Транспортная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курса Организационное поведение является формирование знаний у менеджеров главных основ поведения индивидов и групп и управления им в современной компании.

Работа содержит 2 файла

Доп.материал к Лекции 1_Магистры.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

    Важной  чертой теории социального научения является та выдающаяся роль, которая  отводится способности к саморегуляции. Организуя побудительные мотивы, поступающие от внешнего окружения, генерируя когнитивные средства поддержки, оценивая последствия собственных поступков, люди способны до некоторой степени осуществлять контроль за своим собственным поведением. Можно с уверенностью сказать, что функции саморегуляции создаются и время от времени поддерживаются внешними влияниями. Однако тот факт, что они имеют внешнее происхождение, не отрицает того, что, будучи однажды сформированными, функции саморегуляции частично определяют совершение тех или иных поступков. 

Современные методы изучения личностных характеристик 

1. Социологические методы. Описание личностных характеристик в зависимости от принадлежности к социологическим группам (возраст, пол, статус, этническая принадлежность и т.д.). Составление «социологического портрета» и на его базе – составление «портрета личности» (набора индивидуальных характеристик). Как пример – характеристика.  

ХАРАКТЕРИСТИКА

менеджера по работе с клиентами компании «RS-Technologies»

Синицыной Ирины Игоревны 

       В компании «RS-Technologies» Синицына Ирина Игоревна работает с 27.09.2007 года в должности менеджера по работе с клиентами. За время работы в компании зарекомендовала себя с положительной стороны как ответственный, исполнительный, дисциплинированный сотрудник. Неконфликтна, доброжелательна с коллегами. В сложных ситуациях для команды способна взять лидерство на себя и найти выход из сложной ситуации. Охотно приходит на помощь членам команды и готова выполнять часть работы за них.

       С клиентами ведет себя вежливо  и терпеливо, в затруднительных  ситуациях всегда нацелена на нахождение компромиссных решений. Имеет навыки делового общения. Склонна к самосовершенствованию и новаторству, к решению задач подходит творчески.

Физически недостаточно вынослива. В условиях аврала способна очень плодотворно  работать. Однако после сильной рабочей нагрузки требуется отдых.

       Претензий и замечаний к работе  сотрудника не было. Характеристика  дана для предоставления по  месту требования.

 
Генеральный директор

«RS-Technologies» __________________ / Сидоренко П.В./

Рис. Пример характеристики менеджера по работе с клиентами 

2. «Спорные» методики – физиогномика, графология, астрология и т.д., достоверность которых не изучена и составляет, как правило, от 2 до 10%. (Рассмотрены на лекции) 

3. Психологические  методы оценки

        Главной целью психологических методов оценки является получение информации о скрытых характеристиках человека, существенно влияющих на его поведение в организации, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению (уровень интеллекта, социально-психологические особенности, особенности самооценки и мотивационный сферы, психологические особенности, степень стрессоустойчивости). При помощи психологических методик можно оптимизировать систему мотивации персонала, оценить совместимость сотрудников, выявить неформальных лидеров, сформировать оптимальные рабочие группы, провести оценку влияния индивидуальных особенностей сотрудников на эффективность работы.

       Сегодня в корпоративной психодиагностике применяют набор различных психологических инструментов (проективные методики, опросники, анкеты, интервью, задания, испытания, измерение психофизиологических показателей, психологические тесты).

       Психологические тестирование, являющееся сегодня одним из самых популярных оценочных методов, позволяет оценить уровень умственных способностей кандидата (сотрудника), скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, зрительную память, аналитичность мышления, профессионализм, лидерские способности и другие качества. Тестирование, является сегодня одним из самых популярных оценочных методов. Его достоверность оценивается более, чем в 60% (при грамотном составлении, проведении и расшифровке).

       В современной российской и  зарубежной практике используют  следующие разновидностей тестов: тесты способностей, когнитивные тесты, мотивационные тесты, тесты личностных особенностей (особенностей характера), имитационные тесты (моделирующие реальные условия работы), тесты на диагностику психических состояний, проективные тесты, профориентационные тесты, семейные (гендерные) тесты, тесты на саморазвитие и другие.

      

Тесты способностей

       Тесты способностей включат в себя методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества: на физические способности, тесты на умственные способности (уровень умственного развития, грамотность, квалификацию, мотивационные факторы), тесты на интеллект и креативность.

        Оценивать интеллектуальный уровень  человека в количественных показателях начали в 1912 году, когда немецкий ученый, психолог Вильям Штерн ввел понятие «Коэффициент интеллекта», или IQ. Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

       Типичный тест на интеллект  состоит из некоторого количества  заданий: обычно от 40 до 200, на выполнение  которого дается строго ограниченное  время. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в СССР стал тест Д. Векслера, разработанный им в 1940-х годах. Сегодня популярным тестом на интеллект является тест Айзенка на уровень интеллекта IQ, который предназначен для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала (Приложение «Тест на интеллект»).

       Считается, что 2/3 население планеты  имеют IQ=100 (+- 15), что признается за средний интеллект (сверхвысокий интеллект - более 130, сверхнизкий интеллект - ниже 70).

       Интересными представляются и  тесты на креативность, первые  из которых придумал американский психолог Джой Гилфорд (1897-1976 гг.) Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности (Рис.). Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. Основными составляющими креативности по Гилфорду являются:

       - беглость мысли (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);

       - гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

       - оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых);

       - любознательность (чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям);

       - способность к разработке гипотезы (гипотеза – это смелая идея, которая нуждается в проверке). 

Рис. «Вставьте недостающее число» (фрагмент теста на креативность Дж. Гилфорда).  

Рис.5. «Вставьте пропущенное число» (фрагмент теста на креативность Дж. Гилфорда).  

Когнитивные тесты

       Когнитивные тесты оценивают такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, восприятие. К примеру, такие тесты, как Корректурные пробы Бурдона (концентрация внимания, скорость реакции), тест «Правописание-орфография», «Оперативная память на лица» (фотографии), «Оперативная память на геометрические фигуры».

Проективные методы оценки

       Проективные методики представляют  собой тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен американским психологом Л.Френком в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени.       

       На развитие проективных методик  значительное влияние оказала  гештальтпсихология и психоанализ  (в последнем содержались идеи  бессознательного и проекции). Проективные  методы позволяют оценить: лидерство, конформность, склонность к авторитарности, мотивацию, конфликтность, адекватность, самооценку, гибкость и многое другое.

       Сегодня различают следующие  группы проективных методик: 

       - Методики дополнения (ассоциативный тест К. Г. Юнга, набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения).

       - Методики интерпретации (составления рассказа по методикам по предложенным картинкам (Тест апперцепции тематической ТАТ1); ответы на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); выбор приятных инеприятных картинки-фотографии (Тест Сонди).

       - Методики структурирования (тест Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).

       - Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения, миокинетическая методика Мира-и-Лопеца).

       - Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

       - Методики конструирования (проективная игра; тест мира).

       Так, например, портретный тест австрийского ученого Леопольда Сонди (Зонди, Шонди или Сцонди), был разработан в 1930-е годы. В России этот тест известен как Метод портретных выборов, адаптированный Л.Н. Собчиком. Суть теста заключается в выборе из фотографий незнакомых лиц наиболее и наименее привлекательных. У каждого из представленных портретов в наиболее чистом виде представлена определенная патология: агрессивность, истерические проявления, депрессия, маниакальное состоянием (Рис 5). По результатам оценивают эмоциональное состояние и личностные качества, а также профессиональные и личностные предпочтения (Сонди обнаружил определенную закономерность: человек неосознанно тянется к подобным себе лицам).

   

Рис. 5. Рабочий материал теста Сонди

      

   Проективная методика ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест) является одной из наиболее популярных и одновременно одной из наиболее сложных в проведении и обработке психодиагностических методик, используемых в мировой практике оценки личности. Данная методика была разработана Гарвардской психологической клинике в 1930-х годах Г.Мюрреем. Полный комплект ТАТ включает в себя 31 черно-белый рисунок (Рис. 5.8), по которым оцениваемый должен составить небольшой рассказ (описать свои ощущения от просмотра рисунка). После чего эксперт-психолог делает умозаключения об оцениваемом.

            

Рис. 5.8. Примеры рисунков в методике ТАТ 

       Проективный графический  тест «Дерево» встречается в практике психологической диагностики с первой половины XIX века. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский специалист Э. Жюккерт, увидевший в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет.

Лекция 1_краткий конспект.doc

— 771.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Транспортная логистика