Транспортная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:15, реферат

Описание работы

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг

Работа содержит 1 файл

8г.14.6 Контрольная работа Логистика Дмитрий.doc

— 354.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание

 

1. Транспортная логистика

1.1 Сущность и задачи транспортной логистики.

    Транспорт – это отрасль материального  производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг [1, 209].

    Значительная  часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

    Транспорт представляют как систему, состоящую  из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

    Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участниками движения материального потока  [1, 210].

    К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования) [1,211].

    Логистика, это единая техника, технология, экономика  и планирование. Соответственно, к  задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования [1, 213].

    Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

    Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

    Экономическая сопряженность – это общая  методология исследования конъюнктуры  рынка и построения тарифной системы.

    Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

    К задачам транспортной логистики  относят также:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки и др. [1, 214].

1.2 Выбор вида транспортного средства

    Задача  выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

    Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

    Автомобильный траснпорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ –  высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

    Основным  недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость  перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение  [1, 215].

    Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки грузов на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузо-разгрузочных работ.

    Существенным  преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов, а также наличие  скидок.

    К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

    Морской транспорт. Является самым крупным  перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

    К недостаткам морского транспорта относят  его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

    Внутренний  водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта – самый дешевый.

    К недостаткам внутреннего водного  транспорта, кроме малой скорости доставки, относя также низкую доступность  в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

    Воздушный транспорт. Основные преимущества –  наивысшая скорость, возможность  достижения отдаленных районов, высокая  сохранность грузов.

    К недостаткам относят высокие  грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки [1,216].

    Трубопроводный  транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость  при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

    Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

    Выделяют  шесть основных факторов, влияющих на выбор транспорта. В табл. 1.2.1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

    Таблица 1.2.1

Оценка  различных видов транспорта в  разрезе основных факторов, влиящих  на выбор вида транспорта.

Вид транспорта     Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Время доставки частота отправлений надежность соблюдения графика доставки груза способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный     3     4     3     2     2     3
Водный     4     5     4     1     4     1
Автомобильный     2     2     2     3     1     4
Трубопроводный     5     1     1     5     5     2
Воздушный     1     3     5     4     3     5
 

    Экспертная  оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание следующие:

  • надежность соблюдения графика доставки;
  • время доставки;
  • стоимость перевозки [1,217].

    Правильность  сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта [1,218].

1.3 Технико-экономические показатели эффективности использования транспортных средств.

    Железнодорожный транспорт. Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. О степени использования грузоподъемности вместимости вагона при перевозке того или иного груза можно судить по соответствующим коэффициентам [2, 107].

    Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением массы груза в вагоне (т) к его грузоподъемности (т):

    

    Коэффициент вместимости  рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне 3) на вместимость вагона 3):

    

    Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости вагона.

    На  железнодорожном транспорте существуют и другие показатели: коэффициент тары вагона , погрузочный коэффициент тары вагона , коэффициент удельного объема вагона , коэффициент удельной грузоподъемности вагона . Расчетные формулы следующие:

     ; ; ;

    где – масса тары вагона, т;

     - грузоподъемность вагона, т;

     - масса груза в вагоне, т;

     - вместимость кузова вагона, т.

    Особое  значение имеют технические нормы  загрузки вагонов.

    Техническая норма загрузки – количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости [2, 108].

    Техническую норму загрузки вагонов определяют по формулам:

    для крытых вагонов

    

    для открытых

    

    где –  полный  объем вагона, м3;

     - коэффициент использования  объема вагона при перевозке  данного груза;

     - объем основной части груза, м3;

     - объем «шапки», м3;

Информация о работе Транспортная логистика