«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность автора. Трансформация жанровой традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти. Огромный импульс развитие культуры получило с появлением письменности. Создание упорядоченной славянской азбуки во второй половине IX в. связывается с именами болгарских монахов братьев Кирилла и Мефодия. У восточных славян по данным археологических источников задолго до этого в разных районах были свои письменные знаки. На Руси официальным алфавитом стала кириллица, вытеснившая более ранний алфавит - глаголицу.

Содержание

1. Введение.
Письменная литература на Руси: основные моменты
развития и особенности.
2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
1. Личность автора.
2. Художественное своеобразие произведения.
3. Трансформация жанровой традиции.
III. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат Аввакум.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

                Федеральное агентство по образованию РФ

        Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

                                 Высшая школа народных искусств (институт) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                РЕФЕРАТ 

      «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

    Личность  автора. Трансформация жанровой традиции. 

                   
 
 
 
 
 

                                                                                              Выполнила:

                                                                                              студентка 4 курса ЗО

                                                                                              Кириловская С.С. 

                                                                                          
 
 

                                                

                                                  

                                                       С.-Петербург

                                                       2011

                                                ПЛАН.        

  1. Введение.

    Письменная  литература на Руси: основные моменты

    развития  и особенности.

    1. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

       1. Личность автора.

           2. Художественное своеобразие произведения.

          3. Трансформация жанровой традиции. 

    III. Заключение.

          Список использованной литературы. 

                      Письменная литература  на Руси. 

    Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти. Огромный импульс развитие культуры получило с появлением письменности. Создание упорядоченной славянской азбуки во второй половине IX в. связывается с именами болгарских монахов братьев Кирилла и Мефодия. У восточных славян по данным археологических источников задолго до этого в разных районах были свои письменные знаки. На Руси официальным алфавитом стала кириллица, вытеснившая более ранний алфавит - глаголицу.

    После принятия христианства на Руси появилось большое количество переводной литературы, которая охватывала самые различные вопросы, начиная с церковно-богословских и кончая естественнонаучными и историческими. 
Первые произведения русской религиозной литературы создавались под большим влиянием соответствующих жанров византийской письменности. Так возникло старейшее произведение русской оригинальной литературы «Поучение к братии» новгородского епископа Луки, написанное в середине XI в. К заимствованному жанру ораторских произведений относится «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое также было написано в середине XI столетия. Основной темой «Слова» стала идея равноправия между народами и право русской церкви на самостоятельность.

    Под воздействием византийской агиографии стали появляться жития русских святых. Первыми отечественными святыми стали Борис и Глеб - сыновья князя Владимира, убитые их братом Святополком. «Житие Бориса и Глеба» оказало значительное влияние на развитие агиографии на Руси. В это время было написано и «Житие Феодосия Печерского».

    В Древней Руси появились и первые записки русских путешественников. Не позднее 1113 г. было написано «Хождение  Даниила» - игумена одного из черниговских монастырей, совершившего с группой  паломников путешествие в Палестину.

    Особо следует остановиться на таком оригинальном жанре древнерусской литературы, как летописи. Он возник в XI в. и развивался вплоть до XVII столетия. Летопись - это  историческое повествование, разделенное  по годам. Первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений, созданный в 997 г. Летописные записи велись в Киеве, Новгороде, Полоцке и других центрах Руси. Многие из них в начале XII в. вошли в летописный свод «Повесть временных лет», который стал основным трудом истории Руси. Ее автор - монах Киевского Печерского монастыря Нестор.

    Большинство литературных произведений XI-XII вв. в  оригинале до нас не дошли. Некоторые  из них сохранились случайно, войдя  в другие произведения, дошедшие до наших дней. Примером тому может  служить «Поучение Владимира Мономаха», вошедшее в «Повесть временных лет».

    Со  второй половины XII в. в развитии древнерусской  литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается  количество центров летописания, которое  приобрело локальный характер.

    Шедевром древнерусской литературы, ее жемчужиной является «Слово о полку Игореве». Это поэтическое произведение, написанное прозой. Это первое на Руси сочинение художественной литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев в 1185 г. Этот поход стал для автора поводом к размышлению о судьбах Русской земли.

    При всей своей первоначальной зависимости  от Византии древнерусская литература довольно быстро стала самостоятельным  явлением в культуре. Она взяла на себя все функции, как светские, так и духовные по воспитанию соотечественников. Разнообразие заимствованных жанров быстро приняло собственные неповторимые формы. Древнерусская литература обладала особым историзмом, поскольку представляла мир в целом, даже при описании конкретного сюжета. Она охватывала все временные и пространственные представления и образы древнерусского писателя и читателя.

    Литература менее других сфер культуры пострадала от монголо-татарского нашествия. Она в это время была представлена произведениями, посвященными трагическим событиям отечественной истории - «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Повесть о разорении Рязани Батыем».  
В устном народном творчестве сложился новый жанр - исторической песни, в которой в отличие от былин, герои и события были конкретными, взятыми из реальности: «Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». 
Подъем русской литературы наблюдается на рубеже XIV- XV вв. Куликовская битва вызвала появление посвященных ей произведений. Наиболее совершенное из них «Задонщина» - поэтическое прославление победы «За Доном» - и «Сказание о Мамаевом побоище».

    Весьма  распространенным литературным жанром на Руси стали жития святых. Наиболее знаменитое среди них «Житие Сергия Радонежского», а также «Житие Стефана Пермского», написанные монахом Епифаном Премудрым. С течением времени агиографический жанр начинает претерпевать изменения. 
В первой половине XVI в. выдающимся писателем Ермолаем Еразмом была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Повесть создавалась в связи с канонизацией новых муромских чудотворцев. Фольклорная основа произведения сделала его весьма далеким от настоящей агиографии. Трансформация житийного жанра привела от повести-жития к биографической повести. Таковым уже является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автор в корне сломал традиции житийного жанра. 
В XVI в. появился новый светский жанр литературы - остросюжетная повесть. Примером может служить «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле». Помимо занимательного сюжета в этом произведении заметно отразилось влияние общественно-политических идей и взглядов укреплявшегося русского купечества.

    Следует особо остановиться на таком замечательном  литературном памятнике XVI в., как «Домострой». Его автор - наставник Ивана Грозного протопоп Благовещенского собора Сильвестр показывает нормативные отношения в семье, которая предстает маленькой моделью государственного устройства.

    В центре внимания русских писателей XVI в. стояли поступки человека, внешние события его жизни, то теперь все большее отражение стали находить его психологические побуждения и переживания.

    Еще больший интерес к человеку свойственен  литературе XVII в. Осознание ценности личности вне ее положения в обществе было вызвано выдвижением национальных героев из народной среды в годы смутного времени. Появляются новые светские жанры литературы. Это в первую очередь бытовые повести и демократическая сатира: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о куре и лисице».

    Среди новых жанров, появившихся в XVII столетии особо следует отметить драматургию. Основоположником русской драматургии выступил Симеон Полоцкий, пьесы которого «Комедия притч о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре царе» поднимали важные нравственные, политические и философские проблемы.

    С именем Симеона Полоцкого связано  рождение и русской рифмованной  поэзии. До этого на Руси существовала развитая система стихосложения, но она практически не имела рифмы. Полоцкий заимствовал польское силлабическое или слоговое стихосложение, для которого обязательна концевая рифма. Им были написаны «Букварь», «Рифмованная псалтырь» и два больших сборника «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный».

    Говоря  о литературе необходимо отметить и  такое важное достижение, как начало книгопечатания на Руси. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Печатном дворе первую книгу с выходными данными - «Апостол». Книгопечатание не только расширило круг читателей, но и во многом способствовало развитию литературы как самостоятельной отрасли культуры. 
В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение было потеснено более рационалистическим видением действительности. Произошла значительная жанровая дифференциация.

    Особенности. Древняя русская литература принадлежит к особому типу литератур — литератур средневековых. Есть нечто общее между бытованием древнерусских произведений и фольклорных.

    Произведения  древней русской литературы по большей  части не имели устойчивого, авторского текста. Новые редакции и новые  виды произведений появлялись в ответ  на новые требования, постоянно выдвигавшиеся  жизнью, или обусловливались изменениями  литературных вкусов. В этом особая «живучесть» древнерусских литературных произведений. Некоторые из них читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из него в состав других произведений.

    Общность  с фольклором сказывается и в  другом. Как и в фольклоре, в  древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение не стремится поразить читателя новизной, а, напротив, успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих, приличествующих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю этикетные формы. Поэтому текст литературных произведений — это текст, по большей части лишенный неожиданностей. Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.

    Литература  — обряд. Она обряжает тему в соответствующий  ей литературный наряд. И это не только сближает ее с фольклором, но приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности древнерусского литературного творчества, к его коллективности и к его традиционности.

    Чем строже следует автор традициям  литературного этикета, тем легче ему творить в рамках этой традиционности новые и новые произведения. В результате литературные произведения Древней Руси не ограждены друг от друга строгими границами, не закреплены точными представлениями о литературной собственности, в известной мере повторяют привычные формы и поэтому как бы обладают некоторой «текучестью», отражающейся в общем литературном процессе не только «размытостью» хронологических границ, но и некоторой трудностью наблюдения над изменениями в литературе. Литературный процесс XI–XVII вв. трудно уловим и определим.

    Но  в историко-литературном процессе есть и такие стороны, которые не только затрудняют его наблюдения, но и  облегчают. Облегчает наше наблюдение за развитием русской литературы прежде всего связь литературы с  историческим процессом — своеобразный и очень резко выраженный средневековый историзм древнерусской литературы.

Информация о работе «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность автора. Трансформация жанровой традиции