История Логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Различие подходов к включению/невключению того или иного материала в область истории логики, определения характера логических систем, развитие которых подвергается исследованию, подсказывает нам один важный вывод: реконструкция истории логики зависит от того понимания логики, которое мы закладываем в основу нашего историко-логического исследования. Причем в этом понимании существенны не только отрефлектированный взгляд на основания логики, но часто и эмоциональное отношение к логическим приемам и структурам. Поэтому осмысленно положить в основание подхода к упорядочению историко-логического материала понятие, которое сочетает в себя как рефлективную, так и интуитивную компоненты. Хорошим кандидатом на роль такого понятия представляется понятие «образ логики», введенный И.Н. Грифцовой.

Работа содержит 1 файл

Спасательный круг по ИЛ.docx

— 65.34 Кб (Скачать)

Основные достижения средневековой логики: дидактическая  систематизация античной логики, оригинальные семантические идеи. связь между  латинским языком и логическими  теориями и выражениями. В средневековых  университетах: логику изучали на факультетах  искусств, логика давала право на присоединение  к высшим факультетам:  теологии, юриспруденции, медицины. Обычное название – диалектика. На факультете искусств преподавали семь свободных искусств:Тривиум (грамматика, риторика, диалектика). Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Логику преподавали  какнауку на факультетах искусств, как искусство аргументации на факультетах  теологии. Северин Боэций (V в.) – незаконченный проект перевода всех логических трудов Аристотеля на латинский язык.

Периодизация  средневековой логики:

"Ars vetus" ("старое искусство"): XI в. - середина XII в.Представители: Михаил Пселл (1018—1096), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142). Содержание: комментарии "Введения" Порфирия, комментарии "Категорий" и "Об истолковании" Аристотеля. В корпус логических знаний раннесредневековой схоластики входили: учение о родо-видовых отношениях; теория определения, деления; логико-грамматическое учение об элементах рассуждений (части речи, совершенные и несовершенные высказывания, отношение обозначения между мыслью, устным и письменным словом); учение о структуре и семантическом анализе простого категорического суждения, деление суждений по качеству и количеству, теория модальных суждений, операции с простыми суждениями; силлогистика (категорический и гипотетический силлогизмы); учение о софистических опровержениях

"Ars nova" ("новое искусство"): середина XII в. – конец XIII в.Представители: Уильям Шервуд (ум. в 1249), Роберт Гроссетет (1175-1253), Петр Испанский (1220-1277), Раймунд Луллий (1235 – 1315), Роджер Бэкон (1214—1294),  Иоанн Дунс Скотт (1266-1308).

Содержание: введение в промежутке между 1136 и 1141 гг. в рассмотрение обеих «Аналитик», «Топики» и «О софистических опровержениях» Аристотеля; использование логического органона для теологических целей в  схоластических системах; влияние арабоязычного  перипатетизма (Ибн-Сина, Ибн-Рошд); тенденция  к математизации и автоматизации  логики.

"Logica modernorum" ("логика современных"): XIV – XV вв.Представители: Вальтер Бурлей (1273-1357) Уильям Оккам (1285-1347),  Жан Буридан (ок. 1300 – ок. 1358);

Содержание: вопрос о соотношении веры и разума (логики), разведение логики и метафизики, дедуктивная  логика независима от теологии, логика как scientia sermocinalis (речевая наука), присоединение к «logica nova», трактата «О свойствах терминов», распространение жанра «Суммул».

Раскол между:приверженцами  Аристотеля, приспособленного к догмам веры (томисты), «модернистами», занимавшимися  логическими исследованиями отдельно от метафизических. Теология - иллюстрация  логических учений: пример истинного  суждения: «Deus est», пример ложного суждения: «Deus non est».  
 
 
 

Уильям Оккам.

Logica modernorum – высший этап развития Средневековой логики. Главный представитель Уильям Оккам (ок. 1285 - апрель 1347)Учение: «Теология воли» - обоснование свободы воли, как Бога, так и отдельного человека. Какое-либо ограничение божественной свободы является неприемлемым; Номинализм - реальным существованием обладают только индивидуальные субстанции и их качества, т.е. конкретные вещи. Допущение существования универсалий ни на чем не основано и является внутренне противоречивым.

Методологический  принцип – «Бритва Оккама» (Novaculum Nominalium): Не существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих [допущений] то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа [допущений]

Логика: Основное произведение по логике  — Сумма  всей Логики (1323 г.) подразделяется на:

Теория знаков и терминов: Термин есть знак (Signum) основная функция которого

заключается в  обозначении определенных объектов.

Термины делятся  на:

* ментальные (т.е.  понятия) - Понятия (conceptus)  есть естественные знаки (signa naturalia) и одинаковы у всех людей и народов;

произвольно установленные  знаки (signa secundum voluntariam institutionem), и различны у разных народов - произносимые голосом (т.е. слова) ,письменные (т.е. записанные слова).

Следующее деление  терминов: категорематические  —  обозначают определенные объекты; синкатегорематические  —  например, «или», «и», «ни... ни»  «если... то»,

«некоторые» и  т.д. Категорематические термины подразделяются на: абсолютные  —  имеют реальное определение (definitio quid rei); коннотативные — имеют номинальное определение (definitio quid nominis). Термины подразделяются также на: конкретные  — например, «человек», «справедливый», «белый» и т. п. абстрактные термины  —  например, «человечность», «справедливость», «белизна» …

Другое важное деление терминов у Оккама на:

термины первичной  импозиции  —  используются как  для обозначения ментальных терминов и реальных объектов, например, «человек», «белый», «субстанция», «качество», «вид», «род» и т.п.

термины вторичной  импозиции  — —  используются как для обозначения для обозначения  самих слов, например, «имя», «прилагательное», «существительное», «склонение» …и на:

термины первичной  интенции  —  обозначают реальные объекты, которые не являются ментальными  терминами, или понятиями, например, «человек», «камень», «белое» и т.д.

термины вторичной  интенции.  —  обозначают понятия, например, «вид», «род», «универсалия»  …

Трансцендентальные  термины (важнейшие для всей схоластической философии):вещь (res),нечто (aliquid), единое (unum), истинное (verum), благое (bonum), сущее (ens), которым обозначается все, что существует.

Теория суппозиций – является частью Теории терминов: Суппозиция - «есть свойство, присущее термину, но никогда иначе, кроме  как в высказывании», она «... означает как бы подстановку вместо другого, так что когда термин стоит  в высказывании вместо чего-либо... то он подразумевает это»[Оккам, Summa totius logicae, I, с. LXII]. Схема деления суппозиции у Оккама: Суппозиция – в собственном смысле слова, в несобственном смысле слова. В собственном смысле слова – простая, материальная, персональная. Персональная – дискретная, общая. Общая – поределённая, смутная. Смутная – смутная, смутная и дистрибутивная. Смутная дистрибутивная – Подвижная, неподвижная. 
 
 
 

На развитие гносеологии в средние века повлиял  спор о природе универсалий, то есть общих понятий, между реалистами и номиналистами. Согласно реализму, объективно существуют только общие  понятия, постигаемые сверхчувственным разумом. Реализм общих понятий  является необходимой частью всей христианской философии и теологии, так как  с его помощью обосновывались основные положения и вероисповедальные  догматы христианства. Например, Ансельм (1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский, который уже при жизни пользовался  большим авторитетом в католическом мире, привлекал реализм понятий  для доказательства бытия Бога. Это  доказательство называют онтологическим, ибо в нем существование Бога выводится из одного лишь понятия "Бог" путем раскрытая содержания этого  понятия. Доказательство слагается  из двух посылок. В первой посылке  утверждается, что человеческому  уму дано понятие о Боге как  о наибольшем благе. Во второй посылке  говорится, будто понятие о Боге только как о мыслимом заключает  в себе противоречие. Таким образом, согласно Ансельму, получается, что  признак максимального совершенства с необходимостью предполагает объективность  существования наивысшего существа, Подобная точка зрения выражает позиции  крайнего реализма.  
Против крайнего реализма выступил каноник из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения наиболее полно передают номиналистическую концепцию. Согласно номинализму, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова. Свою концепцию крайнего номинализма он применил для анализа одного из центральных христианских догматов - Троицы.  
Так как общее объективно не существует, то не мотет быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. В действительности могут существовать лишь три самостоятельных Бога. В ходе полемики между реализмом и номинализмом разрабатывались и уточнялись все логически возможные варианты соотношения рационального и эмпирического, которые впоследствии станут фундаментом для формирования основ естественнонаучного знания.  
Систематизатором схоластической философии считается Фома Аквинский (1225-1274). Самыми важными трудами, подводящими итог его творческой деятельности и представляющими своеобразную энциклопедию официальной средневековой идеологии, являются "Сумма против язычников", или "Сумма философии" и "Сумма теологии".  
Сам Аквинат обращается к философскому наследию Аристотеля, пытаясь приспособить его к учению католической церкви. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, проблему универсалий Фома решает с позиций умеренного реализма Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" каких сущность и "после вещей", то есть в человеческой уме как результат абстракции. 

___________________

Ни пуха, ни пера!

(с) Кирилл  Волков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История Логики