Логистическая информационная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

Важнейшим компонентом логистической системы является информационная подсистема, без которой невозможно осуществить идеи и принципы логистики. В настоящее время доказано, что между функциями, структурой и информацией системы (например, предприятия) существуют определенные связи. Это положение системного анализа исходит из того, что совокупность всех потоков информации связывает все функции в единую систему. Если в логистической цепи канал, по которому движется материальный поток, можно представить своеобразной артерией, то телекоммуникационную информационную сеть можно представить в качестве ,,центральной нервной системы’’.Информационные потоки имеют решающее значения для функционирования всей логистической цепи, и принципы изучающей их информационной логистики являются основой для построения всех логистических систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие логистической информационной системы …………………4
2. Теоретические основы построения и функционирования
логистических информационных систем и сетей…………………….7
3.Эффективность применения информационных систем ……………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Логистика(реферат).doc

— 105.50 Кб (Скачать)

. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем.

 

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис.2.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода.

 

Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень – система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство – снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис.3.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

           возрастает скорость обмена информацией;

           уменьшается количество ошибок в учете;

           уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

           совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

      обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

      повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

      снизить их стоимость;

      ускорить их построение.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

      В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие логистики в развитых странах не в последнюю очередь стимулируются необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.

      Центральной идеей логистики является планирование, управление и контроль предпринимательской деятельности, всех материальных и информационных потоков связанных с этой деятельностью. Информационные системы в логистики предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в цепях доставки и снабжения и другое.

      Но и здесь возникают трудности и проблемы создания информационных систем на предприятии. Одной из первых проблем – отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации.

      Что и говорить в нашей стране подобные проблемы ведут просто к хаосу в экономике. Также слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем обслуживающих ЭВМ и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями становятся следующей проблемой создания хорошо отлаженных логистических информационных систем.

      Что же можно сделать по этому поводу? Можно создать отраслевые и внутрипроизводственные центры, которые будут управлять одновременно информационными и материальными потоками на предприятии. Также можно создать логистическую информационную систему в сфере подготовки грузов к перевозке с применением электронных перевозочных документов во внутренних и прямых международных сообщениях (об этом мы поговорим позже  и подробнее). А также наладить логистическое взаимодействие поставщиков и покупателей транспорта и производства, создать гибкие методы управления с ориентацией на экономию затрат ресурсов и энергии.

      Следующей проблемой создания логистической информационной системы является отсутствие технического обеспечения на предприятиях. Это отсутствие ЭВМ, которые бы собирали, хранили и преобразовывали информацию, а также облегчали сам процесс управления.

      Также существенной является проблема в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия, при преодолении таможенных барьеров, а особенно для государств, которые находятся в непосредственной близости друг от друга и которые практически каждый день имеют связи.

               

            3.Эффективность применения информационных систем

Сейчас многие задаются вопросом: «Внедрять или не внедрять информационные системы в компании?» Само по себе внедрение новых корпоративных ИС конкурентное преимущество сегодня не обеспечит: у большинства фирм они уже есть. Результат может дать только их эффективное использование. А вот с этим как раз на большинстве российских предприятий серьезные проблемы

В качестве индикатора, например, можно взять системы управления заказами. Это не столь всеобъемлющие по сравнению с системами класса ERP информационно-технологические комплексы, которые, однако, решают одну из наиболее важных для компании задач – обеспечение взаимодействия с потребителями товаров и услуг. Поскольку такие системы обслуживают лишь одну, хотя и очень важную, функцию предприятия и автоматизируют только ограниченный набор бизнес-процессов, они проще во внедрении и более доступны для приобретения, чем «полноценные» ERP-системы.

В целом можно сделать довольно неприятный вывод: на большинстве российских предприятий информационно-коммуникационные технологии имеются, но не используются (если не считать применение ИС для примитивной механизации офисного труда в качестве модернизированной пишущей машинки и калькуляторов). На многих предприятиях информационных систем просто нет. Как максимум имеется бухгалтерская система, решающая ровно одну задачу – составление отчетности для налоговой инспекции.Примерно последние пять лет эксперты в развитых странах констатируют, что внедрение информационных систем на предприятии не повышает его конкурентоспособность. С чем это связано? Ответ очень прост: информационные системы есть уже у всех. Поэтому при внедрении такой системы предприниматель не получает преимущества перед другими предприятиями. По крайней мере принципиального преимущества.

Для рационального решения экономических проблем требуется дополнительная информация. Часто необходимая информация недоступна или ее получение стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включать время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. п. Выгоды и издержки по получению дополнительной информации по большей части субъективно оцениваются руководителем.

Вариант 1- выгода от каждой дополнительной единицы информации равна затратам на ее получение.

Вариант 2 - расходы на получение дополнительной информации перекрываются выгодами до определенной точки, за которой не следует стремиться к получению дополнительной информации, так как даже при улучшении решения расходы превысят выгоду.

Вариант 3- выгоды на получение дополнительной информации явно превосходят затраты на нее, получение информации очень желательно, сложность состоит во временных и интеллектуальных ограничениях.

Руководители часто некорректно полагают, что чем больше информации, тем лучше.

Вариант1                        Вариант2                       Вариант3

Результат                      Результат                        Результат

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                               

                                                                                                                   

Затраты                        Затраты                      Затраты

        Рис2.  Варианты эффективности дополнительной информации.

     Проблему оптимизации состава и количества дополнительной информации можно также решить, используя математические методы.

Так как рассматриваемая экстремальная задача обладает большой степенью стратегический неопределенности, то модель задачи удобно построить как игру против ,,природы’’, под которой понимается время руководителя, которое может быть использовано для восприятия дополнительной производственной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

                                 Заключение

Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с требований заказчиков. Логистические информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспозитивные, исполнительные. Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы: принцип использования аппаратных и программных модулей, принцип возможностей поэтапного создания системы, принципы четкого установления мест стыка, принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения, принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек-машина».

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Способность микропроцессорной техники решать сложные вопросы по обработке информации, позволяет обеспечивать обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Электронная передача данных представляет собой автоматизированное соединение информационных систем или разных организаций, или территориально удаленных друг от друга подразделений одного предприятия.

Список использованных источников

1.      Рудаков, М.Ф. Логистика: Курс лекций и методические указания для практических и лабораторных занятий / М.Ф. Рудаков. – Горки, 2007. – 215 с.

Информация о работе Логистическая информационная система