Количественные и качественные показатели транспортного обслуживания потребителей при организации грузоперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного "скачка" в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики.

Содержание

Введение
Глава 1 Логистические аспекты функционирования транспорта
1.1. Услуги транспорта
1.2. Транспортное обслуживание потребителей и его качество
Глава 2 Грузовой автотранспорт РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

колич и качест показатели.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Глава 2 Грузовой автотранспорт в РФ

Рост отечественной  экономики требует адекватного  роста транспортных услуг, который  и происходит в последние годы. Вклад транспорта в формирование ВВП составил в 2005 г. 7%, а по итогам года рост общего грузооборота по всем видам транспорта - 2,9%. При этом наибольший прирост по грузообороту был зафиксирован на автомобильном транспорте, на его  долю приходится свыше 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного). Перевозки грузов осуществляются автомобильным транспортом во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.

В условиях оживления  деятельности реального сектора  экономики в 2005 г. грузовым автопарком всех отраслей народного хозяйства  перевезено 6,68 млрд. т грузов, или 101,8 % к уровню прошлого года. Грузооборот  увеличился на 6,3 %. В 37 регионах возросли по сравнению с 2004 г. объемы перевозок  грузов и грузооборот, например, в  Республике Коми, в Ленинградской, Курганской, Кемеровской, Амурской областях. В 13 регионах показатели ухудшились. Резко снизились объем перевезенных грузов и грузооборот в Карелии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Читинской области.

Объем услуг по перевозке  грузов (коммерческие перевозки) по всем субъектам автотранспортного рынка  составил 1,62 млрд. т (111,7% к прошлому году), грузооборот - 68,11 млрд. т·км (104,2 %). Следует отметить, что более 75% от общих грузоперевозок в народном хозяйстве выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд (не за плату). Это свидетельствует о том, что предприятия-грузовладельцы продолжают в большей мере рассчитывать на собственный автопарк и отдают ему предпочтение перед наемными перевозчиками, так как профессионализм большинства перевозчиков, предлагающих свои услуги на рынке, качество подвижного состава, готовность к предоставлению экспедиторских и логистических услуг не соответствуют растущим требованиям потребителей. Таким образом, при постоянном росте валовых объемных показателей автотранспортный бизнес не выглядит пока достаточно стабильным и эффективным в свете перспективных требований рынка. Кроме того, на рынке автотранспортных услуг из-за несовершенного регулирования имеет место недостаточная защищенность участников рынка от недобросовестной конкуренции и прямого мошенничества. Вакуум действенных государственных правил игры заполнился «теневыми» правилами.

По итогам 2005 г. грузовой автомобильный транспорт России характеризуется следующими количественными  и качественными показателями:

Общий эксплуатационный парк грузового автомобильного транспорта России (исключая специальные) составил более 4,5 млн. единиц. Произошло существенное и динамичное перераспределение парка автомобилей между хозяйствующими субъектами. На предприятиях всех отраслей экономики числится 2,2 млн. единиц, а на предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» - порядка 55 тыс. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 5 лет более чем на 43% и составило 2,21 млн. автомобилей, или около 50% от всего парка народного хозяйства. При этом парк грузовых автомобилей предприятий страны за тот же период уменьшился почти на 10%, а предприятий отрасли - более чем на 55%.

Основные недостатки парка грузовых автомобилей предприятий  отрасли «Автомобильный транспорт» - высокий средний возраст и  несовершенная структура. Только 14% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, около 70% грузовых автомобилей  полностью самортизированы и имеют срок службы более 10 лет. Обновление грузового парка страны в 2005 г. составило только около 5%. Обновление грузовых автомобилей в автотранспортных предприятиях отрасли в 2005 г. было порядка 2,5% вместо 10% по нормативу. В то же время, как и в предыдущие годы, списано более 15% парка.

Необходимость обновления грузового парка транспортных средств  тесно связана с несоответствием  его сложившемуся к настоящему времени  потребительскому спросу на рынке транспортных услуг. Фактическая доля бортовых автомобилей  составляет 27,5%, превышая рациональную долю примерно в 3 раза. В то же время  количество грузовых автотранспортных средств со специализированными  кузовами (рефрижераторы, цистерны) в  эксплуатации явно недостаточно для  более качественного обслуживания потребителей транспортных услуг. В  парке преобладают среднетоннажные автомобили и не хватает большегрузных автомобилей и автопоездов. Доля в грузовом парке крупных и средних предприятий отрасли автомобилей грузоподъемностью до 3 т и большегрузных автомобилей (свыше 15 т) составляет соответственно 7,6% и 12,8%, что явно не соответствует потребности.

Процент автомобильного парка, использующего наиболее дешевые  виды автомобильного топлива - сжатый природный и сжиженный нефтяной газы, весьма невысок (3,1%), а именно это  направление является наиболее перспективным  в вопросе снижения стоимости  перевозок, так как топливная  составляющая оказывает значительное влияние на величину тарифов на перевозку.

В прошедшем году наблюдался рост объема перевозок грузов автомобильным транспортом, что  привело к некоторому улучшению  финансового положения грузовых автотранспортных предприятий. В целом  по Российской Федерации от перевозок  грузов всеми коммерческими грузовыми  автомобилями доходы оцениваются в 127,5 млрд. руб. Рентабельность этого  вида деятельности составила 0,4% (в прошлом  году была убыточность). По грузовому  парку крупных и средних автотранспортных предприятий получено 35,63 млрд. руб. доходов, расходы составили 35,49 млрд. руб., прибыль - 142,5 млн. руб. (в прошлом  году был зафиксирован убыток - 458,8 млн. руб.). Наибольший удельный вес в затратах на грузовые перевозки составляют расходы на автомобильное топливо - 26,6% от всех затрат, расходы на заработную плату были на уровне 20,9%. Доля затрат на амортизацию подвижного состава в общем объеме расходов остается крайне низкой (2000 г. - 3,8%; 2004 г. - 3,6%; 2005 г. - 3,7%), что свидетельствует об отсутствии инвестиционных возможностей на большинстве автотранспортных предприятий. 
 
 
 

В 2005 г. на уровне предыдущего  года оставались затраты на смазочные  и прочие эксплуатационные материалы (2,2%), на техническое обслуживание и  эксплуатационный ремонт автомобилей (11,1%), общехозяйственные расходы (около 29%).

Перевозки грузов автомобильным  транспортом общего пользования (предприятия  и предприниматели, работающие по найму) составили 580 млн. т (117,4% от уровня 2004 г.), а грузооборот составил 31 млрд. т·км (109,1%). Преобладающая часть объемов  в этом секторе деятельности приходится на крупные и средние автопредприятия, но доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме перевозок заметно возросла и уже составляет более 20% (для сравнения: в 2004 г. эта доля составляла 17,5%). При этом малыми предприятиями и индивидуальными владельцами выполняется значительная часть грузовых автоперевозок в междугородном и международном сообщении. Международные автомобильные перевозки в 2005 г. развивались достаточно успешно. Укрепление торгово-экономических связей России с иностранными партнерами оказывает существенное влияние на развитие международного автомобильного транспорта. В 2005 г. сохранилась тенденция прошлых лет по увеличению перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.

Среднегодовой прирост  объема автомобильных перевозок  грузов в международном сообщении  за период с 2000 по 2005 г. составил 10% - это  около 2 млн. т ежегодно. За этот период объем перевозок, выполненный российскими перевозчиками, увеличился почти в 1,7 раза и составил более 10,9 млн. т. На конец 2005 г. количество автомобилей, имеющих допуск на осуществление грузовых международных перевозок, составило 47,3 тыс. ед. (в том числе осуществляющих перевозки на коммерческой основе - 46,6 тыс. ед. и для собственных нужд - 0,7 тыс. ед.).

По сравнению с 2004 г. парк грузовых автомобилей увеличился на 2969 ед., в том числе коммерческих - на 2968 ед. Из общего числа грузовых автомобилей 37,8 тыс. находится на предприятиях и 9,5 тыс. у предпринимателей без  образования юридического лица (физических лиц). По сравнению с прошлым годом  парк у юридических лиц увеличивался большими темпами, чем парк у предпринимателей (соответственно на 7,4% и на 4,1%). В 2005 г. российские перевозчики продолжили активно обновлять свой подвижной  состав, чему немало способствовали принятие и активная реализация постановления  Правительства России о временном  ввозе, освобождающего перевозчиков от уплаты таможенных платежей при ввозе  транспортных средств. Российскими  перевозчиками в 2005 г. по сравнению  с 2004 г. на основании постановления  Правительства Российской Федерации  № 147 от 21.03.03 г. ввезено в два раза больше автотранспортных средств, предназначенных  для осуществления международных  автоперевозок (2004 г. - 312 тягачей и 308 п/прицепов, 2005 г. - 900 тягачей и 662 п/прицепа). Экономия перевозчиков, связанная с освобождением от таможенных платежей на основании указанного постановления, составляет в среднем 20...25% от общих затрат на приобретение транспортных средств. Так, если в 2002 г. россияне ездили преимущественно на автомобилях, отвечающих нормам Euro 0, Euro 1 и Euro 2, в настоящее время уже свыше 26% парка соответствует требованиям Euro 3. Постепенно вводятся в эксплуатацию автомобили, удовлетворяющие нормам Euro 4.

Объем перевозок, выполненный  российскими перевозчиками в 2005 г., увеличился на 11% по сравнению с 2004 г. и составил 10,9 млн. т. Доля российских перевозчиков в 2005 г. оценивается в 39,4% (для сравнения: в 2004 г. она составляла 38,8%).

Наиболее сильными остаются позиции (доля) российских перевозчиков на направлениях:

Россия-Китай - 79%;

Россия-Финляндия - 59%;

Россия-Швеция - 66%;

Россия-Норвегия - 73%.

На долю перевозчиков третьих стран приходится 17% от общего объема международных автоперевозок, что составляет 4,6 млн. т. На долю перевозчиков Белоруссии, Польши, стран Балтии, Украины  и Молдавии приходится 88% перевозок  грузов третьих стран, а при перевозках грузов между Россией и государствами  Западной Европы (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Испания, Нидерланды, Франция) доля перевозчиков третьих стран  превышает 50%.

Объем перевозок  по разрешениям ЕКМТ, выполненный  российскими перевозчиками, в 2005 г. увеличился на 30% по сравнению с 2004 г. и составил 1,2 млн. т. Все показатели работы российских перевозчиков, работающих по разрешениям ЕКМТ, имеют положительную  динамику. На 2006 г. для российских перевозчиков получено 2234 разрешения ЕКМТ, что на 17% больше, чем в 2005 г.

В заключение приведем важнейшие положительные итоги  работы автомобильного транспорта в 2005 г.:

* наблюдается рост  объемов грузовых автомобильных  перевозок и грузооборота, как  в целом, так и по всем  основным секторам автотранспортной  деятельности (101,8% и 106,3% к соответствующему  периоду прошлого года);

* от грузовых перевозок,  выполняемых автопредприятиями в целом по Российской Федерации, получена прибыль, рентабельность этого вида деятельности составила 0,4% (в прошлом году сложились убытки);

* возрос объем  международных перевозок грузов, выполненный автомобильным транспортом,  и составил более 27,4 млн. т  (без учета перевозок между  Россией и Республикой Беларусь, и Калининградской областью), что  на 8% превышает аналогичный показатель 2004 г., стоимость перевезенных грузов  превысила 56 млрд. долларов США,  что составляет 15,1% от внешнеторгового  оборота России;

* возрос на 11% объем  перевозок внешнеторговых грузов  отечественными автоперевозчиками  и составил в 2005 г. 10,9 млн. т,  доля отечественных перевозчиков  на рынке автотранспортных услуг  возросла и составила 39,4%;

* объем перевозок  по разрешениям ЕКМТ, выполненный  российскими перевозчиками, увеличился  на 30% по сравнению с 2004 г. и  составил 1,2 млн. т;

* по сравнению  с началом 2005 г. происходит  погашение задолженности по выплате  заработной платы работникам;

* рост заработной  платы по автомобильному и  городскому пассажирскому транспорту  составил в среднем 26%. 

Заключение

Исходя из изложенного, следует отметить, что основная функция  транспортной логистики - это управление материальными потоками от производителя  до получателя по графику.

Основным элементом  транспортной логистики является транспорт. Транспорт - это отрасль материального  производства, осуществляющая перевозки  людей и грузов.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения  грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных  видов транспорта.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя.

В границах межнациональных  логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.

В последнее время  автоперевозчики большое внимание уделяют автоматизации контроля грузоперевозок. Этот вопрос становится особенно актуальным, когда речь идет о доставке продуктов питания, так  как несоблюдение графика режима и температурного режима перевозки  может привезти к потере груза. В  связи с этим важным, с точки  зрения логистики, является не только сокращение потерь времени на всех этапах перевозки, но и обеспечение  сохранности груза на всех этапах: от загрузки на складе и до момента  разгрузки у заказчика.

Информация о работе Количественные и качественные показатели транспортного обслуживания потребителей при организации грузоперевозок