Анализ и оценка эффективности логистических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой логистических решений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность процесса принятия логистических решений;
2. рассмотреть виды подходов к принятию решений в логистике;
3. рассмотреть значение экспертных систем в процессе принятия логистических решений;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 107.86 Кб (Скачать)

 

 

Система показателей для  анализа и оценки эффективности  логистических решений.

Для поддержания высокой  конкурентоспособности, логистическая цепь должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов:

  1. насколько хорошо логистическая цепь работает в настоящее время;
  2. в каком направлении следует усовершенствовать логистическую цепь ;
  3. насколько успешно проходит процесс преобразований логистической цепи в выбранном направлении.

Ответы на все эти вопросы  можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Показатели могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния ЛС, пользуются популярностью.

Но при этом они имеют  ряд существенных недостатков:

  • они отражают прошлые результаты;
  • медленно реагируют на изменения;
  • зависят от ряда бухгалтерских приемов;
  • не учитывают важных аспектов логистики;
  • не показывают конкретные проблемы и способы их устранения.

Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся  ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся:

  • вес доставленных грузов;
  • скорость оборачиваемости запасов;
  • расстояние перевозки груза;
  • количество невыполненных заявок;
  • количество нарушений условий поставки и т.п.

Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта  или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели. Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения  друг с другом разных величин), индексы  (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

 

К наиболее общим показателям  деятельности цепей поставки относятся  показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность.

Мощность логистической цепи и коэффициент использования мощности

Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как  это может показаться на первый взгляд, а действительно показывает эффективность  организации использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит от способа использования  ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Например, профессионализм или непрофессионализм  менеджеров может соответственно увеличить  или снизить пропускную способность  предприятия при одних и тех  же имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность  сотрудников снижается, что приводит к снижению мощности. В связи с  этим, как указывалось ранее, выделяют проектную, эффективную и фактическую  мощность.

Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности  логистической деятельности используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Например, если парк транспортных средств спроектирован на доставку 100 т материалов в неделю, но реально доставляет только 60 т, то коэффициент использования его мощности составляет 60%.

Производительность

Этот показатель – один из наиболее широко используемых. Выделяют несколько типов производительности:

  1. общая производительность – отношение общей пропускной способности к общему количеству использованных ресурсов. Недостатки: использование денежных единиц измерения для сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от бухгалтерских приемов; трудности точного определения значений для всех используемых составляющих, особенно нематериальных, таких как квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация фирмы и т.д.; невозможность выделения наиболее важных факторов;
  2. частичная производительность – отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно:
    • производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;
    • производительность труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;
    • производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в оборудование;
    • энергетическая производительность: число доставок на литр топлива; объем хранимой продукции на киловатт-час электроэнергии; добавленная стоимость на каждую денежную единицу, затраченную на единицу энергии.

Наиболее распространенными  показателями эффективности работ  ЛС с точки зрения экономики являются совокупные затраты.

Логистические затраты (издержки) – это сумма всех затрат, связанных выполнением ЛО:

  1. размещением заказов на поставку продукции;
  2. закупку;
  3. складирование поступающей продукции;
  4. внутрипроизводственную транспортировку;
  5. промежуточное хранение;
  6. хранение ГП;
  7. отгрузку;
  8. внешнюю транспортировку;
  9. а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели, например:

  1. для закупочной логистики – затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;
  2. для транспортной логистики – надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;
  3. для логистики складирования – оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Существует огромное разнообразие и количество показателей, которые  не обязательно использовать все  сразу. При использовании показателей  для оценки эффективности логистической деятельности возникает проблема несогласованности разных показателей, которые могут давать разнонаправленные результаты. Например, если грузовик едет быстрее, чем обычно, то число километров на час поездки увеличивается, но число километров на литр горючего снижается; увеличение степени автоматизации склада увеличивает производительность труда, но уменьшает производительность капитала; увеличение числа сотрудников приводит к увеличению эффективной мощности, но может снизить коэффициент использования мощности и т.п.

Для решения этой проблемы надо помнить, что измерения показателей деятельности – это не окончательная задача. Измерения только предоставляют  важную для менеджера информацию, на основании которой он должен сделать  вывод о том, насколько цепь поставок хорошо решает поставленные перед ней задачи. Таким образом, необходимо выбирать показатели на основании целей и задач, которые поставила перед собой организация.

1.3 Повышение эффективности логистических решений на потребительском рынке.

В современных условиях структура  и объем потребительского рынка  в большей степени зависят  как от организации деятельности предприятий розничной торговли, так и структуры спроса платежеспособного  населения в определенном регионе. Механизмы регулирования потребительского рынка предполагает, как рыночное регулирование, осуществляющееся на основе саморегуляции спроса и конкуренции, так и наличие факторов регулирующего назначения.

Развитие розничной торговли, так же, как и оптовой, с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения.

Товароснабжение — это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу товаров.5

Формы товароснабжения:

  • транзитная — поступление закупленных товаров в магазины непосредственно от поставщиков;
  • складская — поступление закупленных товаров через склады оптовых посредников.

Принципы товароснабжения:

  • планомерность - завоз товаров на основе плановых графиков завоза;
  • ритмичность - завоз товара через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта;
  • оперативность - осуществление товароснабжения в зависимости от изменения спроса;
  • экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товаров. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления рациональной звенности товародвижения;
  • централизация - товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков;
  • технологичность - использование индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров.

Транзитная форма товароснабжения  будет рентабельна для поставщика-производителя  и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах:

  • количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;
  • потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);
  • товар требует высокоспециализированного сервиса;
  • объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);
  • у покупателя имеется достаточная сеть складов и подсобных помещений;
  • происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

Сети товародвижения, располагающие  оптовыми промежуточными базами, являются более прогрессивными. На мелкооптовых складах хранятся товарные запасы с  высоким удельным весом в товарообороте (товары группы А - удельный вес в товарообороте составляет 65%), на крупнооптовых - товары группы В, С (соответственно: В - 25%, С - 10%).

Логистическая цепочка крупных торговых фирм построена таким образом, чтобы заказы розничных подразделений на товары группы А удовлетворялись немедленно, на товары группы В, С - в течение суток после получения заказа6.

Также одной из важнейших составляющих в логистической системе предприятия розничной торговли является закупка товаров, которая включает в себя:

  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
  • организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;
  • организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Уровень обслуживания в системе  товароснабжения зависит от:

  • скорости выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);
  • возможности срочной доставки товара по специальному заказу;
  • готовности принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкачественным (а в известных случаях - принять обратно товар без выяснения причин отказа от него);
  • обеспечения различной партийности отгрузки по желанию покупателя; умения воспользоваться наиболее подходящим видом транспорта;
  • высокоэффективного сервиса;
  • хорошо поставленной складской сети;
  • достаточного уровня товарных запасов;
  • уровня цен, по которым оказываются услуги.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности логистических решений