Сущность закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Современная логистика – уникальная область экономики и человеческой деятельности. Логистика – это комплексное понятие, включающее не только научные инженерно-технические и экономические решения и обоснования по грузопотокам, но и также и сами физические, материальные процессы перевозок, перегрузок, складирования грузов и т.д.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть.

2.1. Сущность и содержание закупочной логистики.

2.2. Основные задачи закупочной логистики.

2.3. Организация и управление закупочной деятельностью.



3. Заключение. Выводы.

Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Сущность закупочной логистики.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      Типовые задачи закупочной логистики. 

Наименование Краткая характеристика
Идентификация (или переоценка) потребностей Определение снабженческих  трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями (подразделениями) МР внутри фирмы. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента ГП пересматривается состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура МР.
Определение и оценка требований потребителей Как только определены внутрифирменные потребители и  номенклатура МР. устанавливаются требования к весу, размерам, параметрам поставок планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу МР. Кроме того, устанавливаются требования пользователей, определяющие сервис и сопровождающие поставки.
Решение «делать или покупать» - задача MOB (makе or buy») Решение вопроса, что выгоднее - производить определенные виды МР (например, компоненты для сборки сложных товаров - автомобилей, компьютеров  и т.п.) самой фирме или покупать у других. В этом случае, для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.
Определение типов закупок В настоящее  время существует три основных типа организации закупок МР в зависимости  от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых МР). новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
Анализ  поведения рынка Источник МР для фирмы (поставщик) может функционировать  в различной рыночной среде и типе рынка: монопольном, олигопольном, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить число возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
Идентификация всех возможных поставщиков Определение всех возможных поставщиков определенного  вида (номенклатуры) МР. которые могут удовлетворить требования внутрифирменных пользователей. Важно включить в этот список те фирмы-поставщики, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался.
Предварительная оценка всех возможных источников Предварительная оценка возможных источников закупаемых МР заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества МР и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку производят эксперты производственного и логистического менеджмента.
Оценка  оставшихся поставщиков и окончательный  выбор поставщика После сокращения числа возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в МР конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика производится, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели, как уровень цен, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса, и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и технологии (например. JIT-KANBAN, RP-MRP II и т.п.).
Доставка  МР и сопутствующий сервис Включает ряд  задач, связанных с поставками конкретной номенклатуры МР от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на МР, процедуры  формирования заказов, транспортировка, грузопереработка. хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения в отношении организационной структуры собственных логистических каналов продвижения МР от поставщика.
Контроль  и оценка выполнения закупок Входной контроль качества МР (данная процедура в  отношении надежных поставщиков, особенно при технологии ЛТ. может не применяться). Эффективность управления закупками оценивается по результатам непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству МР и сервиса.
 

      Следует отметить, что задачи закупочной логистики по-разному трактуются в различных источниках. Так, один из авторов учебника под редакцией Б.А. Аникина (2008г.) профессор Л.С. Федоров указывает: «В обобщенном виде, эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

      1. Выдерживание обоснованных сроков  закупки сырья и комплектующих  изделий (материалы, закупленные  ранее намеченного срока, ложатся  дополнительной нагрузкой на  оборотные фонды предприятий,  а опоздание в закупках может  сорвать производственную программу или привести к её изменению).

      2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимизма).

      3. Соблюдение требований производства  по качеству сырья и комплектующих  изделий».7

      А.М. Гаджинский перечисляет следующие  задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

      1. Определение потребности в материальных  ресурсах.

      2. Исследование рынка закупок.

      3. Выбор поставщика.

      4. Осуществление закупок.

      5. Контроль поставки.

      6. Подготовка бюджета закупок.

      7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.8

      Таким образом, основными задачами, решаемыми  закупочной логистикой, являются:

  • определение предмета (структуры закупок);
  • выбор поставщика;
  • определение объема закупок;
  • условия закупок.
 

2.3. Организация и  управление закупочной  деятельностью. 

      В соответствия с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами должны иметь место мероприятия по организации и управлению закупочной деятельностью.

      После того, как решена задача «делать  или покупать» и предприятие  определило, какое сырье и какие  материалы необходимо закупить, решается задача выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи таковы:

      1. Поиск потенциальных  поставщиков.

      При этом могут быть использованы следующие  методы:

      - объявление конкурса;

      - изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений  в средствах массовой информации  и т.п.;

      - посещение выставок и ярмарок;

      - переписка и личные контакты  с возможными поставщиками.

      В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

      2. Анализ потенциальных поставщиков.

      Составленный  перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составить несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

      К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относятся  следующие:

      - удаленность поставщика от потребителя;

      - сроки выполнения текущих и  экстренных заказов;

      - наличие резервных мощностей;

      - организация управления качеством  у поставщика;

      - психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

      - способность обеспечить поставку  запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

      - финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

      В результате анализа потенциальных  поставщиков, формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми производится работа по заключению договорных отношений.

      3. Оценка результатов  работы с поставщиком.

      На  выбор поставщика существенное влияние  оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющих рассчитать рейтинг поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

      Вступая в хозяйственную связь с неизвестным  поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности  или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков. Например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов.

      Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверие поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия. 

Система поставок «Точно в  срок» в закупочной логистике. 

      Система поставок «Точно в срок» (система  ТВС) – философия и в тоже время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

      Сущность  системы «Точно в срок» как  тянущей системы заключается  в том, что спрос на любом участке  цепи, определяется спросом, предъявленном в конце её. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Ответом на спрос является адекватный ему материальный поток.

      Общепринятое  определение гласит, что «система поставки «точно в срок» - это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время».9

        Контроль качества при системе ТВС у потребителя не предусмотрен, следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.

      Отношения между поставщиком и потребителем, позволяющие применять систему ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи, и строиться на долгосрочный контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.

      Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного  снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системе ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

      Применение  системы ТВС позволяет резко  сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность  в складских мощностях, персонале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сравнительная характеристика традиционного  снабжения и снабжения

  по методу «точно в срок».10

Поставщик
Выходной  контроль поставщика
а
б
Потребитель
   
Экспедиционный склад
     
   
Склад входного контроля
     
   
Основное хранилище
     
   
Подготовка к потреблению
 
Производственное  потребление

Информация о работе Сущность закупочной логистики