Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………..
Глава I. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова………………………………….
1.1. Мотив скорби и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова……………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Бучаева М.Х..docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Мои надежды и  мечты...

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней... 

Неотступно, всю жизнь  Лермонтов любил Варвару Александровну  Лопухину, которая вышла замуж  за Бахметьева. Пленительный образ  этой женщины предстает перед  нами:

...все ее движенья, 

Улыбки, речи и черты 

Так полны жизни, вдохновенья,

Варвара Александровна  отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась по-своему. “Среди ледяного, среди беспощадного света” счастье поэта было невозможно:

Мы случайно сведены  судьбою,

Мы себя нашли  один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить  им вдвоем! 

Но  светлое чувство, пережитое ими, будет  озарять их последующую  жизнь. Об этом поэт говорит в стихотворении  “Расстались мы; но твой портрет...”: 

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак  лучших лет,

Он душу радует мою. 

Какое бы стихотворение  о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду  любовь является в  трагическом облике. 

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мотив одиночества  в лирике М.  Ю. Лермонтова. 

М. Ю. Лермонтов жил  и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после  разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте, и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова - это одинокая гордая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства. Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений. Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью. В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь: Любить... но кого же?., на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его. В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю...” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим. В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет... Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь. “Сон” - стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной. Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”. В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”. В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях. В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел. Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия. В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.  

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти  в каждом его произведении. Это  во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его  необычайно высоким нравственным и  интеллектуальным требованиям. Как  преображается лирический герой  Лермонтова в стихотворении “Памяти  А. И. Одоевского”, когда речь идет о  близком, любимом друге! 

Но он погиб далеко от друзей...

Мир сердцу твоему, мой  милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей! 

Это стихотворение  рождено чувством невосполнимой  утраты. Но чаще одиночество, тоска  поэта выливаются в гневное презрение  к людям, чью неприязнь или  равнодушие он всегда воспринимал очень  болезненно: 

И будут (я уверен в том) 

О смерти больше веселиться, 

Чем о рождении моем... 
 

Тяжелое положение  в николаевской России Лермонтов  переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с  пассивностью молодого поколения, утратой  истинных ценностей.

Скорбь  и одиночество, вызванные  общественными и  личными причинами, наполняют все  творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись  любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть  не поможет. 

Вся тяжесть одиночества  и скорби поэта с огромной силой  воплотилась в произведениях  о природе. Пейзаж здесь неотделим  от переживаний поэта. Лермонтов  то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной  историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего  его отчаянья:

Когда волнуется  желтеющая нива

И свежий лес шумит  при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка... -

...Тогда смиряется  души моей тревога,

Тогда расходятся морщины  на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я  вижу Бога. 

Завершая  тему одиночества  в лирике Лермонтова, надо сказать, что  поэту принадлежит  несколько замечательных  произведений, полных энергии и благородного негодования, желания  изменить существующую реальность. В его  лирике отразился  весь сложный духовный мир поэта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

13 октября – день  рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтова знают все, старые  и молодые изучали в школе.  В замечательной библиотеке Кливленда  на полках поэзии Лермонтова  нет. В запасниках, конечно, есть. Почему не на полках? Нет спроса. Потому что эти стихи знают  все? Знают? Недавно какой-то "знаток" опубликовал свою версию дуэли,  на которой погиб поэт. С версией  я не спорю – существует  множество версий; как это было  – не знает никто. Но у  этого "знатока" получается  – Лермонтов был скверный, неприятный человек: глаза холодные, язык беспощадный. И знаете, это отчасти правда! Кто оставил такие воспоминания? Люди света. Те самые, "жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи…", те, кому он хотел бросить в лицо железный стих, "облитый горечью и злостью". Конечно, он был неприятным для них! А для друзей, для людей, которых он уважал, был у него и взор ласковый, и теплые слова, и внимание. 

Будто бы у него кто-то спросил, почему в "Маскараде" страдающий Арбенин – игрок. "А кем он еще может быть? Ведь общество губит таланты", – будто бы ответил он. Об этом обществе в "Маскараде" написано беспощадно. А иначе почему эту пьесу цензура запрещала три раза, и Лермонтов так и не увидел ее в печати и на сцене. Вот какой это был Лермонтов, вот какого Лермонтова мы забыли: 

                        Белеет парус одинокий……

                        А он, мятежный, просит бури,

                        Как будто в бурях есть покой…. 

Как Лермонтов писал  и про что, очень хорошо понимали великие русские писатели – гиганты. Л.Толстой утверждал: если бы Лермонтов  не погиб так рано, в русской  словесности не было бы нужды ни в самом Толстом, ни в Чехове… 

Прикоснуться к  чуду – дорогого стоит. Давайте перечитаем Лермонтова. Какие разные проблемы и стиль! "Мцыри" и "Тамбовская казначейша" ! "Беглец" и "Песня про купца Калашникова"! "Герой нашего времени" и "Люблю Россию я, но странною любовью". Начните с "Песни про купца Калашникова", пожалуй. Я перечитываю десятки раз. Какой он всякий раз новый! Много раздумий вызывает… 

Все творчество поэта  — это его размышления  о смысле жизни, о  судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный  монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Несомненно, Лермонтова можно  назвать народным поэтом. Он вошел  в историю русской  литературы как достойный  преемник Пушкина. 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы .

Информация о работе Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова