Транспортная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курса Организационное поведение является формирование знаний у менеджеров главных основ поведения индивидов и групп и управления им в современной компании.

Работа содержит 2 файла

Доп.материал к Лекции 1_Магистры.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

    На  новом этапе эксперимента проверялись  пять гипотез, выдвинутых для объяснения повышения производительности труда  в ходе эксперимента:

    - улучшение условий работы в испытательной комнате;

    - сокращение продолжительности рабочего  дня сняло переутомляемость;

    - рабочие перерывы устранили монотонность  в работе;

    - сдельная оплата труда стимулировала  производительность;

    - улучшение взаимоотношений рабочих  стимулировало производительность труда.

    В конце концов, ученые пришли к выводу, что увеличение производительности труда было вызвано улучшением взаимоотношений в обеих группах. Замена надсмотрщиков экспериментаторами создала новую социальную ситуацию для рабочих. Как отметил Мэйо, экспериментаторы «создали более благоприятную рабочую обстановку», поскольку они не рассматривались рабочими в качестве начальников. Это изменение в управлении повлекло за собой изменения в отношении к рабочим, к их чувствам и желаниям. Особое внимание экспериментаторов к рабочим стало причиной обвинения экспериментаторов в изменении хода эксперимента персональным участием. Экспериментатор, который фактически стал управляющим, изменил предыдущую организацию эксперимента. Рабочие периодически получали информацию об изменениях, их мнения выслушивались и учитывались. По мере продвижения исследования, эксперимент все больше напоминал «такую социальную ситуацию», в которой рабочие могли свободно говорить о своих проблемах, в которой установились новые отношения между рабочими и управляющими.

    Продолжавшийся  эксперимент ставил новые и новые  проблемы перед его организаторами и участниками. Если в предыдущем случае девушки увеличивали свою производительность труда, то в комнате  монтажа банка главным принципом работы было ограничение производительности труда. Почему же производительность труда в сборочном цехе и в комнате монтажа банка была неодинаковой? Обе группы были под наблюдением, но роль наблюдателя в обоих случаях была различна. Во время эксперимента в сборочном цехе наблюдатель внимательно выслушивал предложения девушек и, тем самым, завоевал их доверие. А в комнате монтажа банка наблюдатели лишь следили за служащими, которые сохраняли свои принципы работы, которые были сформулированы следующим образом: никто не должен выполнять слишком много работы; никто не должен работать слишком мало; никто не должен быть «стукачом».

    Таким образом, группа сохраняла неофициальный  средний уровень производительности труда и защищала рабочих от вмешательства начальства, желающего повысить норму производства и снизить зарплату. Группа была инструментом контроля чувств и действий рабочих. На основе отчетов о результатах деятельности рабочих, исследователи группы Гарварда подвели итог: безвольное подчинение группе явилось следствием неправильного представления рабочим действительности.

    Исследователи обратились к поискам причин формирования групп. Ученые пришли к выводу, что их следует искать не в исследовании экономических условий и политики управления, а в рассмотрении взаимоотношений рабочих и управляющих. Технологи основывали свою работу на «логике эффективности», которую рабочие воспринимали как вмешательство в их действия. Управляющие (представители власти) следили за дисциплиной, а также заставляли рабочих согласовывать свои действия с начальством. Рабочие, в свою очередь, отчаянно сопротивлялся попыткам мастеров вынудить их работать в интересах повышения производительности труда. Конечно, поведение рабочих было «неправильным», но тем не менее исследователи подчеркнули, что политика управления должна основываться не только на «логике эффективности», но и на чувствах рабочих.

    С признанием социальной среды производственной жизни, Мэйо и Ф.Ротлисбергер стали  основоположниками рождавшейся философии человеческих отношений. Хоторнские исследования создали основы для последующих экспериментов и выделения не только такого направления как изучение поведения работников в группах, но и нового подхода к осознанию необходимых  менеджерских качеств.  Они продемонстрировали неспособность менеджеров управлять поведением работников и выдвинули тем самым задачу внесения корректив в подготовку менеджеров, обучения их пониманию поведения работников умению обсуждать с ними рабочие проблемы. Хоторнские исследования стимулировали изучение проблем мотивации работников и разрешения конфликтных ситуаций.

       Уже первых теоретиков современного  менеджмента интересовала проблема  конфликтов между предпринимателями  и менеджментом с одной стороны  и  наемными работниками –  с другой. А хоторнские элементы привлекли пристальное внимание специалистов и к конфликтам между самими работниками. Исследователи обратили внимание на удивительное сходство в постановке проблемы конфликта между рабочими и менеджментом во взглядах Ф. Тэйлора и Э. Мэйо. Схожесть в постановке проблемы не помешала им предложить различные пути разрешения конфликта. Тейлору он виделся через умственную революцию, а Мэйо - через взаимное сотрудничество. Постановка целей классиков теории управления поразительно схожа, а средства для их достижения различны.  

Основные  характеристики индивида. Методики определения личностных характеристик

       Для решения важнейших задач  науки Организационное поведение («объяснение, прогнозирование и управление поведением индивидов и групп в организации») особую роль играет изучение индивидуальных характеристик.

       В науке ОП при изучение  индивида основной акцент делается  на четыре основные категории характеристик индивида:  1. демографические или социологические характеристики (пол, возраст, семейное положение, статус и др.); 2. характеристики умений и способностей; 3. психологические характеристики (качества характера); 4. ценности.

       Существует два подхода в изучении личностных характеристик: классический и современный. 

Классические  подходы к оценке индивидуальных качеств

    Четыре  теории личности представляют интерес для организационного поведения:

     1. Психоаналитическая  теория. Имеющая в  качестве основы  работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, подчеркивающие важность подсознания как компонента личности.

    2. Теория характерных  черт. Распространенная  Гордоном Олпортом  и Раймондом Кателлом: в этой  теории  упор делается  на такие характеристики  как ценности, возможности  и темперамент  в описании личности.

    3. Гуманистическая  теория. Представленная в работе Абрахама Маслоу и Карла Роджера: в этой теории подчеркивается важность индивидуального роста, улучшение и самосознания личности.

    4. Теория социального  обучения. Хорошо  описанная Альбертом  Бандурой, учитывает  важность для личности  приобретении обучения у других людей и взаимодействия человека с ситуациями. 

  1. Психоаналитическая  теория личности

       Уже в начале века венский  психиатр и психолог З.Фрейд  предложил свою трактовку личности  человека, оказавшую огромное влияние  не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

       Дискуссии, связанные с анализом  и оценкой фрейдовских идей, длились  не одно десятилетие. Согласно  взглядам Фрейда, разделяемым значительным  числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

       Инстинктивные влечения оказываются,  таким образом, вытесненными из  сознательной жизни личности  как позорные, недопустимые, компрометирующие  и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

       В сфере бессознательного инстинктивные  влечения объединяются в зависимости  от своего происхождения в  различные комплексы, которые  и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной поведения и личностных характеристик индивида. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа).

       Психоанализу характерна идея  о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям. Признание того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.  

2. Теория характерных  черт

      Наше  восприятие людей отличается от восприятия неодушевленных объектов. Когда мы наблюдаем людей, мы пытаемся объяснить то, почему они ведут себя тем или иным способом, почему у тех или иных людей существует различный набор черт характера.  Объяснение особенностей поведения людей в зависимости от их характерных черт — суть одноименной теории. Согласно этой теории, наблюдая поведение индивида, мы пытаемся определить, вызвано это поведение внутренними или внешними причинами.

      Внутренние  регуляторы поведения — это те, которые находятся под личным контролем индивида. Внешние регуляторы поведения — это те, которые  осуществляются под воздействием внешних  причин, когда человек вынужден поступить именно так в связи с определенной ситуацией. Так, если один из ваших служащих опоздал на работу, то вы можете расценить причину этого опоздания как внутреннюю (проспал) и как внешнюю (попал в автомобильную пробку).

    Эта теория личности рассматривает индивидуальные различия с точки зрения ряда относительно постоянных независимых черт. Черта есть биполярная конструкция  (например, умный-глупый; скупой-щедрый), часто представляемая шкалой, по которой могут оцениваться индивидуумы. Теории характерных черт изменяются в значительной степени согласно числу независимых черт, необходимых для обеспечения полного описания личности, давая картину о самих себе. Примерами являются Опросный лист  шестнадцати факторов личности и Калифорнийская психологическая опись (КПО) (Гау, 1957). Возможно также косвенное измерение  черт (проективные тесты). 

3. Гуманистическая  теории личности

       В отличие от психоаналитиков,  которые, пытаясь открыть источник  активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами Г.Олпорта и Р.Кеттела и др., главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

       В понимании гуманистической  теории личности, природа человека, в сущности хороша или, по  крайней мере, нейтральна. Человек  свободен и ответственен за  принятие своих решений. Человек  - активное существо, ориентированный  на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

       В развитии личности и черт характера, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности.

        Для теории характерны следующие  утверждения:

       1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим. Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

       2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения.

    4. Теория социального  обучения

  Теория  социального обучения А. Бандуры  объясняет, как опыт накладывает  отпечаток на характер человека. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами.

Лекция 1_краткий конспект.doc

— 771.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Транспортная логистика