Роль логистики возвратных потоков в управлении цепочкой поставок и процесс ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли возвратных потоков в цепочке поставок и рассмотрения процесса построения как в теории, так и на практике.
Предметов исследования курсовой работы будут являться возвратные потоки в цепочке поставок.
Объектом исследования будет являться рассмотрение процесса управления возвратными потоками.
К основным методам, используемым в данной работе для решения научных и практических задач, относятся:
- метод математической статистики;
- методы системного анализа;
- сбор и группировка статистических данных;
- метод нормирования запасов и управления ими.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЛОГИСТИКА.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

Введение. 

      В современной российской практике  функционирования торговых компаний  все больше проблем вызывает  управление возвратными товарными потоками. Элементами возвратных товарных потоков  являются возвращенные товары от потребителя по причине повреждений, неликвидные сезонные запасы товара, товарные излишки, вторичное сырье, товар с неверной маркировкой, а также тара, упаковка и товароносители.

     Актуальность данной темы состоит  в том, что  не все предприятия  уделяют должного внимания логистике  возвратных потоков в цепочке поставок и не понимают значимость её роли.

      Целью данной  курсовой работы  является определение роли возвратных  потоков в цепочке поставок  и рассмотрения процесса построения  как в теории, так и на практике.

      Предметов исследования курсовой работы будут являться возвратные потоки в цепочке поставок.

      Объектом исследования будет  являться рассмотрение процесса  управления возвратными потоками.

       К основным методам, используемым в данной работе для решения научных и практических задач, относятся:

- метод  математической статистики;

- методы  системного анализа;

- сбор  и  группировка  статистических  данных;

- метод  нормирования запасов и управления  ими.

      Курсовая работа состоит  из  введения,  трёх  разделов,   заключения,   списка использованной литературы.

      Во введении определены цели  и задачи, объект и предмет  исследования, характеристика степени  разработанности темы, методическая  и информационная база, краткое  описание работы, а также список  использованной литературы.

      Логистика  возвратных потоков  в управлении цепочкой поставок  и процесс ее построения рассматривается   в данной работе такими авторами, как Сергеев В.И, Ю. Барняк, О.Н.Зуева а также с помощью журнала «Логистика сегодня».

      В заключении рассматриваются основные выводы по работе и степень достижения поставленной во введении цели и выполнения поставленных во введении задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1.Возврат товарных потоков. 

   1.1Роль  возвратных потоков  и их классификация. 

     Для анализа и управления возвратными потоками в данной работе предлагается классификация, позволяющая определить процессы возвратных товарных потоков исходя из возможности возврата товарам потребительских свойств. В рамках этой классификации представлен перечень альтернативных процессов возврата потребительских  свойств товара.

      Логистика возвратных потоков заключается в управлении потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими от точек производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок,с целью возврата им потребительских свойств или уничтожения при оптимальных издержках.

   Возвратные  потоки имеют значительно большее  количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя. Для экономии времени при принятии решения о выборе оптимальных процессов управления ими необходима классификация возвратных потоков по видам, отличающимся по тем или иным признакам. К наиболее значимым признакам относят:

        1) функциональное назначение возвратных потоков (сырье, товар для конечного потребления или оборотную тару);

        2) источник происхождения возвратного потока (например, сферу потребления, сферу производства и обращения);

        3) кондицию и ликвидность.

      С целью уменьшения времени анализа каждому виду возвратного потока должен соответствовать набор альтернативных процессов управления. Например, популярная детская коляска с обнаруженным в торговом центре дефектом в виде нефункционирующих колес является бракованным ликвидным товаром сферы обращения. Альтернативными процессами управления возвратными потоками для такого вида товара являются уценка, ремонт или утилизация. В настоящее время существует несколько классификаций возвратных потоков.     Одна из них представлена д. э. н., профессором О.Н. Зуевой (рис. 1). Возвратные материальные потоки классифицированы по источнику происхождения и  по процессам управления ими.

     

   Рис.1

     К возвратам сферы производства и обращения относятся возвратные материальные потоки, возникающие на стадии производства и распределения готовой продукции. К ним причисляют:

  • некондиционные товары, в частности товары ненадлежащего качества;
  • неликвидные товары, в частности те, которые не пользуются спросом;
  • товары, не проданные в срок по договору;
  • товары устаревших моделей;
  • товары с ошибками поставки, в частности товары ненадлежащего количества или поставленные с нарушением условия договора.

      К возвратам сферы потребления относятся следующие возвратные материальные потоки:

  • бракованные товары, в частности товары со скрытыми производственными дефектами;
  • товары, утратившие свою полезность для потребителя, в частности использованные;
  • товары с повторным обращением;
  • оборотная тара и упаковка.

     Также существует классификация возвратных потоков по источнику происхождения.

     Приведенные классификации имеют недостаток: они не позволяют определить технологически возможные процессы возвратных потоков и непригодны для управления ими без дополнительных пояснений по каждому выделенному классу. Для анализа и управления возвратными потоками требуется классификация, позволяющая определить эти процессы исходя из возможности возврата товарам потребительских свойств.

       К анализируемым потребительским свойствам относятся прогноз потребности в товаре для конечных потребителей и качество товара. Потребность в товаре для конечного пользователя определяет его ликвидность, а качество товара — степень удовлетворения потребительских свойств (кондиция).

      Для возвратных товарных потоков (ВТП) предложена классификация процессов управления ими в зависимости от таких свойств, как ликвидность, кондиция и степень влияния на жизнедеятельность человека .По последнему свойству возвратные товарные потоки делятся на непосредственно и опосредованно влияющие на жизнедеятельность человека.

   Согласно  специализированным словарям:

  • неликвидными считаются товарно-материальные ценности, ненужные предприятию, а также труднореализуемые готовые изделия, которые образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа и бывают кондиционными и некондиционными;
  • ликвидным считается товарно-материальный поток с высокой оборачиваемостью запасов;
  • некондиционным товаром считается не соответствующая оговоренным условиям и нормам продукция, в том числе не соответствующий стандартам товар с изъяном в результате производства (бракованный).[1]

      К категории товаров, непосредственно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся продовольственные товары, предметы гигиены, лекарства, товары медицинского назначения и др. Данные товары при ненадлежащем качестве грузопереработки, хранения и истекшем сроке годности способны причинить вред здоровью. Они не подлежат возврату в цепи поставок с целью повторной продажи потребителю или торговому представителю.

      К категории товаров, опосредованно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся все остальные товары, для которых нет жестких требований к грузопереработке, условиям хранения и срокам годности. Такие товары могут быть возвращены по цепи поставок.

   Кондиционным  товаром считается соответствующая всем оговоренным условиям и нормам продукция. Кондиционным ликвидным товаром является:

  • товар ненадлежащего количества;
  • товар, поставленный с нарушением условий договора, ошибочно.

   Кондиционным  неликвидным товаром является:

  • товар, не проданный в срок по договору;
  • товар, не пользующийся спросом;
  • товар устаревшей модели;
  • товар повторного обращения;
  • сезонные товары.

   Некондиционным  ликвидным товаром является:

  • товар со скрытыми производственными дефектами;
  • товар ненадлежащего качества;
  • товар, поврежденный в процессе распределения;
  • товар на гарантийном обслуживании.

   Некондиционным  неликвидным товаром является:

  • товар с истекшим сроком годности;
  • товар, направляемый на уничтожение.

     Процесс перераспределения товара в дистрибутивной сети с последующей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торгового центра на центральный склад, приеме товара на складе, комплектации, отправке и транспортировке товара в торговый центр с положительным спросом. Процесс перераспределения несет в себе логистические  издержки, равные сумме транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. При продаже товара после перераспределения по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки.

      Процесс возврата поставщику является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торговых центров на центральны склад, сборе и комплектации товара на центральном складе и его транспортировке до поставщика. Поставщик зачитывает стоимость возвращенного товара в счет будущих поставок другой продукции. Процесс возврата поставщику несет в себе логистические издержки, являющиеся суммой транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. Процесс ремонта и восстановления потребительских свойств с дальнейшей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товаров из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации на центральном складе, транспортировке товара до сервисного центра, ремонте и восстановлении его потребительских свойств, возврате на центральный склад и дальнейшем распределении в розничной сети с последующей продажей. Перечисленные процессы несут в себе логистические издержки и затраты на ремонт товара. При продаже товара после ремонта и возврата потребительских свойств по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки.

      Процесс передачи на благотворительные цели является процессом ВТП и заключается в передаче товара в благотворительную организацию. Он несет в себе общие издержки, равные сумме логистических издержек на сбор товара и его закупочной стоимости. Аналогичные издержки несет организация и при процессе уничтожения товара.

      Процесс уценки является процессом прямого товарного потока и альтернативным ВТП. Неликвидный товар в торговых компаниях уценивают с целью стимуляции спроса. Процесс уценки несет в себе упущенную выгоду в размере суммы уценки. Процесс хранения до возникновения спроса является процессом прямого товарного потока и альтернативным ВТП.     Неликвидный товар оставляют в торговом центре с целью продажи в будущем. Процесс хранения до возникновения спроса несет в себе общие издержки в размере издержек на хранение и стоимости вложенных в закупку товара денежных средств (процент за использование кредита).

       Проведенная классификация возвратных товарных потоков по потребительским свойствам позволяет присвоить каждому классу возвратных товарных потоков определенные процессы возврата потребительских свойств или процессы утилизации.

   Большую долю возврата продукции составляют потребительские товары. Во многих отраслях умение организовать поток возвратов действительно важно, так как из-за большого объема возвращаемой продукции издержки на возвраты велики. Наряду с издержками производства и транспортировки фирма может столкнуться с большими издержками на размещение продукции.  
     В 1999 г. продажи в областях товаров широкого потребления, спортивных товаров, бытовых приборов, электроники и компьютерной техники составили в США 630 млрд. долл. Учитывая 6%-ю «норму» возвратов, стоимость такой продукции составила более 38 млрд. долл. Несмотря на издержки, компании демонстрируют желание принимать продукцию от потребителей. Респондентов (обследуемые с помощью опроса) попросили оценить по семибалльной шкале политику отношения к возвратам в их компании (1 — консервативная, 7 — либеральная политика). Большинство респондентов оценили политику своих компаний как достаточно либеральную. Респондентов спрашивали, каким образом изменилось отношение к возвратам в их компании за последний год. Создается впечатление, что политика возврата ужесточается, хотя сами ритейлеры(розничные продавцы) так не считают. В нескольких интервью отмечалось, что время, когда возврат товаров осуществлялся без возражений со стороны компании, подходит к концу. Так, некоторые розничные сети национального масштаба сократили время возможного возвращения товаров, одни требуют чек, другие — «штрафуют» возвраты.  
      Если возвраты составляют значительную статью затрат, то вопрос следует поставить следующим образом: почему компании с готовностью принимают возвраты? Многие компании видят в грамотно организованном возврате важный стратегический инструмент. Почти две трети респондентов отметили, что конкурентоспособность влияет на отношение к возвратам на их фирме, и это может помочь объяснить, почему так мало компаний стали проводить более консервативную политику в отношении возвратов. Компании хотели бы снизить издержки на возвраты путем ужесточения политики возвратов. Однако большинство ритейлеров отметили, что потребитель рассматривает политику возвратов компании в качестве одного из критериев решения о покупке. Если компания делает политику возврата более строгой, в то время как конкуренты остаются более либеральными, компания лишит себя конкурентного преимущества. Ритейлеры полагают, что в результате такой политики потери в объемах продаж во много раз превысят сбережения на логистике возвратных потоков. Важно снижать трансакционный риск как для покупателя, так и для прочих потребителей продукции в цепи поставок. Либеральная политика возвратов является критическим звеном при снижении этого риска.[2]

Информация о работе Роль логистики возвратных потоков в управлении цепочкой поставок и процесс ее построения