Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить этапы развития методики преподавания литературы. Исследовать послереволюционные этапы методики литературы и современные.
Задачи:
Рассмотреть этапы методики преподавания литературы на примере нескольких исследователей
Узнать и выявить основные этапы методики преподавания литературы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
I Глава. Основные этапы развития методики преподавания литературы
1.1.Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы…7
1.2. Методика преподавания литературы В. В. Данилова (1881-1970)………….24
1.3. Методика преподавания литературы Н. М. Соколова (1875-1926)................26
1.4. Методика преподавания литературы М. А. Рыбниковой (1885-1942)...........29
1.5. Методика преподавания литературы В. В. Голубкова (1880-1968)………...32
1.6. Методика преподавания литературы Н. И. Кудряшева (1904-1981)………..36
1.7. Современный этап развития методики преподавания литературы…………38
Вывод по первой главе
II Глава. Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы...42
Вывод по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………56
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 87.51 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

I Глава. Основные этапы развития методики преподавания литературы

1.1.Методика преподавания  литературы в первые послереволюционные годы…7

1.2. Методика  преподавания литературы В. В. Данилова (1881-1970)………….24

1.3. Методика  преподавания литературы Н. М. Соколова (1875-1926)................26

1.4. Методика преподавания литературы М. А. Рыбниковой (1885-1942)...........29

1.5. Методика  преподавания литературы В. В. Голубкова (1880-1968)………...32

1.6. Методика  преподавания литературы Н. И. Кудряшева (1904-1981)………..36

1.7. Современный  этап развития методики преподавания литературы…………38

Вывод по первой главе

II Глава. Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы...42

Вывод по второй главе

Заключение…………………………………………………………………………56

Список  использованной литературы…………………………………………...57 

 

      Введение

     Современная методика преподавания литературы опирается  на ценнейший опыт педагогов-словесников  прошлого, стремится учитывать уроки  этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. История  методической мысли неразрывно связана  с развитием русского общества и  русской литературы, с именами  известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов, которые  были первыми авторами учебных пособий  и руководств, статей по проблемам  теории и истории словесности, по вопросам воспитания и обучения.

      Объект  исследования данной курсовой работы – основные этапы методики преподавания литературы.

      Цель  данной курсовой работы – выявить  этапы развития методики преподавания литературы. Исследовать послереволюционные этапы методики литературы и современные.

      Задачи:

    1. Рассмотреть этапы методики преподавания литературы на примере нескольких исследователей
    2. Узнать и выявить основные этапы методики преподавания литературы

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

      В первой главе рассказывается о основных этапах развития методики преподавания литературы и приводятся примеры  исследовательских работ.

      Во  второй главе дается более глубокий анализ преподавания литературы В.В.Голубкова.

      Каждая  из глав заканчивается выводами по проведенной работе.

      Список  литературы состоит из 13 источников.

     Древнейшими словесными науками были риторика (теория прозы, или наука о красноречии  и ораторском искусстве) и пиитика, т.е. поэтика (теория поэзии). Первая имела  дело с историческим, реальным материалом, вторая - с вымышленным. Такое четкое античное разграничение риторики и  поэтики сохранилось до XIX в. и  последовательно проводилось в  учебных пособиях по словесности.

     Самое старое из сохранившихся руководств по поэтике, известных в Древней  Руси, - переведенная с греческого языка  статья "О образех" Георгия  Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 г., в которой излагается учение о тропах и фигурах.

     В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг", представляющая собой не только традиционный панегирик в честь книжной грамотности и книг, "без которых нельзя сделаться праведником", но и своего рода наставление к "неторопливому чтению".

     Такие образцы древнерусского красноречия, как "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, произведения Кирилла Туровского и Серапиона, свидетельствуют о высоком уровне образованности и начитанности русских "книжных людей" и о влиянии  на Руси в XI-XIII вв. византийской и античной ораторской традиции. В произведениях  Епифания Премудрого, созданных на рубеже XIV-XV вв., упоминаются имена  Платона и Аристотеля, демонстрируется  высочайшее мастерство "плетений риторских".

     Школы в Древней Руси, открывавшиеся  чаще всего при монастырях, ставили  своей основной целью чтение церковных  книг и овладение славянской книжностью. Сведения о характере обучения можно  почерпнуть из рукописных "Азбуковников", получивших широкое распространение  в ХVI-ХVII вв. Это были справочники  энциклопедического и учебного характера, популярные книги для чтения, небольшие  хрестоматии, в которых содержались  и отдельные сведения по поэтике  и риторике. "Азбуковники" являлись одновременно руководствами к чтению для детей, уже умеющих читать, и пособиями для учителей.

     Основной "мудростью" в древней школе  признается грамматика, которая соединяется  с риторикой и поэтикой. Школьников учат не только читать и писать, но и  сочинять речи, послания и даже вирши. Для этой цели в "Азбуковниках" помещаются образцы для списывания, заучивания и подражания. Все обучение носит нравственно-религиозный характер.

     Соединением разнообразных сведений из словесных  наук отличаются и первые печатные учебники. В знаменитом "Букваре" (1574) Ивана Федорова специальная  хрестоматийная часть предназначается  для уже изучивших грамоту. Известная "Грамматика" (1619) Мелетия Смотрицкого  содержит раздел о стихосложении.

     Курс  словесности в духовных учебных  заведениях включает чтение, русское  и славянское, обучение латинской  грамматике, класс пиитики, в котором  по схематическим рецептам учат складывать стихи, и класс риторики, где преподаются, столь же строго по нормам, основы сочинения  периодов, хрий, писем и целых  ораторских речей на все случаи жизни. Обучение носит сугубо практический характер. Особое внимание уделяется  упражнениям, "играм в словесные  формы".

     Сохранились сведения о целом ряде учебных  пособий по риторике и поэтике XVII-XVIII вв., предназначенных для духовных учебных заведений. Авторы пособий, преподаватели духовных академий и  семинарий, разрабатывали собственные  курсы на основе древних теоретических  трактатов, сочинений Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. Традиция создания учебников, имеющих определенный адресат, учащихся конкретного "учебного заведения, долгое время сохранялась в отечественной  школе. Наиболее известны рукописные учебники по риторике и пиитике братьев  Иоанникия и Софрония Лихудов, преподававших в Московской славяно-греко-латинской академии, и "Риторическая рука" Стефана Яворского, изданная в XIX в.

     В начале XVIII в. Феофан Прокопович создает  два солидных труда, "Поэтику" (1705) и "Риторику" (1706-1707), при жизни  автора не издававшихся, но широко известных  во многих духовных учебных заведениях, где преподавали его ученики. Это были написанные на латинском  языке и основанные на теоретических  трактатах античности, Возрождения  и барокко лекции, прочитанные  им в Киево-Могилянской академии.

     Все школьные риторики и поэтики XVII-XVIII вв. рационалистичны и нормативны, они сориентированы на практическую деятельность, самостоятельное творчество учеников, направлены на формирование оратора и проповедника. Одним  из важнейших путей изучения теории словесного искусства признается самостоятельное  чтение образцовых авторов.

 

I Глава. Основные этапы развития методики преподавания литературы

1.1.Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы.

     Методике  преподавания литературы более 200 лет, зачинателем ее является Михаил Васильевич Ломоносов, знаменитый ученый-энциклопедист, поэт и теоретик литературы.Его "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), "Российская грамматика" (1754-1755), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757), в которых Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка и системы русского стихосложения, надолго определили ход развития отечественной словесности и преподавания ее в учебных заведениях.

     Ломоносов был автором первого печатного  учебника по словесности на русском  языке, "Краткого руководства к  красноречию" (1748). Эта книга, несколько  раз переиздававшаяся, объединяет в  себе и учебник, и хрестоматию, и  методическое руководство для учителя. Открывается ломоносовское руководство вступлением в науку о красноречии, где дается определение красноречия, указываются средства к его приобретению (природные дарования, наука, подражание авторам, упражнение в сочинении, знание других наук), затем называются отличия прозы от поэзии и основные разделы науки о красноречии: риторика, ораторская проза и поэзия (в первом излагаются основы учения о красноречии, во втором - наставления к сочинению речей в прозе, в третьем - учение о стихотворстве).

     До  нас дошла риторика, которая делится  на три части. Каждая часть содержит правила для оратора и поэта  с многочисленными примерами  и образцами. При этом Ломоносов  обращается и к исследованию психологии человека, приводит в своей риторике сведения из логики, грамматики и поэтики.

     В первой части "О изобретении" излагаются правила об изобретении и сопряжении идей, о витиеватых речах и вымыслах. Здесь Ломоносов выступает против многословия, "непристойного, детского, наполненного пустым шумом, а не делом", высказывается по поводу расположения идей в речи ("идеи должно хорошие  полагать наперед... которые получше, те в средине, а самые лучшие на конце"). Одной из лучших в книге считается глава "О возбуждении, утолении и изобретении страстей", представляющая собой небольшой очерк психологии человека. Отметив, что "разумный ритор прилежно наблюдать должен" возраст, пол, воспитание, науку своих слушателей, Ломоносов перечисляет условия, необходимые при возбуждении страсти в слушателях: состояние самого ритора, состояние слушателей, действия ритора и сила красноречия.

     Вторая  часть риторики "О украшении" почти целиком посвящена изложению  учения о тропах и фигурах. По Ломоносову, украшение состоит в чистоте  стиля, в течение слова, в великолепии  и силе его, однако более подробно он пишет лишь о великолепии слова, т.е. о тропах и фигурах, приводя  здесь же некоторые сведения из грамматики, о природе гласных и согласных  звуков, об ударениях.

     В третьей части "О расположении" содержатся рассуждения о построении разного рода текстов, о хрии, о  значении союзов в речи, В главе "О  расположении по описанию" особенно много примеров. Ломоносов советует каждому читать исторические и другие "описаниями и повествованиями  богатые книги", чтобы заметить то, что особенно их украшает и чего ни в каких правилах нет. Ломоносову, благодаря живому изложению материала и обилию удачных примеров, отчасти удалось преодолеть свойственные многим учебникам по словесности, созданным до и после него, педантизм и формализм. Логика рассуждений всегда вела автора от живой действительности, от опыта великих философов, историков, поэтов и ораторов прошлого. При этом он исходил и из того, что в основу любой ораторской речи, любого прозаического или поэтического сочинения должны быть положены высокие гражданские, патриотические, нравственные идеи. Эти идеи читатель ломоносовской риторики мог извлечь из многочисленных отрывков из произведений Гомера, Горация, Цицерона, Вергилия, Овидия, Демосфена, Сенеки, Лукиана, Иоанна Златоуста, Эразма Роттердамского и других авторов.

     Риторика  М.В. Ломоносова оказала огромное воздействие  на школьное преподавание словесности, вызвала множество подражании. Целые  фрагменты брали из нее авторы более поздних риторик: префект  Московской духовной академии Амвросий (А.Н. Серебренников), известные словесники И.С. Рижский, Н.Ф. Кошанский.

Преподавание  словесности во второй половине XVIII века

     Вторая  половина XVIII в. в России проходит под  воздействием все более активно  внедрявшихся в общество просветительских идей. После основания Академии наук и открытия Московского университета одно за другим открываются первые светские учебные заведения: гимназия при Академии наук (1726), Петербургский  сухопутный шляхетный кадетский  корпус (1731), гимназии при Московском университете (1755), Казанская гимназия (1758), Московский университетский благородный  пансион (1779). Стремительно растет интерес  к вопросам воспитания и обучения. Публикуются новые руководства  по словесности, в том числе и  переводные.

Информация о работе Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы