Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы: «Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников».
Задача этой курсовой работы - рассмотреть:
Какую роль транспортировка играет в производстве;
Какие существуют виды транспорта и способы транспортировки;
Какие существуют логистические посредники, и каковы критерии их выбора.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Транспортировка в логистике 4
1.1. Понятие и значение транспортировки 4
1.2. Транспортировка как ключевая функция в логистике предприятия 6
Глава 2. Альтернативы транспортировки 9
2.1. Виды транспорта, их достоинства и недостатки 9
2.2. Основные способы транспортировки 13
Глава 3. Основные логистические посредники и критерии их выбора 21
3.1. Логистические посредники 21
3.2. Выбор перевозчика 21
3.3. Выбор экспедитора 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     В целях повышения уровня объективности  оценки потенциального перевозчика фирмы прибегают к услугам специализированных агентств, одна из функций которых — подготовка справок о перевозчиках, в том числе с использованием и неформальных каналов. По условиям конфиденциальности такие справки предназначены только для заказчика и не подлежат разглашению.

     Когда фирма выбирает перевозчика самостоятельно, она должна следовать определенному алгоритму. Когда определены способ перевозки и вид транспорта, проводится анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое число перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Особенно активно и динамично в России развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность соблюдения сроков поставки, сохранность груза. Процедура выбора включает дополнительно систему других количественных и качественных показателей. В зарубежной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные системы ранговых показателей. Простейшая схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков, полученного по алгоритму. Когда суммарные рейтинги перевозчиков (или видов транспорта) равны или близки по значению, иногда целесообразно использовать и дополнительный прием риск-менеджмента — диверсификацию. Снижение уровня транспортных рисков с помощью метода диверсификации возможно путем организации доставки груза различными видами транспорта или использования услуг различных перевозчиков.

     На  рис.1 представлена схема использования алгоритма выбора перевозчика.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       Нет

       да 

     Рис. 1. Алгоритм выбора перевозчика

     Простейший  алгоритм выбора перевозчика может  быть использован для предварительной (грубой) оценки. Для окончательного выбора применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели, основанные, например, на теоретическом аппарате исследования операций, методах функционально-стоимостного анализа и т.п.

     Методы  выбора перевозчика.

     Метод матриц. В этом методе решение задачи выбора перевозчика связывается с анализом конъюнктуры рынка. Для формализации процедур выбора перевозчика по критерию минимума расходов применяется матрица, по сторонам которой указываются объемы заказа и условия поставки (частота, гарантированные периоды, транспортные средства, упаковка и др.), а по столбцам – производители одноименных услуг (перевозчики). На пересечении строк и столбцов – стоимость услуг и тарифы. Определяя наименьшие затраты по столбцам, покупатель может выбрать потенциального перевозчика.

     Метод стоимостной оценки. Суть метода в том, что выбор перевозчика предполагается обусловленным стремлением фирмы к оптимизации стоимости товара. Таким образом, выбор определяется стремлением максимально увеличить прибыль за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

     Метод абстрактного перевозчика. Этот метод описывает абстрактного перевозчика, перевозящего абстрактный товар в виде вектора параметров. Метод основан на минимизации стоимости каждого параметра и на приравнивании маргинальной стоимости к маргинальной прибыли, как условия равновесия. Ожидаемая годовая переменная стоимости доставки данного количества товаров равняется сумме стоимостей перевозки и складирования. Абстрактный перевозчик определяется по трем характеризующим его параметрам: стоимость перевозки, стоимость перевозимого товара и время перевозки.

     Метод, учитывающий технологические  параметры. Выбор перевозчика в данном методе основан на связях между физическими параметрами груза (масса, объем, способность портиться) и системы перевозки (скорость, частота отправления и т.д.), т. е. выбор определяется технологическими параметрами. Наиболее часто используемые параметры: масса отправляемого груза, расстояние перевозки, стоимость за тонну, тариф за перевозку, время перевозки, степень надежности. При этом методе тариф перевозчика не является определяющим параметром при выборе.

     Метод элиминирования по параметрам. В рассмотренных выше методах выбора перевозчика предполагается, что каждый потребитель предварительно рассматривает все альтернативы и каждый параметр, описывающий эти альтернативы. Однако на практике эти допущения являются нереалистичными, особенно в относительно сложных ситуациях выбора. Поэтому потребитель может упростить задачу выбора, исключая многие альтернативы и параметры из рассмотрения. Одним из методов, допускающих исключение параметров, является метод элиминирования по параметрам. Вместо одновременного рассмотрения всех параметров перевозчиков, потребитель проводит поиск параметров последовательным образом исходя из параметров, которые считаются самыми значимыми.

     Для решения задачи выбора перевозчика  и оценки качества обслуживания применяются различного рода автоматизированные системы.

       Фирмы, работающие по системе  «канбан», обычно пользуются услугами одного перевозчика. Западноевропейские фирмы, кроме основного перевозчика, имеют, как правило, резервных перевозчиков-дублеров.

     Оценка  уровня качества обслуживания уже отобранных перевозчиков проводится по итогам деятельности за год, полугодие и т.д. с участием различных заинтересованных подразделений фирмы – снабженческих, технологических, маркетинговых и т.п. Оценка проводится по заранее проработанной шкале оценок качества обслуживания по различным параметрам. Если рейтинг перевозчика ниже допустимой величины, то договор на обслуживание подлежит расторжению. 
 
 
 
 
 

     3.3.  Выбор экспедитора

     Наряду  с перевозчиком основным логистическим  посредником в перевозке является транспортно-экспедцционная фирма (или экспедитор).

     Согласно  статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [8].

     Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

     Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются:

  • получение документов для экспорта-импорта грузов;
  • выполнение таможенных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;  
  • погрузка-разгрузка транспортных средств;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
  • хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;
  • информационные услуги, страхование и т.п.

     За  рубежом многие крупные транспортно-экспедиционные фирмы, такие как «Ryder», «Schenker», «Federal Express», «Leasnay», «TNT», «Bilspedition», «ASG» и другие, выполняют большое количество различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее количество или протяженность логистических каналов производителей, интегрируя логистические активности в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам-производителям готовой продукции и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением и улучшить качество логистического сервиса [3].

     Многие  транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение готовой продукции производителей, а в ряде случаев выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников.

     К основным функциям экспедитора относят  следующее [2]:

  • проработка транспортных условий контракта купли-продажи и выбор наиболее рационального вида транспорта, маршрута перевозки, транспортных средств с учетом системы критериев, принятой для транспортировки товара;
  • изучение конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и разработка рекомендаций по организации перевозок;
  • сопровождение товара в процессе транспортировки с предоставлением набора информационных услуг;
  • организация доставки грузов, погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);
  • заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза, осуществление расчетов с перевозчиками и другими транспортными посредниками;
  • подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;
  • приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;
  • оформление коммерческих актов и других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;
  • содействие организации перевалки грузов при передаче с одного вида транспорта на другой;
  • выполнение таможенной очистки, содействие санитарному контролю и карантинным операциям;
  • выполнение страхования грузов;
  • координация действий участников транспортного процесса для обеспечения эффективной доставки грузов и др.

     Выполнение  указанных функций экспедитора  реализуется через последовательность конкретных операций. Так, погрузочно-разгрузочные и складские работы включают следующие операции: погрузку, разгрузку, сортировку, маркировку, упаковку, счет, взвешивание грузов, комплектование и разукрупнение отправок, формирование и расформирование пакетов, ремонт упаковки и транспортной тары и т. д. Экспедитор при этом может выполнять очистку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, содержать парк оборотных контейнеров и пакетов и предоставлять их грузоотправителям.

     К коммерческим услугам, предоставляемым экспедиторами, относятся заполнение товарно-транспортных документов; оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; декларирование грузов в таможенных органах, оформление таможенных документов, составление актов о недостаче, несохранности грузов и просрочке их доставки от имени грузовладельца.

     К информационным услугам экспедитора относят информирование грузополучателей об отправке грузов, уведомление о прибытии грузов, предоставление сведений о месте нахождения груза, о тарифах на логистические услуги, выполняемых в ходе транспортировки и др.

     Экспедиторы, имеющие подвижной состав, могут  выполнять операции по перевозке.

     Приведем  пример привлечения экспедитора, пусть продавец и покупатель заключили договор купли-продажи товара, в котором предусмотрена обязанность продавца организовать доставку груза в пункт назначения. При этом следует выполнить следующие операции: груз необходимо подготовить к транспортировке, оформить документы, погрузить на автомобиль, доставить на автомобиле на железнодорожную станцию, там выгрузить и какое-то время хранить до погрузки в вагон, перевезти груз по железной дороге в порт своей страны, выгрузить на склад порта, временно хранить на складе до прибытия судна, погрузить груз на судно, отправить морем в порт другой страны, обработать груз в порту страны назначения, передать его автомобильному перевозчику, который доставит его в обусловленный договором пункт назначения.

     Если  продавец отказывается от услуг каких-либо посредников в организации и осуществлении перевозок, т. е. действует самостоятельно, то, чтобы осуществить возложенные на него обязательства по доставке, отправителю следует заключить 6 договоров обслуживания (перевозки и оказания услуг) — по количеству участников транспортировки и перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Таких договоров может быть больше, если на участке одного вида транспорта задействовано более одного перевозчика.

Информация о работе Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников