Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………..
Глава I. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова………………………………….
1.1. Мотив скорби и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова……………………
Заключение …………………………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Бучаева М.Х..docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня  внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит. 

Здесь отчетливы мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаяния. 

В стихотворении  “Я не для ангелов и рая...”  герой говорит:

Я меж людей беспечный  странник,

Для мира и небес  чужой... 

подчеркивая тем  самым, что нет ему места в  вечном мироздании, он отвергнут всеми, разлучен в мире со всем. Образы природы становятся символами людских судеб и взаимоотношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, гибнут три пальмы, теряет дикую и суровую вольность Кавказ — и человек не может обрести единение ни с природным, ни с фантастическим миром. Всюду его поджидает трагедия, всюду рушатся его мечты и надежды; зло пронизывает все бытие человека, хотя может явиться в обличье добра, несравненной красоты или заворожить, очаровать услаждающими душу звуками. Человек бежит от себя, предпочитая одиночество. Мотив изгнанничества, мотив дороги очень тесно связан с темой одиночества в лирике Лермонтова, например, в стихотворении “Тучи”:

Тучки небесные, вечные странники,

Мчитесь вы, будто  как я же, изгнанники. 

Сознание  одиночества, отчужденности  от людей окрашивает и балладу “Воздушный корабль”. Обращаясь  к образу Наполеона, Лермонтов рисует традиционный образ  романтического героя, трагедия которого заключается  в том, что он не находит себе места  в мире окружающих его людей. Наполеон противопоставлен всему миру. Ему нет покоя даже после смерти: 

На острове том  есть могила,

А в ней император  зарыт. 
 

Лежит на нем камень тяжелый,

Чтоб встать он из гроба не мог.

Ярким символом одиночества  в стихотворении является воздушный  корабль:

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах. 

Картина моря и одинокого  среди бескрайних морских просторов  судна предстает  и в стихотворении  “Парус”: 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!.. 

В таких стихотворениях, как “Утес”, “На  севере диком...”, “Листок”, ведущим мотивом  является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной  любви, или в непрочности  человеческих связей. Тема одиночества  представлена в лирике Лермонтова широко и  многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко  личную трагедию, испытывая  неудовлетворенность  самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его  поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадежности. 

 Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием оценки действительности. 

Поэт разделяет  передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В стихотворении “Жалоба  турка” лирическому герою душно  в государстве рабства и цепей:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется  укоризна, 

Там стонет человек  от рабства и цепей!..

Друг! Этот край... моя  отчизна! 

В зрелой лирике критика  Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание “дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью”, реализуются. Именно таким “железным стихом” стало стихотворение “Дума”. В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности: 

Печально я гляжу  на наше поколенье!

Его грядущее — иль  пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Толпой угрюмою  и скоро позабытой

Над миром мы пройдем  без шума и следа,

Не бросивши векам  ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда. 

В стихотворении “Прощай, немытая Россия...” горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к “стране рабов, стране господ”, “к мундирам голубым” и “преданному им народу”. Поэт противопоставляет себя этой “немытой России” и стремится покинуть ее: 

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих  пашей,

От их всевидящего  глаза,

От их всеслышащих ушей. 

Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении  “1 января 1840 года” он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности. 

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта  в светском обществе открывается в  стихотворении “Смерть  Поэта”, написанном Лермонтовым после  трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование  звучат в стихотворении. В стихотворении  три героя: Пушкин — “невольник чести”, светская толпа и  поэт, ее клеймящий  и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила  истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто  указывает на истинных убийц — это  бездушное светское общество, которое  направляло руку убийцы:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и  Славы палачи!

И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как  и Лермонтов:

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит! 

В последней части  стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в  возмездие:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную  кровь! 

 Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой “потерянного поколения”, важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении “Бородино”. Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает “нынешнее племя” в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Лермонтов выступал с гневным, обличительным протестом  против порядков самодержавной России николаевского времени, но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В стихотворении “Спеша на север из далека...” он говорит:

Боюсь сказать! —  душа дрожит!

Что если я со дня  изгнанья

Совсем на родине забыт! 

А в стихотворении  “Я видел тень блаженства; но вполне...”  он признается в любви к стране близких и родных ему людей, к  тому месту, где он родился, которое  зовется родиной:

Я родину люблю

И больше многих: средь  ее полей

Есть место, где  я горесть начал знать; 

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний  вид оставит свой. 

Лермонтов создает свой образ  Родины. В его произведениях  мы видим и мощные богатырские характеры, и величественные картины русской  природы, и раздумья о бесправии и  горьком рабстве  народа. 

Со  временем поэзия Лермонтова все более кристаллизуется  как поэзия страстно ищущей и анализирующей  мысли, как поэзия бунтарства, протеста, социально-политической борьбы.  

Поэт обречен на одиночество, но не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет. Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, выпавшие на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в служении своим идеалам, как кинжал, который подарен “лилейной рукой”:

Ты дан мне в  спутники, любви залог немой,

И страннику в  тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой  друг железный. 
 

В 1841 году Лермонтов пишет  свое последнее стихотворение  “Пророк”. Тема этого  стихотворения —  высокая идея поэтического призвания и непонимание  его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек: 

С тех пор как  вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю  я

Страницы злобы  и порока. 

В основе стихотворения  лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое  учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она  жестоко преследует, глумится и унижает  Пророка: 

Провозглашать я  стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние  мои

Бросали бешено каменья. 

Пророк уходит в  пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его  ученья:

И вот в пустыне  я живу,

Как птицы, даром  Божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна  там земная;

И звезды слушают  меня,

Лучами радостно играя. 

В этом стихотворении  показан трагический  конфликт между поэтом, проповедующим “любви и правды чистые ученья”, и презирающим  его обществом. 

  Ни в обществе, ни в поколении  своем, ни даже  в любви Лермонтов  не мог найти  опоры своим идеалам.  Его лирический  герой воспринимает  настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. В стихотворении “Как небеса, твой взор блистает” он говорит о “трепещущей душе” и “голосе нежном”, которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь. В стихотворении “Отчего” поэт говорит:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость  цветущую твою

Не пощадит молвы  коварное гоненье.

За каждый светлый  день иль светлое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. 

Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его  художественном мире высокое чувство  всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:

Меня бы примирила  ты

С людьми и буйными  страстями, — 

и весь цикл посвященных  Ивановой стихов — это история  неразделенного и оскорбленного  чувства:

Я не достоин, может  быть,

Твоей любви; не мне  судить,

Но ты обманом  наградила

Информация о работе Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М.Ю. Лермонтова