Развитие логистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие и содержание логистики;
– рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;
– определить предпосылки развития логистики в России;
– проанализировать современное состояние российского логистического рынка;
– выявить тенденции и барьеры его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………

18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик по логистике 16 апреля.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты логистики……………………………………….. 4
    1. Логистика, определение, содержание……….……...………………
4
    1. Эволюция логистики ……………………..……………………........
10
2. Развитие логистики в России……………………………………................ 14
    2.1. Предпосылки развития российской логистики ……………………
14
    2.2. Современное состояние российского рынка логистики, тенденции и барьеры его развития………………………………………………
 
18
3. Пример решения логистической задачи…………………………………. 34
3.1. Проблема планирования ассортимента аптечной сети......…………… 34
3.2. Применение ступенчатого  ABC*XYZ-анализа при планировании аптечного ассортимента………………………………………………………  
36
Заключение………………………….………………………………………… 42
Список литературы…………………………………………………………… 45
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время уровень развития логистики является стратегическим конкурентным преимуществом не только отдельно взятой компании, но и региона, страны. Развитие логистики в России в ее современном понимании началось несколько позже, чем в развитых странах, имеет свои особенности и идет ускоренным образом. Предпосылки ее развития служат основой для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Их изучение представляет научно-познавательный интерес. Все выше перечисленное и определяет актуальность данного исследования.

     Цель исследования – выявить факторы, определяющие развитие российской логистики.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     – определить понятие и содержание логистики;

     – рассмотреть эволюцию логистики как науки и области практической деятельности;

     – определить предпосылки развития логистики в России;

     – проанализировать современное состояние российского логистического рынка;

     – выявить тенденции и барьеры его развития.

     Объект исследования: процесс развития логистики в России.

     Предмет исследования: предпосылки развития логистики в России.

     Информационной основой работы послужили учебная литература, труды отечественных и зарубежных авторов Аникина Б.А., Гаджинского А.М., Дыбской В.В., Степанова В.И., Бауэрсокса Д. и др., Интернет-ресурсы. 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ
    1. Логистика, определение, содержание
 

      Логистика относится к уникальной области деятельности, «поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики» [1, с. 25].

     Так что же такое логистика? Существует множество определений рассматриваемого нами понятия. Приведем несколько из них.

     Смехов А.А.: «Логистика – это новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах».

     Гордон М.П.: «Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения».

     Терминологический словарь А.Н.  Родникова (1995 г.): «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [10,  с. 29] .

     Неруш Ю.М.: «Логистика – это наука и искусство управления материалопотоком, это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход в решении стратегических задач продвижения продукции от поставщика к потребителю» [15, с. 7].

     Международный центр логистики ГУ ВШЭ: «Логистика – наука об управлении материальными потоками, связанными с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».

     Совет логистического менеджмента США (CLM) «Логистика – это процесс планирования, реализации и контроля технологически и экономически эффективных операций накопления, хранения, транспортирования и передачи сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и соответствующей информации от места производства к месту потребления с целью максимального удовлетворения требований потребителя» [10,  с. 30].

     Во Франции используется следующее определение: «Логистика – совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками и обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая послепродажное обслуживание» [15, с. 8].

     Как видим, современная трактовка рассматриваемого понятия неоднозначна и зависит от страны, логистической школы и конкретного исследователя. Мнения варьируются от чисто практического рассмотрения ее как набора некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком до научной концепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.

     Разнообразие трактовок данного понятия заключается в возможности рассмотрения ее разных аспектов [13, с. 11-12]:

     – управленческого, как совокупности функций управления поступающим на предприятие, обрабатываемого там и покидающим это предприятие материальным потоком и соответствующего информационного потока;

     – экономического, как совокупности различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте;

     – оперативно-финансового, логистика трактуется исходя из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

     Аникин Б.А. указывает на важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию фирмы и на создание ее новых конкурентных преимуществ на рынке на основе ориентации на конкретного потребителя. Логистика оказывать влияние не только на деятельность фирмы, но и на экономику в целом. Так, Чеботаев А.А. называет следующие преимущества применения логистики в экономике: участие в формировании конечной цены потребления товара; создание современных складских терминальных систем; возможность повышения эффективности работы транспортных экспедиторов и операторов; создание и использование единой информационной системы «слежения» за товародвижением; управление регулярными поставками грузов в соответствии с ритмом производства в различных отраслях и, как следствие, уменьшение запасов и др. [22, с. 13].

     В связи с тем, что логистика создает условия для деятельности сети, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организаций, служит источником рационализации и оптимизации в любой сфере экономики, Степанов В.И. считает логистику позитивным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность в целом, и одним из существенных направлений экономического прогресса [20, с. 18].

     Логистика, по мнению Григорьева М.Н., полипредметна и многофункциональна, это:

     – современная стратегия хозяйствующих субъектов;

     – наука о движении материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в рыночной экономике;

     – методология управления процессом перемещения и хранения сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия и доставки готовой продукции конечному потребителю;

     – системный подход, рассматривающий движение и развитие материальных, финансовых, кадровых и информационных ресурсов в категориях потоков и запасов;

     – алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

     – функциональный менеджмент в системе управления фирмой;

     – вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на хранении и доставке товарно-материальных ресурсах потребителям [3, с. 31–32].

     Принято выделять следующие виды логистики:

    – закупочная логистика – обеспечение производства сырьем и материалами);

    – складская логистика – хранение компонентов / сырья для производства и конечного продукта;

    – производственная логистика;

    – распределительная (сбытовая) логистика;

    – транспортная логистика (она может быть составной частью всех предыдущих);

    – сервисная логистика.

     Центральное понятие логистики – материальный поток рассматривается как объект управления в трех аспектах:

     – хозяйственном, как носитель экономических интересов и отношений с поставщиками, потребителями, другими участниками товародвижения;

     – в управленческом, как предмет управления параметрами закупок, снабжения, хранения, сбыта, транспортировки и обслуживания;

     – в технико-экономическом, как процесс синхронизации и совершенствования технологий, используемых в снабжении, сбыте, транспортировке и сервисе, электронной обработки данных, складском, упаковочном и тарном хозяйстве [11, с. 79].

     Специфика логистики заключается в выделении  единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

     Неотъемлемым атрибутом логистики является также наличие информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.

Информация о работе Развитие логистики в России