Транспортная задача

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:46, доклад

Описание работы

Транспортная задача (transportation problem) - одна из наиболее распространенных задач математического программирования (обычно - линейного). В общем виде ее можно представить так: требуется найти такой план доставки грузов от поставщиков к потребителям, чтобы стоимость перевозки (или суммарная дальность, или объем транспортной работы в тонно-километрах) была наименьшей. Следовательно, дело сводится к наиболее рациональному прикреплению производителей к потребителям и наоборот.

Содержание

• Введение
• 1. Формулировка транспортной задачи
• 2. Математическая модель транспортной задачи
• 3. Необходимое и достаточное условия разрешимости транспортной задачи
• 4. Свойство системы ограничений транспортной задачи
• 5. Опорное решение транспортной задачи
• 6. Методы построения начального опорного решения
• 6.1 Построение первоначального плана по способу северо-западного угла
• 6.2 Построение первоначального плана по способу минимального элемента
• 7. Переход от одного опорного решения к другому
• 8. Распределительный метод
• 9. Метод потенциалов
• 10. Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом
• 11. Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов
• 11.1 Предварительный шаг
• 11.2 Общий повторяющийся шаг
• 12. Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность
• 13. Транспортная задача по критерию времени
• 14. Применение транспортной задачи для решения экономических задач
• Заключение
• Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Транспортная задача.docx

— 58.70 Кб (Скачать)

План  реферата

  • Введение
  • 1. Формулировка транспортной задачи
  • 2. Математическая модель транспортной задачи
  • 3. Необходимое и достаточное условия разрешимости транспортной задачи
  • 4. Свойство системы ограничений транспортной задачи
  • 5. Опорное решение транспортной задачи
  • 6. Методы построения начального опорного решения
  • 6.1 Построение первоначального плана по способу северо-западного угла
  • 6.2 Построение первоначального плана по способу минимального элемента
  • 7. Переход от одного опорного решения к другому
  • 8. Распределительный метод
  • 9. Метод потенциалов
  • 10. Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом
  • 11. Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов
  • 11.1 Предварительный шаг
  • 11.2 Общий повторяющийся шаг
  • 12. Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность
  • 13. Транспортная задача по критерию времени
  • 14. Применение транспортной задачи для решения экономических задач
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, с которыми довольно часто приходится иметь  дело в экономике. Решение таких  задач сводится к нахождению крайних  значений (максимума и минимума) некоторых функций переменных величин.

Линейное программирование основано на решении системы линейных уравнений (с преобразованием в  уравнения и неравенства), когда  зависимость между изучаемыми явлениями  строго функциональна. Для него характерны математическое выражение переменных величин, определенный порядок, последовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. Применять его можно только в тех случаях, когда изучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность, когда в результате известной последовательности расчетов происходит взаимозаменяемость факторов, когда логика в расчетах, математическая логика совмещаются с логически обоснованным пониманием сущности изучаемого явления.

С помощью этого метода в промышленном производстве, например, исчисляется оптимальная общая  производительность машин, агрегатов, поточных линий (при заданном ассортименте продукции и иных заданных величинах), решается задача рационального раскроя  материалов (с оптимальным выходом  заготовок). В сельском хозяйстве  он используется для определения  минимальной стоимости кормовых рационов при заданном количестве кормов (по видам и содержащимся в них  питательным веществам). Задача о  смесях может найти применение и  в литейном производстве (состав металлургической шихты). Этим же методом решаются транспортная задача, задача рационального прикрепления предприятий-потребителей к предприятиям-производителям.

Все экономические задачи, решаемые с применением линейного  программирования, отличаются альтернативностью  решения и определенными ограничивающими  условиями. Решить такую задачу - значит выбрать из всех допустимо возможных (альтернативных) вариантов лучший, оптимальный. Важность и ценность использования  в экономике метода линейного  программирования состоят в том, что оптимальный вариант выбирается из весьма значительного количества альтернативных вариантов. При помощи других способов решать такие задачи практически невозможно.

Весьма типичной задачей, решаемой с помощью линейного  программирования, является транспортная задача. [1]

Транспортная задача (transportation problem) - одна из наиболее распространенных задач математического программирования (обычно - линейного). В общем виде ее можно представить так: требуется найти такой план доставки грузов от поставщиков к потребителям, чтобы стоимость перевозки (или суммарная дальность, или объем транспортной работы в тонно-километрах) была наименьшей. Следовательно, дело сводится к наиболее рациональному прикреплению производителей к потребителям и наоборот. [2]

1. Формулировка  транспортной задачи

В простейшем виде, когда  распределяется один вид продукта и  потребителям все равно, от кого из поставщиков его получать, задача формулируется следующим образом.

Исходная информация:

Mi - количество единиц груза в i-м пункте отправления (i = 1, 2, …, k);

N- потребность в j-м пункте назначения (j = 1, 2, …, l) (в единицах груза);

aij - стоимость перевозки единицы груза из i-гo пункта в j-й.

Обозначим через xij планируемое количество единиц груза для перевозки из i-ro пункта в j-й.

В принятых обозначениях:

- общая (суммарная) стоимость  перевозок;

- количество груза, вывозимого  из i-ro пункта;

- количество груза, доставляемого  в j-и пункт.

В простейшем случае должны выполняться следующие очевидные  условия:

Таким образом, математической формулировкой транспортной задачи будет:

найти

при условиях

;

;

Эта задача носит название замкнутой (закрытой, сбалансированной) транспортной модели.

Заметим, что условие  является естественным условием разрешимости замкнутой транспортной задачи.

Более общей транспортной задачей является так называемая открытая (несбалансированная) транспортная модель:

найти

при условиях

Ясно, что в этой задаче не предполагается, что весь груз, накопленный  в i-м пункте, должен быть вывезен. [3]

2. Математическая  модель транспортной задачи

Простейшими транспортными  задачами являются задачи о перевозках некоторого однородного груза из пунктов отправления (от поставщиков) в пункты назначения (к потребителям) при обеспечении минимальных  затрат на перевозки.

Обычно начальные условия  таких задач записывают в таблицу. Например, для k поставщиков и lпотребителей такая задача имеет следующий вид:

Здесь показатели aij означают затраты на перевозку единицы груза от i-го поставщика (i=1,2,…,k) к j-тому потребителю (j=1,2,…,l), M- мощность i-того поставщика в планируемый период, N- спрос j-того потребителя на этот же период. Обозначим через xij поставку (количество груза), которая планируется к перевозке от i-того поставщика к j-тому потребителю. Математически задача сводится к нахождению минимума целевой функции, выражающей суммарные затраты на перевозку груза, т.е. функции

при ограничениях

(1)

Если к этим ограничениям добавить еще одно:

,(2)

т.е. суммарная мощность поставщиков равна суммарному спросу потребителей, то соответствующая модель задачи называется закрытой.

Задачам, в которых ограничение (2) отсутствует, т.е.

,

первоначально соответствует  открытая модель.

Отметим некоторые особенности  экономико-математической модели транспортной задачи.

Система ограничений (1) сразу  имеет вид уравнений, поэтому  отпадает необходимость вводить  добавочные переменные.

Матрица коэффициентов  при переменных в системе (1) состоит  только из единиц и нулей.

Система ограничений (1) включает k уравнений, связывающих поставки i-того поставщика с мощностью M(i=1,2,…,k) этого поставщика, и l уравнений, связывающих поставки j-тому потребителю со спросом N(j=1,2,…,l) этого потребителя. Заметим, что число k равно числу строк исходной таблицы, а число l - числу столбцов.

Число переменных xij, входящих в целевую функцию и в систему уравнений (1), равно произведению kl, т.е. числу клеток таблицы.

Таким образом, система  ограничений (1) есть система из k+l уравнений с kl переменными.

Любое решение транспортной задачи (x11, x12,…, xkl) называется распределением поставок. Так как поставки не могут быть отрицательными, то речь идет только о допустимых решениях.

Оптимальному решению  транспортной задачи соответствует  оптимальное распределение поставок, при котором целевая функция  достигает своего минимума.

В ходе решения задачи и  нужно получить это оптимальное  распределение поставок, которому соответствует  какое-то допустимое базисное решение  системы ограничений (1). [4]

3. Необходимое  и достаточное условия разрешимости  транспортной задачи

Ограничение (1) и условия  неотрицательности переменных, исключающие обратные перевозки xij>0; i= 1, 2, …, k; j= 1, 2,., l.

Эти условия образуют систему  ограничений. Любой план, компоненты которого удовлетворяют этой системе, будет допустимым.

Как видим, система ограничений  задана в основном (k + l) уравнениями. Установим условия, при которых эта система будет совместной, т.е. будет иметь решения.

Сложим элементы xij матрицы перевозок по строкам, каждая строка в сумме дает Mi, и в итоге получим . Сложим те же элементы по столбцам, каждый столбец дает Nj, и в сумме получим . Но от перестановки слагаемых сумма не меняется, поэтому для любого допустимого плана обязательно будет выполняться условие

.

Равенство является необходимым  условием совместности ограничений  задачи.

Докажем и достаточность  этого условия: если запасы равны  потребностям, то всегда имеется допустимый план.

Действительно, пусть . Рассмотрим такие числа:

Убедимся, что эти числа  образуют допустимый план. Для этого  достаточно проверить, что они удовлетворяют  всем ограничениям задачи.

Просуммируем эти числа  по индексу i:

.

Но величины Nj, от индекса i не зависят и их можно вынести за знак суммы. В результате

или

,

Следовательно, взятые числа  удовлетворяют группе уравнений (1).

Просуммируем эти числа  по индексу j:

Вынося постоянные Mи за знак суммы и имея в виду, что , получаем

или в развернутом виде

Как видим, наши числа удовлетворяют  группе уравнений (1). Эти числа неотрицательны, т.е. система ограничений полностью  удовлетворяется. Таким образом, допустимый план существует, что и требовалось  доказать.

Равенство запасов потребностям есть необходимое и достаточное  условие совместности и, следовательно, разрешимости транспортной задачи. [5]

4. Свойство системы  ограничений транспортной задачи

Согласно теореме о  структуре координат опорного плана  задачи линейного программирования, в невырожденном опорном плане  должно содержаться r отличных от нуля координат, где r - ранг системы ограничений

.

В этой системе ограничений  уравнений закрытой транспортной задачи имеется k+l-1 линейно-независимых уравнений, т.е. ранг системы ограничений равен k+l-1. [6]

5. Опорное решение  транспортной задачи

Опорное решение (опорный  план, базисное решение, basic solution) - одно из допустимых решений, находящихся в вершинах области допустимых решений. Оно является решением системы линейных ограничений, которое нельзя представить в виде линейной комбинации никаких других решений.

При решении задачи линейного  программирования можно поступить  следующим образом: найти любое  из таких "вершинных" решений, не обязательно оптимальное, и принять  его за исходный пункт расчетов. Такое решение и будет базисным. Если окажется, что оно и оптимальное, расчет на этом закончен, если нет - последовательно  проверяют, не будут ли оптимальными соседние вершинные точки. Ту из них, в которой план эффективнее, принимают  снова за исходную точку и так, последовательно проверяя на оптимальность  аналогичные вершины, приходят к  искомому оптимуму. На этом принципе строятся так называемый симплексный метод  решения задач линейного программирования, а также ряд других способов, объединенных общим названием "методы последовательного  улучшения допустимого решения (МПУ)": метод обратной матрицы, или модифицированный симплекс-метод, метод потенциалов  для транспортной задачи и другие. Они отличаются друг от друга вычислительными  особенностями перехода от одного базисного  решения к другому, улучшенному. [2]

6. Методы построения  начального опорного решения

6.1 Построение  первоначального плана по способу  северо-западного угла

В этом случае не обращают внимания на показатели затрат. Начав  заполнение с клетки (1.1) - "северо-западного  угла" таблицы, ступенями спускаются вниз до клетки (k, l), вычеркивая либо одну строку, либо один столбец. На последнем шаге вычеркиваются последняя (k-я) строка и последний (l-й) столбец. При практическом заполнении таблицы, вычеркивание строк и столбцов производится лишь мысленно.

Когда осуществляется первоначальное распределение поставок, то не ставится цель получить оптимальное распределение. Достижению этой цели служат последующие  этапы решения задачи. Они заключаются  в переходах к новым распределениям поставок, пока не будет найдено  оптимальное распределение поставок. [4]

6.2 Построение  первоначального плана по способу  минимального элемента

При построении первоначального  плана по способу северо-западного  угла совершенно не учитываются тарифы, потому план получается весьма далеким  от оптимального. Для решения задачи приходится делать много приближений (шагов).

Способ минимального элемента учитывает тарифы и потому позволяет  найти план, более близкий к  оптимальному.

Информация о работе Транспортная задача