Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:12, реферат
Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще. Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием, или лингвистикой (от лат. Lingua – язык). Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Язык и письменность Древней Греции ………………………………..4
3. Язык и языкознание в Древнем Риме ………………………………..11
4 . Становление письменности на родных языка в западноевропей-
ском культурном ареале…………………………………………………...….14
5. Литература……………………………………………………………….19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА РУССКОЙ И
АБДУВАЛИЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО МИРА
РЕФЕРАТ СТУДЕНТКИ 5-ГО КУРСА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ДОЦЕНТ к.ф.н. АЛИЕВА ВАСФИЕ НИКОЛАЕВНА
СИМФЕРОПОЛЬ
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………
2. Язык и письменность Древней Греции ………………………………..4
3. Язык и языкознание в Древнем Риме ………………………………..11
4 . Становление письменности на родных языка в западноевропей-
ском культурном ареале…………………………………………………...….
5. Литература……………………………………………………
Язык – важнейшее средство человеческого общения. На земном шаре существуют тысячи различных языков. Но поскольку различия между ними и диалектами одного языка зачастую весьма неопределенны и условны, ученые не называют точной цифры языков в мире, определяя ее примерно в границах от 2500 до 5000.
Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще.
Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием, или лингвистикой (от лат. Lingua – язык).
Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии. Но она одновременно и старая наука, поскольку изучение отдельных языков, их научное описание уходит в далекое прошлое – в первые века до нашей эры.
Родиной науки о языке следует считать Древнюю Индию, интерес к изучению языка зародился именно в этой стране с ее древней культурой и философией. Языкознание возникло с чисто практической целью – необходимостью точного воспроизведения Священных гимнов и стремлением нормализовать санскрит (единый литературный язык Древней Индии). Наиболее известным трудом того далекого времени явилась грамматика санскрита, написанная в 4-м веке до н.э. ученым Панини («Восьмикнижие»).
Европейская лингвистическая традиция берёт своё начало в эпоху античности и восходит к Древней Греции и Древнему Риму (Гераклит, Демокрит, Платон и др.). В античности особой популярностью пользовалась проблема происхождения языка.
Начало зарождения общего языкознания относится к 17-ому столетию и связано с именами французских ученых Антуана Арно (1612-1694) и Клода Лансло (1616-1695), опубликовавших в 1660 году фундаментальный научный труд под названием «Всеобщая и рациональная грамматика Пор Рояль».
Поворотным моментом в развитии языкознания стал 19-й век, когда ученым впервые удалось на достаточном языковом материале поставить и обосновать проблему родства языков, происхождения отдельных групп языков из общего источника, за которым закрепилось название праязыка.
Основы сравнительно-
Труды выдающегося немецкого ученого-
В первой половине 20 века сформировались научные школы структурализма в языкознании. Структуралисты смотрят на язык как определённую систему и стремятся выяснить отношения между элементами этой системы.
В последние десятилетия 20 в. это направление было серьёзно потеснено новыми, очень разнообразными по своему содержанию концепциями, которые в совокупности образуют так называемую функциональную лингвистику, ориентированную на изучение языка в его употреблении человеком и социумом.
2. Язык и письменность Древней Греции
Европейская культура в основных своих истоках восходит к тому, что было создано древними греками на протяжении большого ряда веков. Грекам мы, как европейцы, обязаны не только своими системами письма, но и философией языка, риторикой, поэтикой, стилистикой. Созданная греками грамматика оказалась праматерью всех европейских грамматик.
Протогреческие племена, среди которых особенно выделялись ахейцы и ионийцы, появляются на территории нынешней Греции (как на материке, так и на островах) к концу 3-го тыс. до н.э., оттесняя и частью ассимилируя пеласгов. Они создают большой ряд государств, из числа которых наибольшего прогресса достигают государства на о-ве Крит (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Здесь, у носителей минойской культуры, возникает и быстро (в течение 23–17 вв. до н.э.) эволюционирует от пиктографического к иероглифическому критское письмо. Оно было сходно с египетским. Около 18 в. была выработана новая система – курсивное линейное письмо слогового типа А. Оно использовалось, как свидетельствуют памятники, в 1700–1550 гг. до н.э.
Критяне подчиняют себе ряд островов Эгейского моря. Они поддерживают торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии.
Но тектоническая катастрофа 1470 г. до н.э. привела к разрушению городов и деревень, к гибели населения и флота, к запустению острова.
На материке, где происходит формирование эллинской культуры, создание греческих государств началось позже, лишь с 17 в. до н.э. (Микены, Тиринф, Пилос и др.), и шло медленнее. Только к середине 17 – концу 16 вв., при власти ахейских династий могущества достигли Микены. В 16–13 вв. материковая Греция достигает наивысшего расцвета. Микенская культура ахейцев оказала влияние и на соседние страны, в том числе Египет.
Ахейцами в 15–14 вв. была предпринята попытка приспособить к своему диалекту критское письмо, завершившаяся появлением слогового письма Б.
Примерно в 1200 г. ахейцы совершают воспетый Гомером поход на Трою, которую они разрушают до основания. С конца 13 в. происходит быстрый упадок эллинских государств. С севера вторгаются греческие племена дорийцев, стоявших на более низком уровне развития. Свою независимость смогли сохранить только Афины, куда и бежали многие из побеждённых ахейских государств.
С началом экономического
и культурного роста городов-
Решающее для всей греческой и европейской цивилизации значение имело создание на основе финикийского письма греческого алфавита со специальными знаками для гласных (9 или 10 в. до н.э.). Древнейшие дошедшие до нас его памятники относятся к 8 в. до н.э. Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес к проблемам языка.
Попытки осмысления значения
слов отмечаются, начиная с Гомера
и Гесиода. Этимология оказывается
первым проявлением рефлексии над
языком в истории греческой
Высок был интерес к практическим аспектам использования языка. В 5 в. до н.э. зарождается наука об ораторском искусстве – риторика. Главным методом обучения языку в этот период становится чтение классических и уже устаревающих поэтических текстов с их комментированием. Так формируются зачатки филологии. Начинается деятельность по собиранию и объяснению глосс (старинных или инодиалектных слов). В связи с теорией музыки, ритмикой и метрикой (особенно в пифагорейской школе с её углублённым интересом к проблемам акустики) проводится интенсивное изучение звукового строя языка.
Для лингвистических занятий
была характерна замкнутость на материале
только греческого языка, свойственная
и дальнейшим этапам развития античной
лингвистической мысли. Для начального
этапа становления науки ещё
была свойственна разрозненность и
несистематизированность
Главная тема споров древнегреческих философов – характер связи между словом и предметом (между сторонниками принципа наименования physei «по природе» и принципа nomo «по закону» или thesei «по установлению»). Гераклит выражал веру в истинность речи, Парменид признавал речь людей ложной с самого начала, Демокрит был сторонником наименований по установлению, но выступал против крайностей представителей этой точки зрения. Софист Горгий утверждал глубокое различие между словами и предметами. Продик проповедовал безразличие имён самих по себе, приобретение ими ценности лишь в правильном употреблении. Антисфен, ученик Сократа, видел в исследовании слов основу обучения.
В ходе этих споров формулировались и первые лингвистические наблюдения.
Так, Продик первым занялся проблемой синонимов, а софист Протагор выдвинул проблему языковой нормы и первым стал различать три рода имени и четыре типа высказывания – вопрос, ответ, просьбу и поручение.
Ценнейший вклад в развитие языка и в теорию языка внёс Платон (420–347 до н.э.). Ему принадлежит наиболее интересный для истории лингвистической мысли диалог «Кратил», центральное место в котором занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Кратила (сторонника правильности имён от природы) и Гермогена (проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа (устами которого говорит сам Платон, высказывающий немало противоречивых суждений и не принимающий полностью ни одной точки зрения). Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору.
Он открывает понятие
внутренней формы (мотивировки) слова,
разграничивая слова
В последующих произведениях возрастает скепсис Платона относительно того, что слова могут служить источниками знаний о предметах, и, наоборот, более категоричными становятся утверждения о тождестве между выражаемой мыслью и словом.
Аристотель первым исследует типы связи значений внутри полисемичного слова, а также многозначность падежей и др. грамматических форм. Им делается утверждение о соответствии значения внеязыковой реальности.
Аристотель проводит разграничение трёх «частей словесного изложения»: звука речи, слога и слов разных разрядов. Он выделяет четыре разряда слов (имена, глаголы, союзы и местоимения вместе с предлогами). Правда, в определении имени (onoma) и глагола (rhema) смешиваются морфологические и синтаксические критерии. Впервые осуществляется описание отдельных классов глаголов. Но значимые части слова ещё не вычленяются.
Аристотель указывает на случаи несовпадения предложения (logos) и суждения. В качестве типов предложений он различает утверждения и отрицания. Им признаётся наличие безглагольных предложений. Ему присущи зачаточные представления о словоизменении и словообразовании (различение имени и падежа как только косвенной формы, распространение понятия падежа и на глагольные словоформы). Аристотелю принадлежат также многочисленные высказывания по вопросам стилистики.
Существенный вклад в формирование основ языкознания внесли философы эллинистического периода (3–1 вв. до н.э.), особенно представители стоической школы (Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский). Стоики были по преимуществу философами и логиками, но они разрабатывали свои учения на базе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики). В строении предложения и в классах слов они искали отражение реального мира.
Отсюда вытекали признание ими «природной» связи между вещью и её названием и увлечение этимологическим анализом. Значения «вторичных» слов объяснялись связями в предметном мире. Стоики разработали первую в истории науки о языке типологию переноса названий (перенос по сходству, смежности, контрасту).
В целом греческая философия 5–1 вв. до н.э. сыграла значительную роль в формировании логицистского подхода к языку, который на протяжении более двух – двух с половиной тысяч лет характеризовался острым вниманием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, подчёркиванием приоритета функциональных критериев в выделении, определении и систематизации явлений языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками, утверждением принципа универсальности грамматики человеческого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями.
Информация о работе Языкознание Древней Греции и Древнего мира