Информационное обеспечение логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Для успешной и эффективной реализации логистического управления производственно-сбытовой деятельностью на основе анализа информационных потоков необходимо наличие определенных факторов и предпосылок, а именно: наличие соответствующих информационных характеристик процесса; адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления; организационные формы и система методов логистического управления; возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Новый текстовый документ.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

Наличие развитой информационной структуры  производства обеспечивает две стороны  общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично  связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и  управления на уровне производства и  фирмы. Наличие подобной связи в  идеальном случае дает возможность  добиться того, чтобы ни одно соответствующее  решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано  без соотнесения его с общей  стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и  обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную  информацию о состоянии отдельных  звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения выпуска на рынок  продукции, необходимой в настоящий  момент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) поддержания стабильно высокого качества.

В условиях жесткой конкуренции  особое значение придается планированию и управлению производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Для информационной поддержки управленческих решений, прежде всего в сфере продаж, необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

1) история рынка сбыта (анализ  по регионам), типы сбытовых операций;

2) прогнозы рынка и сбыта;

3) конкуренция, ее история, состояние,  перспективы;

4) доля на рынке, ее история  и анализ;

5) цены и ценообразование;

6) расходы;

7) модели рынка (сбыта);

8) контроль деятельности персонала;

9) территориальное планирование, циклы  деловых поездок, персональное  распределение командировок;

10) источники запросов перехода  на новый продукт;

11) реестр покупателей;

12) исходящая и получаемая информация;

13) печатание и отправка почты;

14) контроль ответов и анализ  результатов рекламной деятельности;

15) обсчет сбытовой деятельности;

16) движение заказа, выставление  счетов, составление смет и отчетов;

17) доступ к внутренней и внешней  информации;

ряд других.

Формирование интегрированной  информационной системы снабжения, производства, сбыта фирмы - сложный  и многоплановый процесс, в котором  используются достижения современной  информационной технологии, новейшие компьютерные системы, что делает возможным  успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного  обеспечения логистической системы  в целом. Разработкой таких информационных систем занимается специально подготовленный персонал, создающий информационную инфраструктуру в соответствии с  поставленными целями, которая позволяет  собирать, организовывать и транспортировать информацию о поступлении, прохождении  и исполнении заказов клиентов в  фирме.

В настоящее время широко распространяются технологии безбумажных обменов  информацией. Это направление логистики  превратилось в развитые технологии, подкрепленные программными и аппаратными  средствами. Электронный обмен данными - это процесс, который позволяет  компьютерам какой-либо одной компании наладить связь с компьютером  другой компании и даже заключать  сделки. Чтобы реализовать эти  возможности, компании применяют стандартные  протоколы обмена и заключают  между собой коммерческие договоры. В области распределения в  США, например, действуют две системы  стандартных протоколов - стандарты  сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. Там же выработаны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформления сделок при следующих операциях: - заказах на покупку; заказах на отправку партий грузов; получении консультаций для грузоотправителей; заполнении фактурных счетов; различных выплатах; оформлении накладных на перевозку грузов; получении информации о перевозимых товарах.

Современный уровень развития компьютерной техники, информационной технологии позволяет  получить необходимые данные практически  в любом количестве и на всех стадиях  прохождения заказа по каналам фирмы. Для решения таких задач, интегрированные  информационные системы предоставляют  новые возможности, с помощью  которых вся необходимая информация организуется в соответствии с целями и принципами, задаваемыми логистикой.

По мнению авторитетных специалистов ряда компаний, информационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных  структурных единиц, так и фирм в целом на базе современных, быстродействующих  ЭВМ и соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного (обслуживающего) фактора  в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в  короткие сроки повысить производительность труда, минимизировать издержки производства и обращения продукции, обеспечить фирмам конкурентные преимущества и  выживаемость в длительной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и сущность логистических  информационных систем

 

 

Информационные системы в логистики  предполагают быструю адекватную реакцию  на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в  цепях качественной доставки и своевременного снабжения и другое. Однако при реализация очевидных преимуществ качественного информационного обеспечения логистических процессов возникают проблемы:

Ø отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный  и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации;

Ø слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем обслуживающих  ЭВМ и отсутствие информационного  взаимодействия между поставщиками-производителями  и покупателями-потребителями;

Ø отсутствие технических средств  информационного обеспечения на предприятиях;

Ø отсутствие единой межнациональной  коммуникационной информационной системы, которая была бы способна передавать информацию о материальных потоках  и осуществлять контроль за их движением.

Логистические информационные системы  представляют собой соответствующие  информационные сети, начинающиеся с  отслеживания оперативных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через  распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

1.Информационные системы для  принятия долгосрочных решений  (структурах и стратегиях (так  называемые плановые системы). Они служа главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

2.Информационные системы для  принятия решений на среднесрочную  и краткосрочную перспективу  (так называемые диапозитивные  или диспетчерские системы). Они  направлены на обеспечение отлаженной  работы логистических систем. Речь  идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами  готовой продукции, обеспечении  материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть  обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной  обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диапозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

3.Информационные системы для  исполнения повседневных дел  (так называемые исполнительные  системы). Они используются главным  образом на административном  и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые  элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем  скорость обработки и фиксирование  физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве  случаев работают в режиме  on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует  системного мышления. Структура логистической  системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны  и взаимозависимы. Чтобы логистические  информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических  процессов, их надо интегрировать вертикально  и горизонтально.

Ø установление правил для архитектуры и технической реализации подсистем и соединяющих звеньев, создаваемых собственными силами;

Ø установление общих, независимых  от функций правил и форматов для  передачи данных между функциональными  областями информационной системы;

Ø установление параметров для вычислительной техники (аппаратное оборудование, операционная система, система управления данными, иерархические уровни ЭВМ, технические  методы передачи);

Ø разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и т.д.). Стратегический общий  план создается в течение нескольких месяцев. Необходима его ежегодная  актуализация с учетом нового опыта  реализации отдельных проектов, изменений  в рыночной среде и дальнейшего  развития информационной техники.

Для создания стратегического общего плана рекомендуется образование  немногочисленной группы специалистов по информатике и сотрудников  пользовательских подразделений. Решающей предпосылкой успешной работы такой  группы является поддержка руководства  предприятия; оно формулирует цели и контролирует ход работ.

Ситуативное действие означает быстрое  реагирование на внешние события (например, на изменения на рынке, технические  новшества, организационные или  персональные изменения на предприятии), т.е. начало работы над соответствующим  проектом. Решение принимается на основе ситуации в настоящий момент, оно не зависит от долгосрочного  планирования. Однако в благоприятном  случае можно сформулировать проект так, чтобы он покрыл предусмотренную  в стратегическом плане функциональную область, или в худшем случае включить новый проект в общий план.

Ситуативное действие также подразумевает  проверку появившегося на рынке нового стандартного программного обеспечения  на совместимость, со стратегическим общим  планом и на его применимость без  учета предусмотренных в плане  приоритетов.

Вертикальная интеграция - связь  плановых, диапозитивных и исполнительных систем. Под горизонтальной интеграцией  понимается связь отдельных комплексов задач в диапозитивных и исполнительных системах. Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диапозитивные системы, которые определяют требования к соответствующих исполнительным системам.

Для построения логистических информационных систем на базе ЭВМ важны следующие  принципы:

Ø нужно стремиться к модулярной структуре систем как в аппаратном оборудовании, так и в программном обеспечении;

Ø надо обеспечить возможность поэтапного создания системы;

Ø очень важным является четкое установление мест стыка;

Ø нужно обеспечить гибкость системы  с точки зрения специфических  требований конкретного применения;

Ø ведущую роль играет приемлемость системы для пользователя диалога  “человек-машина”.

Стратегическое планирование информационной системы включает следующие шаги:

Ø определение подразделений предприятия, которые будут включены в интегрированную  информационную систему (также с  учетом перспективы);

Ø грубый проект функциональных областей информационной системы и соотношений  между ними;

Ø определение важных для работы предприятия объектов (заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в информационной системе (это наиболее сложная задача стратегического  планирования, тесно связанная с  предыдущим шагом);

Ø определение возможностей использования  функциональных областей системы в  различных подразделениях предприятия  и оценка ожидаемого эффекта.

 

 

 

 

 

4. Виды и принципы построения  современных информационных

 

систем

 

 

Логистические информационные системы  подразделяются на три группы:

Ø   плановые;

Ø   диапозитивные (или диспетчерские);

Ø   исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так  и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми  своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся  подробнее на специфике отдельных  информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического  характера. Среди решаемых задач  могут быть следующие:

Ø   создание и оптимизация  звеньев логистической цепи;

Ø   управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;

Ø   планирование производства;

Ø   общее управление запасами;

Ø   управление резервами и  другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом  и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь  могут решаться следующие задачи:

Ø   детальное управление запасами (местами складирования);

Информация о работе Информационное обеспечение логистики