Рынок логистических услуг в России: структура, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа рынка логистических услуг в России, выявлении существующих проблемы и перспектив развития.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность рынка логистических услуг;
рассмотреть значение аутсорсинга логистики;
изучить российский рынок логистических услуг;
оценить существующие проблемы рынка;
выявить основные тенденции развития рынка логистических услуг в России;
дать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования отечественного логистического рынка.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………………4
I. Теоретические основы рынка логистических услуг
. Сущность рынка логистических услуг и его структура ……….6
. Аутсорсинг логистики. PL – операторы………………………….9
Конкуренция на логистическом рынке ……………………….…12

Изучение состояние рынка логистических услуг в России
. Обзор российского рынка логистических услуг…………….…14
. Проблемы логистического рынка в РФ. …………………….….22
. Основные тенденции развития рынка логистических услуг в России……………………………………………………………….24

Рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования рынка логистических услуг в Рооссии……28
Заключение ……………………………………………………………….31
Глоссарий……………...…………………………………………………..33
Библиорафический список………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсова работа Копшина Анна ЭУС 42.docx

— 853.80 Кб (Скачать)

Отличительной особенность 1PL и 2PL является то, что компании предоставляют  традиционный перечень услуг, принятый на логистическом рынке России.

Коренным образом изменяется ситуация с 5PL-организациями.  Эти  провайдеры представляют Всемирную  сеть интернет в виде виртуальной  площадки для выполнения полного объема логистических функций. Но стоит отметить, что 5PL – провайдеры в России на сегодняшний день не получили достаточно масштабного распространения.

Наиболее сложной системой характеризуются 3PL, 4PL-провайдеры.

3PL-провайдеры

Ряды данного провайдера в основном представлены компаниями, которые  первоначально были подразделениями  в фирмах нелогистического направления (фирмы,  предоставляющие таможенные, складские услуги, крупные торговые предприятия), они укрепились в такой мере, что покинули своего «родителя» и стали являться независимой структурой.  Особенно часто 3PL-провайдеры – это фирмы, деятельность которых напрямую связана с логистикой. Если бы эти фирмы более разнообразили список своих услуг, то они, несомненно, могли бы претендовать на повышение своего статуса.

Достаточное значение в деятельности 3PL-провайдеров отводится информационному  обеспечению. Всей совокупностю логистических  задач, ее управлением и контролем  занимается компьютерная обработка  базы данных. Сведения для информационной базы данных поступают по следующим  направлениям:

  • Наличие центрального офиса (учет запасов, находящихся на складах и в пути; планирование стоимости поставок; управление транспортом; подготовка сопроводительной документации; обмен информацией с клиентами);
  • Автоматизированное управление складскими операциями;
  • Система автоматической доставки и предоставление документации.

4PL-провайдеры

Для того чтобы наглядно разделить 3PL-провайдеров от 4PL-провайдеров можно рассмотреть следующее сравнение: 3PL-провайдеры  - это труд на основе натурального хозяйства, когда оплата осуществляется услугой или продуктом, 3PL-провайдеры   - это ремесленное производство, где труд оплачивается только денежным эквивалентом.

Главной  особенностью 4PL-провайдеровот  по сравнению с  другими PL-организациями  является тесное взаимодействие следующих  структур:

- отдела закупок, его  деятельность охватывает весь  спектр деловых контактов с  постащиками продукции заказчика,  в том числе оформление с  ними договорных отношений; решение проблемных ситуаций, связанных с сертификацией поставляемого клиенту товарва и его таможенное оформление;

- отдел по управлению, отвечающий за пополнение партий  товаров на основании информации, полученной от заказчика; контролирольза  уровнем продаж через точки;

-  отдел по бренд-менеджменту, который проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика.

Фактически 4PL-провайдера от его предшественника отличает в  основном то, что работа первого  с организацией-клиентом построена  на основе ERP-системы. Эта система  способна свести к минимуму риски  в логистической цепочке заказчика, обеспечивая его при этом функциями  стратегического и оперативного управления. Вопрос о том, надо ли передавать данные функции в руки логистической  фирме, которая возьмет на себя роль управляющей компании, - это вопрос приобретения деловой репутации, когда  степень доверия клиента к  провайдеру должна быть велика. Поэтому  спрогнозировать, будет ли пользоваться спросом предлагаемый набор услуг  на российском рынке логистики, затруднительно.

 

1.3. Конкуренция на логистическом

                

         Период времени, в течении которого заказчик получат ожидаемый груз, явлется одним из наиболее важных для него показателей. Он характеризует качество предоставляемой транспортной услуги. В современном мире на рынке логистическихуслуг происходит постоянный рост конкуренции. Это обуславливает неуклонный рост уровня качества транспортного обслуживания клиентов. В этих условиях компании, которые хотят обслуживать большое количество клиентов должны развиваться достаточно динамично и стремительно.

 Провайзеры должны предоставлять услуги такого качества, на которое рассчитывают потенциальные клиенты. В этой обстановке компания, которая добилась неплохих результатов и соответствующего уровня обслуживания клиентов, а затем решила немного передохнуть, может неожиданно для себя увидеть спины, стремительно удаляющихся от нее, конкурирующих компаний. Потребители постоянно меняют критерии своего выбора транспортной услуги. Основным критерием является невысокая цена услуги и высочайшее качество ее исполнения. Это критерии обязательные для того, чтобы услуга была конкурентоспособна. Сегодня заказчики очень внимательно относятся к вопросам, связанным с другими не менее важными для них критериями.

Они хотят получить груз в точно оговоренные сроки  и иметь современное информационное сопровождение процесса доставки важного  для них груза. Сегодня многие транспортные компании не в состоянии  обеспечить своим заказчикам доставку груза непосредственно в тот  день, когда была получена заявка. В  основном груз доставляется на следующий день, что не в полной мере удовлетворяет потребности клиента.

      Отсюда видно, что стандарты на транспортное обслуживание должны ужесточаться с каждым днем. На рынке транспортных услуг смогут остаться только те компании, услуги которых будут соответствовать требованиям сегодняшнего заказчика. 

 

 

 

    1. Изучение состояние рынка логистических услуг в России

2.1. Обзор российского  рынка логистических услуг

На сегодняшний день логистический  рынок в РФ находится на стадии становления и характеризуется наличием национальных черт по сравнению с иностранными рынками. Основной характеристикой рынка логистических услуг в нашей стране является развитие комплексных операторов (3PL-провайдеров), что аналогично тенденции западному логистическому рынку. Вследствии этого, в будущем возможно более тесное сотрудничество логистических компаний нашей страны с клиентами в области улучшения структуры запасов, взаимодействия информационных систем и оптимизации совместного управления логистическими издержками.

В настоящее время при  развитии предприятий логистика  вносит всё более существеннный  вклад. По заключению экспертов – 1% затрат на логистику приводит  к  росту объёма продаж на 10%. Российский рынок транспортно – логистических  услуг характеризуется интенсивным  развитием и он является ненасыщенным. По мнению  специалистов,  ёмкость рынка в 2006 году составила 70 – 80 млрд. долл., а сегодня она составляет 100 – 120 млрд. долл. Наибольшая доля всего логистического рынка приходится на грузоперевозку и экспедирование (55%), на втором месте сектор услуг интеграции, организации и управлению цепями поставок – 32% от общей емкости рыкан. (рис.2.1.1.)

Рис.2.1.1.Потенциал отечественного рынка логистических услуг

Динамика ёмкости объясняется  ростом и интеграцией торговли и  производства в определённых отраслях, увеличением инвестиций в предприятия РФ. Деятельность современных компаний характеризуется переоценкой своих рыночных стратегий, учитывая потребности в менеджменте поставок.

Согласно данным РБК, логистический  рынок РФ с 2006 по 2012 год характеризуется  средними темпами роста равными 10 %. Предполагается изменение структуры  рынка, что связано с разносторонним развитием отдельных сегментов, а именно,  увеличение  темпов роста предложения управленческих и складских услуг. Экспедирование грузов будет расти, что связано  с общим темпом роста, однако среднегодовой  рост грузоперевозок транспортными  компаниями уменьшится до 5% в год, а  темп роста контейнерных перевозок  будет равным 20%.

От объёма услуг, оказываемого транспортными  компаниями,  перевозка  грузов составляет 1/3 часть, в частности  РЖД  - 85%. Сегмент комплексной  логистики, который включает в себя хранение и дистрибуцию грузов,  характеризуется максимальным среднегодовым ростом  равным 30%. Это объясняется тем, что величина спроса значительно превышает предложение и планы по масштабному строительству многофункциональных складских помещений: согласно мнению специалистов уже в 2006 году 45,3%  данных  помещений перешла в управление логистических компаний, что подтверждается представленной диаграммой (см. рис.2.1.2).

Рис.2.1.2.Структура компаний по наличию складских площадей

Таким образом, 6% транспортно-экспедиторских компаний России не обеспечены складскими помещениями. Однако доля складских  операторов составляет 48%.

Отмечается повышение  интереса зарубежных инвесторов к рынку  складской недвижимости РФ, что объясняется  стремительным развитием сетевых  проектов.

Структура предоставляемых услуг  логистическими операторами на российском рынке представлена на рисунке 2.1.3.

 

Рис. 2.1.3. Комплекс логистических услуг, предоставляемых логистическими операторами

 

Рассматривая структуру  рынка транспортно-логистических  услуг  территориально нужно отметить что, первое место занимает Центральный федеральный округ, характеризующийся долей рынка равной 46,7% от всей емкости российского рынка. В тройке лидеров также Северо-Западный федеральный округ (15%) и Уральский федеральный округ (с долей рынка 12%), (рис.2.1.3.).

Рис.2.1.4. Географический охват рынка

 

Логистический рынок России характеризуется преобладанием  крупных компаний, однако число малых  транспортно – экпедиционных  организаций увеличивается. Данные тенденции наиболее чётко проявляются  в регионах.

Рассматривая структуру  логистического рынка по обеспеченности транспортными средствами (рис. 2.1.5.) мы видим, что наибольшая доля приходится на траспортно-экспедиторские компании с транспортным парком - 37%, 31% рынка  отводится складским операторам, не имеющим собственные транспортные средства.

Рис.2.1.5. Структура компаний по наличию транспортног парка

 

Сумме долей рынка двадцати  сильнейших логистических компаний приходится 1/3  рынка страны, не учитывая РЖД, и 9% от совокупного объёма рынка России. Это говорит о том, что существует высокая конкуренция. В число двадцати сильнейших компаний входят российские организации и иностранные логистические операторы. Зарубежные компании выступают в роли третьей стороны (Third Party Logistics, 3PL). По величине дохода их опережают транспортные холдинги России, которые в свою очередь расширяют сферу своей деятельности  с помощью создания и приобретения специальных подразделений, фунуционирующих среди 3PL- операторов. Положительным является то, что некоторые компании из субъектов РФ являются равными многим организациям Москвы и Санкт -Петербурга. Согласно тенденции, развитие логистического комплекса будет основано в  ближайшее время  на экспансии в регионы.

2010 год характеризуется  увеличением оборота  рынка  логистических услуг на 17 % по  сравнениию с предкризисным периодом. Это произошло за счёт:

  • ростом протяжённости дорожных путей;
  • увеличением числа используемых  грузовых автомобилей;
  • удорожанием заключаемых сделок;
  • повышением  ставок по финансовой аренде.

Большая часть объёма логистических  услуг предоставляется частными организациями. Они являются достойными конкурентами, например, Почте России, где  работа на сегодняшний день недостаточно отлажена. Это объясняется  тем, что государственные компании не успевают за развитием рынка, однако,  экспресс-услуги «EMC-Почта России» является белым пятном.

Использование курьерских служб  несёт с собой такие положительные  аспекты, как дифференцированный подход к  клиентам, особенные логистические  схемы, надёжность доставки.

Увеличение объёма грузоперевозок имеет одну отрицательную сторону, а именно: рост стоимости топлива  влечёт за собой увеличение стоимости логистических услуг (предполагается, что  к концу 2012 года среднегодовой рост цен на топливо станет выше темпа роста инфляции).

Наличие конкуренции на данном рынке влечёт за собой совершенствование  оказанных услуг и повышение  качества.

Спрос на логистические услуги

Логистический рынок РФ представленн следующей структурой:

  • грузоперевозки;
  • экспедиторские услуги;
  • управленческая логистика;
  • складирование;
  • дистрибуция.

Большим спросом характеризутся грузоперевозка комерческим транспортом (90% от прибыли предприятия) и складирование  грузов в арендованных помещениях.

Индивидуальные отправки играют также значимую роль. Ведь очень  важно, чтобы товар был доставлен вовремя и без каких-либо повреждений. И в этом заинтересованы не только поставщики, но и заказчики. Как считают специалисты, с развитием торговли  и бизнеса в России, логистический рынок будех характеризоваться увеличеним спроса.

Новые услуги на рынке логистики

На логистическом рынке  РФ наиболее ярким новшеством является  организация  доставки грузов для  фирм, торгующих на дистанционных  расстояниях по принципу интернет-магазинов. Для таких компаний особенно важна качественная доставка в срок. Однако только единицы могут самостоятельно сформировать и осуществить транспортировку грузов. В связи с этим спрос на данную услугу возрастает.

Информация о работе Рынок логистических услуг в России: структура, проблемы и перспективы развития