Концепция «точно-в-срок» и «бережливого производства» как элементы стратегии Кайдзен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

В современном бизнесе будущее компаний зависит от активного стремления к долгосрочным перспективам и достижению слаженных и умелых действий каждого сотрудника компании. Японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, – это ключ к успеху!
Постоянное совершенствование процессов и операций в стиле кайдзен имеет пошаговый характер и основывается на движении к полному устранению потерь, не добавляющих реальную ценность для потребителя. Такие потери не так просто увидеть, и действительно трудно полностью от них избавиться.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепция «Just-in-time» 4
Глава 2. Концепция Lean production 9
Заключение 14
Литература

Работа содержит 1 файл

финансовая стратегия.doc

— 206.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Национальный исследовательский

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)

Экономический факультет

 

 

Кафедра Системного менеджмента и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Концепция «точно-в-срок» и «бережливого производства» как элементы стратегии Кайдзен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнил:

студентка группы 993б

                                                                                        ______Т.Н. Антонова

 

                            

                                                                   Проверил:

                                                                             д.э.н, профессор

                                                                                       ________Е.В. Нехода

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011
Содержание

 

Введение               3

Глава 1. Концепция «Just-in-time»                                                                                                             4

Глава 2. Концепция Lean production                                                                                                              9

Заключение                                                                                                                                      14

Литература                                                                                                                                                 15

Введение

 

В современном бизнесе будущее компаний зависит от активного стремления к долгосрочным перспективам и достижению слаженных и умелых действий каждого сотрудника компании. Японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, – это ключ к успеху!

Постоянное совершенствование процессов и операций в стиле кайдзен имеет пошаговый характер и основывается на движении к полному устранению потерь, не добавляющих реальную ценность для потребителя. Такие потери не так просто увидеть, и действительно трудно полностью от них избавиться.

Кайдзен концентрирует внимание именно на постепенном улучшении процессов, но это не означает улучшение ради улучшений. Результат важен, но процесс его достижения значит ничуть не меньше.

На практике это обеспечивается пошаговым выполнением цикла Деминга PDCA: Планируй  >  Делай  >  Проверяй  >  Воздействуй  >

В повседневную работу по постоянному, непрерывному совершенствованию вовлекается весь персонал компании от рабочих до менеджеров, и что крайне необходимо – эффективное вовлечение сотрудников производится путём изменения собственных установок высшего руководства и только через полное принятие философии кайдзен.

Масааки Имаи, основатель Института Кайдзен, представлял кайдзен как стратегию-зонтик, объединяющую многие и многие известные методы оптимизации производства и повышения эффективности, в том числе концепции Just-in-time и Lean Production.

Важно понять, что кайдзен – не модная штучка на полгода, не просто набор малых разрозненных действий, применяемых без цели. Кайдзен – это долгосрочная стратегия, которая включает постоянные улучшения каждого сотрудника, независимо от его функций и должности.


Глава 1. Концепция «Just-in-time»

Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических концепций/технологий является концепция Just-in-time – JIT (точно-в-срок). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства или сборки ГП. При такой постановке задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказывались ненужными.

Терминологический словарь ELA определяет JIT как концепцию и как технологию:

«В широком смысле – это подход для достижения успеха, основанный на последовательном устранении потерь (под потерями понимаются любые действия, не добавляющие стоимости к продукту).

В узком смысле – это доставка материалов в необходимое время в нужное место».

В концептуальном плане JIT-подход послужил основой для последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как Lean Production, Value added logistics.

Концепция Точно-в-срок рассматривается как философия мышления, философия бизнеса по отношению к основным процессам компании и позволяет выделить проблемы, ведущие к потере ресурсов. Основные проблемы:

1.       некачественные процессы, связанные с поставками и выбором поставщиков;

2.       нескоординированные друг с другом функции, процессы или отдельные операции;

3.       нехватка мощностей или их избыток;

4.       избыток или недостаток персонала, в т.ч. являющийся следствием узкой специализации труда;

5.       безответственные работники;

6.       большое количество «бумажной» работы.

С логистических позиций JIT – довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, согласно которой потоки МР тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой производственным графиком выпуска ГП. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух функциональных сфер логистики: снабжения и поддержания производства. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию ГП, а в настоящее время – и в макрологистические системы различного уровня и назначения.

Основными преимуществами технологий «точно-в-срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются:

       Низкий уровень запасов МР, НП, ГП.

       Сокращение производственных площадей.

       Повышение качества изделий, снижение брака и переделок.

       Сокращение сроков производства.

       Повышение гибкости при изменении ассортимента изделий.

       Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества; более короткие сроки подготовки производственного процесса; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга.

       Высокая производительность и эффективность использования оборудования.

       Участие рабочих в решении производственных проблем.

       Хорошие отношения с поставщиками.

       Меньше непроизводственных работ, например, складирования и перемещения материалов.

 

JIT – современная концепция/технология построения ЛС в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки МР, НП, ГП в необходимых количествах к тому времени, когда элементы/звенья ЛС в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.

Концепция JIT тесно связана с функциональными логистическими циклами и их составляющими. В идеальном случае МР, НП или ГП должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них возникает потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы в функциональных областях бизнеса компании. Многие современные ЛС, основанные на подходе JIT, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции ЗЛС на изменение спроса и соответственно – гибкой производственной программы.

Логистическая концепция JIT характеризуется следующими основными чертами:

       минимальными (нулевыми) гарантийными/страховыми запасами МР, НП, ГП;

       короткими производственными (логистическими) циклами;

       небольшими объемами производства ГП и пополнения запасов (поставок);

       взаимоотношения (по закупкам МР) с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

       эффективной информационной поддержкой;

       высоким качеством ГП и логистического сервиса.

 

Внедрение и распространение концепции JIT в мире привело к изменению традиционного подхода менеджмента к управлению запасами. В таблице 1 сформулированы основные отличия этих подходов к управлению производством, снабжением и распределением.

 

Таблица 1 – Сравнение концепции «Just-in-time» с традиционным методом управления запасами.

 

Факторы

JIT-подход

Традиционный подход

Запасы

Играют негативную роль. Все усилия направлены на их минимизацию. Страховые запасы отсутствуют (или минимальны).

Необходимый элемент управления. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежных поставщиков. Большая часть запасов – «страховые». Большие объемы запасов объясняются: скидками при покупке большой партии; экономией на масштабе; страховыми запасами.

Размер запаса,

число закупок МР

Размер запаса показывает только текущую потребность.     Минимальный объем МР в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика. Для определения объема поставки используется модель EOQ.

Объем запаса определяется нормативом или по формуле EOQ. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшие объемы ГП или МР.

Распределение

Высокий приоритет. Учет изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Производство небольших партий ГП.

Низкий приоритет. Цель – максимизация объема выпуска ГП.

Запасы НП

Устранение запасов НП. Если имеются небольшие запасы между производственными подразделениями, необходимо их фиксировать и устранить как можно раньше.

Необходимый элемент. Запасы НП аккумулируются между структурными подразделениями, являясь основой последующих производственно-технологических циклов.

Поставщики

Рассматриваются как партнеры по производству. Отношения только с надежными поставщиками. Небольшое количество поставщиков.

Поддерживаются профессиональные длительные отношения с поставщиками. Как правило, большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция.

Качество

Цель – «ноль дефектов». Исключение входного контроля качества МР. Идеология TQM.

Допускается небольшое число дефектов. Выборочные инспекции качества ГП.

Поддержка технологическим оборудованием

Предварительная поддержка существенна. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки МР, НП вовремя.

По мере необходимости. Не критична, пока запасы поддерживаются.

 

Продолжительность логистических циклов

Сокращение продолжительности логистических циклов. При этом возрастает скорость реакции логистических решений и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности.

Длительные логистические циклы. Нет потребности в их сокращении, пока имеется компенсация за счет страховых запасов.

Персонал

Требует согласованности действий рабочего и управляющего персонала. Нельзя вносить изменения в логистический процесс, пока нет согласованности.

Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от низших звеньев персонала.

Гибкость

Короткий производственный цикл; максимальная гибкость.

Продолжительный производственный цикл; минимальная гибкость.

Транспортировка

Полный комплекс услуг, надежность.

Минимальные издержки в пределах базового уровня обслуживания.

 

Внедрение концепции JIT, как правило, улучшает качество ГП и серви­са, минимизирует запасы и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счет интеграции логистических функций.

Фактически эта логика не обязательно противоречит традиционному подходу, где определены оптимальный размер партии или заказа (например, с помощью модели EOQ ­ оптимального/экономичного размера заказа). Раз­ница состоит в том, что JIT позволяет минимизировать размер партии по­ставки (заказа). Другими словами, концепция нацелена на сокращение издержек производства и затрат, связанных с организацией и доставкой за­каза.

Традиционный подход к определению размера заказа связан с увеличением размера партии МР/ГП ­ для сокращения единичных (удельных) затрат за счет ценовых скидок и экономии на масштабах. Такой подход характерен и для других звеньев цепи поставок. При этом покупатели обычно стремят­ся перевозить груз крупными (консолидированными) отправками, например в контейнере или в полностью загруженном грузовике (трейлере), отказы­ваясь от меньшего по объему заказа, ссылаясь на увеличение цены транспор­тировки. Несомненно, такой подход противоречит концепции JIT, соглас­но которой поставки осуществляются небольшими партиями, достаточно часто и точно во время, установленное клиентом.

Задача логистического менеджмента ­ найти компромисс, когда изменения потребностей (например, размера заказа) не повлечет за собой нерацио­нального увеличения издержек. Основная идея концепции JIT ­ гарантия того, что все элементы логистической цепи синхронизированы и точно сба­лансированы, установлено время поставок и пополнения запасов, Самое главное - они должны быть спланированы абсолютно точно. В отношении после­днего обязанность клиента ­ создать предварительное расписание с тем, чтобы его «заморозить». Другими словами, как только требования сообщены постав­щику в рамках согласованного цикла, они не могут быть изменены.

Если чрезмерные запасы, находящиеся у поставщика, должны быть аннулированы или уменьшены, тогда задача управления входящими материаль­ными потоками в ЛС становится критической проблемой. Неудивительно, что возникновение и распространение технологии JIT совпало за рубежом с ростом числа посредников в распределении и логистических компаний, спе­циализирующихся на услугах консолидации входящих потоков.

Посредники могут управлять поставкой материалов и компонентов, ис­пользуя дистрибутивный центр или грузовой терминал для сортировки и консолидации отправок. Они могут также выполнить определенные логистические операции, повышающие добавленную стоимость товара, например, контроль качества, комплектацию и т.п.

Информация о работе Концепция «точно-в-срок» и «бережливого производства» как элементы стратегии Кайдзен