Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     Установление  длительного стратегического партнерства  с поставщиком позволяет сократить  издержки поставщика, снизить цену товара и повысить качество. Эффективность таких связей выражается в экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важным направлением повышения эффективности прямых длительных хозяйственных связей является сокращение непроизводительных затрат, рациональное использование складских помещений (емкостей) и транспортных средств из-за ликвидации вынужденных замен сырья и материалов вследствие оперативного внесения изменений потребителями заказов.

Оценка  предложений при  выборе поставщика

     Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами. Наиболее распространенными среди них являются конкурсные торги и письменные переговоры.

     Конкурсные  торги (тендеры) – распространенная форма поиска поставщиков. Торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель получает наилучшего во всех отношениях поставщика.

     Проведение  тендера включает следующие этапы:

  • разработка тендерной документации;
  • публикация тендерной документации;
  • приемка и вскрытие тендерных предложений;
  • оценка тендерных предложений;
  • подтверждение квалификации участников торгов;
  • предложение и присуждение контракта.

     Организация конкурсных торгов – сложная процедура, включающая работу тендерного комитета, который составляет отчет об оценке тендерных предложений.

     Другим  вариантом процедуры получения  предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – инициатива вступления в переговоры исходит от продавца. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения – оферты. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:

  • наименование товара;
  • количество и качество товара;
  • цену;
  • условия и срок поставки;
  • условия платежа;
  • характеристику тары и упаковки;
  • порядок приемки-сдачи.

     Оферты  могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу подтверждение о принятии предложения (акцептование оферты). Обычно твердые оферты высылаются традиционным партнерам. Свободная оферта высылается неограниченному количеству потенциальных покупателей и обычно содержит рекламно-информационные материалы.

     При втором способе организации письменных переговоров инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческий запрос, целью которого является получение оферты. 

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

Тема 3.1. Понятие производственной логистики. 
Цели производственной логистики

     Материальный  поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного  потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком  на этапе имеет свою специфику  и носит название производственной логистики. Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

     Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих материальные услуги (хранение, упаковка и т.п.). Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – территориальная компактность.

     Участников  логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями.

     Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести промышленное предприятие, оптовую компанию, имеющие собственные склады, порт и т.д.

     На  макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают  в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы макрологистических систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е ассортимент и количество выпускаемой продукции.

     На  микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность. Это такие подсистемы как закупка, склад, запасы, обслуживание производства и т.д. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий звеньев снабжения, производства и сбыта.

     Логистическая концепция организации  производства включает в себя следующие основные положения:

  • отказ от избыточных запасов;
  • отказ от завышенного времени на выполнение основных и вспомогательных операций;
  • отказ от изготовления продукции, не обеспеченной заказами;
  • устранение простоев оборудования;
  • устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
  • превращение поставщиков в партнеров.

     Традиционная концепция организации производства предполагает:

  • никогда не останавливать основное оборудование и постоянно поддерживать высокий коэффициент его использования;
  • изготавливать продукцию крупными партиями;
  • иметь максимально большой резервный запас материальных ресурсов.

     Традиционная  концепция была наиболее приемлема  при существовании рынка продавца, была ориентирована на максимальную загрузку оборудования и снижение себестоимости  единицы продукции. В современных  условиях рынок покупателя диктует необходимость гибкости производственного предприятия, которая создается логистической концепцией организации производства. Реализация произведенных товаров играет главную роль. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. Рынок покупателя заставляет производителей обеспечивать качественную универсальность и количественную гибкость производственных систем. Конкурентным преимуществом является скорость адаптации производственной системы к изменениям условий рынка.

     Главной логистической целью управления производством является обеспечение своевременной и полной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами при минимизации затрат на достижение этой цели.

     Целью второго уровня является минимизация затрат на производство за счет организации непрерывной загрузки производственных участков при максимально возможной непрерывности движения предметов труда в производстве.

     Третий  уровень целей должен быть направлен  на повышение эффективности  процессов производства (принципы эффективной организации производства).

     Четвертый уровень целей – обеспечение  функционирования системы, сохранения ее гибкости и адаптивности в заданных параметрах. Для достижения этой цели используется прогнозирование, анализ, планирование, регулирование, учет и контроль.

Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства

     Эффективная организация производства основана на реализации основных (базовых) и противоположных им принципов организации производства.  

Базовые принципы Принципы, противоположные  базовым
специализация диверсификация
параллельность последовательность
пропорциональность резервирование
стандартизация универсализация
непрерывность прерывность
надежность гибкость
ритмичность аритмичность
автоматичность самоорганизация
 

     Реализация  базовых принципов организации  производства приводит лишь к повышению  организованности функционирования предприятия  при относительно стабильных воздействиях внешней среды. Тогда как реализация базовых и противоположных им принципов повышает внутреннюю гибкость производства, т.е. способность оперативно, с минимальными затратами, адаптироваться к изменениям производственной программы, условий на рынке, норм государственного регулирования. В итоге формируется динамичная организационная структура предприятия.

     Основным  логистическим принципом организации  производственных процессов является прямоточность. Принцип прямоточности характеризует оптимальность пути прохождения предметов труда по операциям производственного процесса. Принцип прямоточности подразумевает прямолинейность движения предметов труда по всему ходу технологического процесса и отсутствие встречных потоков и «петель». Наиболее полно этот принцип реализуется при предметной специализации производственных звеньев предприятия, для которой характерно размещение оборудования и рабочих мест по ходу технологического процесса и особенно в поточном производстве при создании предметно-замкнутых участков. Принцип прямоточности положен в основу рациональной организации грузопотоков. Выполнение этого принципа ведет к снижению грузооборота и уменьшению затрат на транспортировку материалов и полуфабрикатов.

     Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов производственного процесса за счет сокращения разновидностей трудовых действий, с помощью которых происходит преобразование предметов труда в готовый продукт. Различают предметную и технологическую специализацию. Предметная специализация предполагает закрепление за каждым производственным подразделением или рабочим местом изготовление определенных видов полуфабрикатов или готового продукта. А технологическая специализация – выполнение работ по определенной технологии. Предметная специализация на уровне предприятия находит свое выражение в выпуске продукции конкретной номенклатуры, а на уровне цехов и участков - в выпуске полуфабрикатов определенного вида. Специализация способствует росту производительности труда за счет доведения до автоматизма трудовых движений рабочих, а также способствует оптимальному использованию оборудования, так как сводит к минимуму затраты на его переналадку. Специализация предполагает унификацию изделий и типизацию технологических процессов, при этом создаются наиболее благоприятные условия для механизации и автоматизации производства. В конечном итоге специализация оказывает существенное влияние на улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятий.

     Параллельность – принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Принцип параллельности может осуществляться по отношению к одной операции производственного процесса за счет введения на операции фронта работ, отличного от единицы. Например, в полиграфическом производстве, если в печатном цехе предприятия имеется три однотипные печатные машины, то при изготовлении объемного книжного издания процесс печатания будет производиться сразу на трех машинах, что приведет к сокращению продолжительности конкретной операции. Возможность осуществлять принцип параллельности по отношению к одной операции представляется при организации производственного процесса на крупных предприятиях. Но чаще принцип параллельности рассматривают применительно к двум смежным операциям, Принцип параллельности по отношению к смежным операциям одной производственной стадии производственного процесса имеет широкое распространение на предприятиях всех типов производства.

Информация о работе Лекции по "Логистике"