Основы логистики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 06:07, реферат

Описание работы

Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Содержание

Введение 3
Логистика: история, понятие, специфика 4
Организация службы логистики на предприятии 6
Организационная структура логистики на предприятии 11
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Основы логистики организации.docx

— 235.68 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Логистика: история, понятие, специфика 4

Организация службы логистики на предприятии 6

Организационная структура логистики на предприятии 11

Заключение 22

Список литературы 23

 

Введение

 

     Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

     Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

     Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

 

Логистика: история, понятие, специфика

 

    Термин "логистика" происходит от греческого слова "logistike", что означает "мышление, расчет, целесообразность". Римляне понимали этот термин как "распределение продуктов питания". В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века.

    Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

    Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

    доведения сырья и материалов до производственного предприятия;

    внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

    доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;

    передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

    Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

    прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);

    определение необходимой мощности производства и транспорта;

    организация распределения ГП;

    управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

    моделирование функционирования логистических систем (ЛС);

    проектирование ЛС;

    планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;

    согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

    Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т.е. материальный поток (МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

    В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

Организация службы логистики  на предприятии

 

    Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной  структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

    На  предприятии, имеющем службу логистики  все функции, необходимые для  эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый  механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция – анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе логистического подхода – согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия.

    Служба  логистики должна тесно взаимодействовать  с различными функциональными подразделениями  компании, обеспечивая оптимизацию  их деятельности и системную устойчивость компании.

    Служба  логистики не должна физически подменять  собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве  случаев количество и объемы заказов  могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики  качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой  логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных  ситуаций, а их анализ и перераспределение  по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические  детали процесса выполнения заказа, а  координация укрупненных блоков задач.

    Однако  без имеющейся в структуре  управления компанией службы логистики  такая интеграция невозможна. Это  препятствует эффективному функционированию компании, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации  структуры управления.

    Известно, что компаниям, осуществляющим поиск  зарубежных партнеров или инвесторов и при этом обладающих развитыми  логистическими службами, отдается предпочтение.

    Служба  логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые  товары были бы лишены одного из главных  потребительских свойств – быть доступными потребителю.

    Создание  службы логистики позволит увязать  в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров  и потребителей.

    Важной  задачей при организации службы логистики на предприятии является рациональная организация отделов  и групп внутри службы логистики, которая основана на ряде принципов.

    Принципы  организации в звеньях микрологистической цепи (в структурных подразделениях службы логистики) представляют собой следующее: функциональный принцип; географический принцип; продуктовый принцип; принцип «по поставщику»; принцип «по потребителю» и комбинированный.

    Функциональный  принцип предусматривает выполнение всего комплекса функций в  каждой отдельной подсистеме логистики  без его разделения между сотрудниками. Этот принцип применяется, как правило, на предприятиях и в организациях, оперирующих ограниченной номенклатурой  потребляемых материальных ресурсов, и, соответственно, незначительной номенклатурой  реализуемой продукции. При увеличении номенклатуры потребляемых материальных ресурсов возникают проблемы, связанные  с расширением штата сотрудников  в отделе закупки и на складе. Функциональная структура имеет  определенный «порог» количественного  состава материальных ресурсов и  готовой продукции, превышение которого приводит к необходимости перестройки  организационной структуры.

    Географический  принцип представляет собой разделение рынка, например, по регионам, по каждому  из которых осуществляется весь комплекс логистических функций соответствующими отделами или группами службы логистики. Как правило, такой принцип организации  характерен для предприятия, имеющего головную структуру и филиалы  в регионах, по которым выполняются  все работы, связанные с логистическими функциями. Географический принцип  используется при организации процесса закупок и сбытовой деятельности. Процесс закупок при использовании  данного принципа усложняется тем, что одноименный продукт (конкретное наименование, типоразмер) может приобретаться  одновременно в разных регионах (странах) различными секторами отдела закупок. Следовательно, необходима четкая координация  структур внутри отдела закупок по распределению объемов одноименной  продукции между ними.

    Продуктовый принцип используется на предприятиях в отделах закупок и продаж, а также на складах (материальных ресурсов и готовой продукции), на которых потребляется значительная номенклатура материально-технических  ресурсов и реализуется также  значительный ассортимент промежуточной  или конечной готовой продукции. Данный принцип предусматривает  создание в отделах отдельных  групп (секторов), занимающихся определенной, ограниченной номенклатурой или  ассортиментной группой конкретных продуктов.

    Принцип «по поставщику» используется на предприятиях и в организациях, на которых значительный ассортимент  материальных ресурсов поступает от одного конкретного поставщика. В  этом случае в отделе закупок службы логистики отдельный сотрудник  занимается только данным поставщиком  и соответствующей номенклатурой  материальных ресурсов, которую он поставляет предприятию.

    Принцип «по потребителю» применяется на предприятиях и в организациях, которые имеют длительные производственно-хозяйственные связи, например, с производственным дистрибьютором, который приобретает определенный ассортимент продукции предприятия в значительных объемах. В этом случае в отделе продаж службы логистики отдельный сотрудник занимается только данным потребителем и соответствующей номенклатурой реализуемой продукции.

    Комбинированный принцип представляет собой сочетание  приведенных выше организационных  принципов, используемых в отделах  службы логистики предприятия или  организации. В основном это сочетание  присуще отделам закупок и  продаж. Возможен также вариант, при  котором на складе готовой продукции  комплектованием заказов и формированием  транспортных партий продукции для  одного конкретного потребителя  занимается определенный сотрудник, но при этом склад организован по продуктовому принципу.

Информация о работе Основы логистики организации