Сущность закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Современная логистика – уникальная область экономики и человеческой деятельности. Логистика – это комплексное понятие, включающее не только научные инженерно-технические и экономические решения и обоснования по грузопотокам, но и также и сами физические, материальные процессы перевозок, перегрузок, складирования грузов и т.д.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть.

2.1. Сущность и содержание закупочной логистики.

2.2. Основные задачи закупочной логистики.

2.3. Организация и управление закупочной деятельностью.



3. Заключение. Выводы.

Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Сущность закупочной логистики.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Сущность  закупочной логистики. 

План. 

1. Введение 

2. Основная  часть.

       2.1. Сущность и содержание закупочной логистики.

    2.2. Основные задачи закупочной логистики.

    2.3. Организация  и управление закупочной деятельностью.

                

3. Заключение. Выводы. 

 Используемая литература.

 

1. Введение. 

     Современная логистика – уникальная область  экономики и человеческой деятельности. Логистика – это комплексное  понятие, включающее не только научные  инженерно-технические и экономические  решения и обоснования по грузопотокам, но и также и сами физические, материальные процессы перевозок, перегрузок, складирования грузов и т.д. Кроме того, логистика охватывает еще многие виды деятельности, обеспечивающие продвижение товарных потоков: управление грузопотоками, их информационное, юридическое и финансовое обеспечение и т.д.

     Понятие и методы логистики пришли в коммерческую деятельность и предпринимательство  из области военного искусства, где  важную роль играют процессы обеспечения  армии военным снаряжением, материалами, продовольствием за счет рационального размещения военных складов и организации эффективных грузопотоков военного имущества.

     В различных сферах предпринимательства, коммерческой, производственной и транспортной деятельности. Также невозможны эффективное  функционирование предприятий, успешная конкуренция, освоение и удержание рынков товаров и услуг, получение устойчивых прибылей без рационального планирования, организации и осуществления потоков товарно-материальных ценностей, услуг, информации, финансовых ресурсов и т.д.

      Выделяют  пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.1 В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей до складов предприятия.

 

2. Основная часть. 

2.1. Сущность и содержание закупочной логистики. 

      Закупочная  логистика является одной из функциональных подсистем логистики и определяется как «управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами»2. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

      Появление термина «закупочная логистика» не случайно. За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing / procurement – закупки / управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), а на предприятиях оптовой торговли – товароснабжением. Однако, в последнее время эту область стали определять как закупочную логистику.

      Это связано с тем, что в настоящее  время изменился характер материально-технического снабжения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения – к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям  приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны следующие признаки: неравномерная насыщенность рынка товарами, вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая конкурентная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.

      В зарубежной логистической науке  и практике также нет единого  подхода к терминологии исследуемой  области. В частности, Д.Дж. Бауэрокс и Д.Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных или торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе – снабжением, в розничной торговле и складском хозяйстве – покупками. Часто этот процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика».

      А.М  Гаджинский рассматривает деятельность службы снабжения на трех уровнях, исходя из того, что данная служба одновременно является:

      - элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входи предприятие;

      - элементом микрологистической системы,  т.е. одним из подразделений  предприятия, обеспечивающим реализацию  целей этого предприятия;

      - самостоятельной системой, имеющей  элементы, структуру и самостоятельные цели.3 Исходя из этого Гаджинский рассматривает цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

      1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников – требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается, как элемент всей макрологистической системы – улучшается положение предприятия как её элемента.

      Логистическая интеграция с поставщиком достигается  за счет комплекса мер экономического, технического и методологического характера. Например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия – партнеры должны обмениваться информацией о составе издержек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, совместно вырабатывать комплекс технико-технологических и методологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна.

      В основе интеграции должны лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит прибыли. В логистике отношения с поставщиком должны строиться на следующих принципах:

  • обращаться с поставщиком также, как с клиентами фирмы;
  • не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
  • знакомить поставщика со своими задачами и быть также в курсе его деловых операций;
  • проявлять готовность помочь, в случае возникновения проблем у поставщика;
  • соблюдать принятые на себя обязательства;
  • учитывать в деловой практике интересы поставщика.

     2. Служба снабжения, являясь элементом  организовавшего её предприятия,  должна органически вписываться  в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку  информации в темпе, определяемом скоростью её поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременного выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объект управления.

     Цепь  «снабжение – производство – сбыт»  должна строиться на основе современной  концепции маркетинга, т.е. вначале  должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из неё,- стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает эту задачу лишь в концептуальном плане. А.М.Гаджинский подчеркивает, что «научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее  исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя».4 В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовывать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

     3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

     Стандартное определение общих целей функции закупки таково, что компания должна необходимое по качеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после не) и по выгодным ценам.

     В соответствии с этим выделяются цели закупочной логистики:5

     1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании.

     2. Сведение инвестиций, связанных с запасами и расходов, к минимуму.

     3. Поддержание и повышение качества.

     4. Поиск компетентных и надежных  поставщиков.

     5. Приобретение по возможности  многофункциональных товаров.

     6. Соблюдение принципа «цена –  качество» в процессе закупки.

     7. Повышение конкурентоспособности.

     8. Достижение гармонических отношений,  эффективного сотрудничества с  другими функциональными подразделениями  компании.

     9. Снижение административных расходов. 

     Достижение  этих целей в области управления закупками (закупочной логистики) требует выполнения различных стандартных операций, для чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи, способствующие рационализации системы закупки. 

     2.2. Основные задачи закупочной логистики. 

      Основные  вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

      - что закупить;

      - сколько закупить;

      - у кого закупить;

      - на каких условиях закупить.

      К традиционному перечню логистики  добавляет свои вопросы:

      - как системно увязать закупки с производством и сбытом;

      - как системно увязать деятельность  предприятия с поставщиками.

      Обозначенный  круг вопросов закупочной логистики  определяют состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

      Типовой набор задач организации и управления закупочной деятельностью представлен в виде таблицы в работе «Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов» (под ред. проф. В.Н.Сергеева), опубликованный в 2004г.6 

Информация о работе Сущность закупочной логистики