”, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание  и ненависть: 
 

Настанет день —  и миром осужденный,

Чужой в родном краю... 

Юношеское лирическое “я” у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.

В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих  грандиозных переживаний предстает  равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой... ” он говорит:

…Кто

Толпе мои расскажет  думы?

Я — или Бог  — или никто!

Его лирическое “я”  может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовную родину. В стихотворении “Ангел” он говорит о душе:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни  земли.

Но чаще лирическое “я” противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова. Тяготение к высшему  идеальному миру, к совершенной, осязаемой  красоте и музыкальности, тоска  по земному счастью, человеческому  участию и разочарование в  морали “света”, в любви, дружбе, отрицание  ценностей земного бытия, стремление обрести гармонию с мировым целым  и сознание безнадежности своей  мечты — все эти противоречия лирического героя заставляют его  вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс  внутреннего размышления, в котором  тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.

 Герой зрелой  лирики Лермонтова жаждет объять  всю вселенную и заключить  ее в своей груди, он хочет  обрести единство с природой, историей, с “простыми людьми”,  но ему не дано такого счастья.  Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему “гонимый миром странник”,  бросающий вызов земле и небесам  и отвергающий тихие пристани  любви, христианского смирения  и дружбы. Герой лирических стихотворений  Лермонтова чувствует и остро  переживает одиночество и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество  понималось как награда, то  в зрелой лирике одиночество  скучно, а в более поздних стихотворениях  можно найти подлинное выражение  трагизма человека, одинокого среди  людей и во всем мире. 

Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей  стране и, наконец, в  целом мире. Теме одиночества в  обществе посвящено  стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен...”. Герою скучно на балу среди “пестрой толпы”, “дикого шепота затверженных речей”, среди “образов бездушных людей”, “приличьем стянутых масок”. Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок: 

О, как мне хочется  смутить веселость их

И дерзко бросить  им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.. 

Тема  одиночества и  вызванной им пустоты  и скуки звучит и в стихотворении  “И скучно и грустно”. Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни:

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят —  все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время  — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? —  там прошлого нет  и следа:

И радость, и муки, и  все там ничтожно

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем  вокруг,—

Такая пустая и глупая шутка... 

Одиночество героя обнаруживается и в таких глубоко  интимных человеческих отношениях, как любовь и дружба. В стихотворении “Благодарность” звучит горький упрек:

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я  обманут в жизни был...

Та же тема присутствует в стихотворении “Я не унижусь  пред тобою...”. Даже переход в вечную жизнь, обретение желанной свободы  и покоя не избавляет лирического  героя от одиночества, сохраняя лишь напоминание о возможных связях с миром. В этих стихотворениях откровенно звучит тоска по родной душе, стремление соединиться с ней. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу...” лирический герой одинок пред целым миром, перед вселенной. 
 

Выхожу один я  на дорогу;

Информация о работе Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова