Управление запасами на производственном предприятии на примере ОАО «Красный пищевик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии…………..6
1.1 Запасы: понятие, классификация, функции………………..…………….6
1.2 Основные системы управления запасами……………………………..…8
1.3 Понятие и определение экономического объема запаса………………..12
2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»………………...……….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………15
2.2 Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами ....17
3 Оптимизация существующего метода расчета объема заказа на предприятии …………………..………………….20
3.1 Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона …………………………20
3.2 Модификация расчета экономичного размера заказа с учетом дефицита запаса …………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………..28
Приложение А Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010-2012 годы………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая Сердюк.docx

— 455.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

Открытое акционерное  общество “Красный пищевик” старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. Его история начинается с 1870 года. На протяжении этих лет оно работает стабильно.

ОАО “Красный пищевик” является обществом, основанным на частной форме собственности, и входит в Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Юридический адрес общества: 213805, Могилевская область, г. Бобруйск ул. Бахарова, 145.

ОАО “Красный пищевик” –  это коммерческая организация, следовательно, основной целью его деятельности является получение  прибыли. Приоритетным направлением деятельности является  удовлетворение потребностей клиента  с выгодой для себя.

Предприятие специализируется на производстве пастило-мармеладных  изделий (зефир, мармелад, «жевательный»  мармелад), халвы подсолнечной и  арахисовой, ириса, драже, конфет, соленого арахиса с пряностями.

Ассортиментный перечень продукции предприятия насчитывает более 160 видов.

Продукцию ОАО «Красный пищевик» можно условно разделить на шесть  групп товаров-представителей:

1-я группа – зефир;

2-я группа – мармелад;

3-я группа – халва;

4-я группа – драже;

5-я группа – конфеты;

6-я группа – ирис.

Вся продукция, изготавливаемая  ОАО «Красный пищевик», соответствует требованиям национальных стандартов РБ. С 2004 г. на предприятии функционирует международная система менеджмента качества ИСО 9001-2001. В 2005 г. при производстве неглазированного мармелада внедрена международная система управления качеством и безопасностью на основе принципов ХАССП.

В настоящее время на фабрике  работают два цеха по производству пастиломармеладных изделий, халвы, ириса, драже, конфет с желейными и сбивными корпусами.

Для обеспечения основного  производства на предприятии функционируют  ремонтно-механический, инструментальный, энергетический и транспортный цеха. Производство продукции является автоматизированным, в целом технический процесс  не является сложным, используется большое  количество оборудования, закупаемого в странах дальнего зарубежья. Например, производство мармелада укомплектовано современным немецким технологическим оборудованием, которое предприятие приобрело в 2010 году.

Предприятие принимает участие  в международных – «Продэкспо» (г. Москва), «Worldfood» (г. Москва), «ПитерФуд» (г. Санкт-Петербург), «Зеленая неделя» (г. Берлин) - и республиканских выставках и конкурсах.

По результатам республиканского конкурса «Лучшая продукция года»  продукция ОАО «Красный пищевик» в течении ряда лет - 2005, 2006, 2007 гг. –

присуждалось Гран-при «За стабильное качество». В 2011 году ОАО Красный пищевик получило специальную награду ГРАН ПРИ конкурса «Продукт года – 2011» за продукцию торговой марки «Красный пищевик» в номинации «Зефир».

Среднесписочная численность  работников предприятия за 2012 год составила 832 чел., в том числе промышленно-производственный персонал 802 человека. Специалисты предприятия имеют большой производственный опыт и высокую квалификацию, что позволяет качественно решать стоящие перед ними задачи.

Из данных приведенных  в таблице основных технико-экономических  показателей деятельности ОАО «Красный пищевик» (приложение А) видно, что в последние годы предприятие развивается стабильно, с выраженными темпами роста производства и реализации, следовательно, верно выбран курс развития. Объем производства на конец 2012 года в натуральном выражении составил 19 620 т (рост производства по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. составил 107,1%), затраты на производство в 2012 г. составили 211 200 млн. рублей. Снижение уровня материалоемкости за 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. – 99,9%. Объем реализованной продукции  за 12 месяцев 2012 г. составил 258 560 млн. рублей. Нужно отметить, что в начале 2012 года были некоторые трудности с реализацией продукции и соответственно ее спад, однако в последующем в результате работы специалистов предприятия оно вышло на уровень 2011 года по сбыту и даже превысило этот результат. Экспорт товаров за 12 месяцев 2012 г. составил 5 526 тыс. дол. США. Рост к уровню 2011 г. – 104,9%. Производственные мощности завода постоянно увеличиваются.

ОАО «Красный пищевик» реализует кондитерские изделия как на отечественном рынке, так и за рубежом. Продукция экспортируется в Израиль, США, Германию, Россию, Украину, Туркменистан, Молдову, а также в Латвию, Литву и Эстонию. Данные об экспорте продукции по странам дислокации загранучреждений Республики Беларусь ОАО «Красный пищевик» представлены в приложении В.

В 2013 году предприятие планирует  увеличить объём производства продукции  на 10 % за счет введения новой производственной линии зефира. В планах предприятие  открытие фирменного магазина в г. Гомеле до конца года. Также ОАО «Красный пищевик» проводит в 2013 году активную политику по внедрению на рынок кондитерских изделий Украины и планирует значительно  увеличить объем экспорта в эту страну.

Следует также отметить, что завод имеет обязательства по выплате кредитов, взятых под внедрение инвестиционных проектов. Однако, несмотря на это структура бухгалтерского баланса отражает достаточно устойчивое финансовое положение предприятия. В целом можно отметить, что общество работает стабильно на протяжении уже многих лет. Весь комплекс проводимых мероприятий направлен на стабилизацию финансово-экономического положения предприятия, повышение качества и ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранение и расширение рынков сбыта.

 

    1. Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами (в рамках классической модели)

 

В первую очередь отметим, что в данной работе мы будем рассматривать  необходимые для производства запасы сырья и материалов, т.е. запасы, которые предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Методы управления запасами готовой продукции на предприятии несколько другие.

Рассматриваемое нами ОАО  «КП» является крупным промышленным предприятием, где процесс производства является непрерывным. Неожиданная остановка производственных линий несет за собой большие потери. Следовательно, система контроля над запасами сырья должна предусматривать защиту предприятия от образования дефицита. Именно по этим причинам на ОАО «КП» в качестве управления запасами выбрана и используется система с фиксированным размером заказа. В этой системе контроля за состоянием запасов размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные. При определении точки заказа учитывается составленная производственным отделом предприятия программа производства на месяц.

По результатам  предварительной  проработки отдела маркетинга и отдела сбыта готовой продукции, производственный отдел формирует оперативный  план производства. План доводится  до производственных подразделений  в третьей декаде текущего месяца, на последующий месяц. Основные цеха, получив задание, планируют работу участков, исходя из доведенного задания. Далее определением всех названных параметров (точка заказа, размер заказа, страховой запас) занимается отдел материально-технического снабжения. В задачи, которого входит закупка материальных ресурсов в ассортименте, который наибольшим образом отвечает требованиям производства и, соответственно, обеспечение предприятия и его подразделений необходимыми материальными ресурсами.

Специалисты работают с программой 1С и таким образом могут  отслеживать уровень запасов  на складе. Данный пакет обеспечивает получение информации о фактическом наличии запасов на складах предприятия и степени их соответствия установленным нормам.

Оперативное управление производством  осуществляется каждый день. В процессе работы с клиентами возникают  разовые заявки. Такие заявки не могли учитываться при составлении  планов производства на текущий месяц. При поступлении срочной незапланированной  заявки в отдел сбыта или отдел  маркетинга, она передается в производственный отдел и далее в отдел снабжения. Таким образом, мы видим, что степень неопределенности спроса все равно остается высокой, поэтому страховой запас также выполняет свою защитную функцию. Если спрос непредвиденно увеличится, или же будет нарушен срок поставки, то начнет работать страховой запас, а служба материально-технического снабжения предприятия начинает принимать меры, обеспечивающие дополнительную поставку.

Как уже отмечалось ранее  при существующей на предприятии системе управления запасами ключевым параметром является размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается специалистами по закупкам. Для более полного анализа системы управления запасами на ОАО «КП» рассчитаем оптимальный размер заказа для сахара. Поставщиком данного сырья является ОАО «Слуцкий сахарно-рафинадный комбинат», г. Слуцк. Сырьё поступает в мешках. Мешки массой по 50 кг складываются на европоддоны (размер 1200×800 мм) по 25 штук и транспортируются фурой грузоподъемностью 27,6 тонн. К сожалению, размер заказа  на предприятии определяется по частным организационным соображениям: а именно удобству транспортировки. Поэтому специалисты по закупкам заказывают такое, количество этого сырья, которое максимально заполняет одну фуру, снижая при этом транспортные затраты. Для доставки сырья на склад ОАО «КП» предприятие использует арендованные транспортные средства (полуприцепы МАЗ с размерами кузова 13620×2480×2440 мм и грузоподъемностью 27,6 т). Максимально возможное количество европоддонов, которое можно загрузить в этот полуприцеп  равно 34. Остальные способы укладки дают меньшее количество паллет (34, 32, 31, 30).  Учитывая массу поддона с грузом мы загружаем 34 паллеты по 1250 кг  (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Визуализация укладки

Примечание – Источник: www.packer3d.ru

 

При этом мы соблюдаем тоннаж полуприцепа в 27600 кг, так как общий  вес нашего груза равен 42500 кг (1250 кг * 34 шт). Нагрузка на оси выглядит следующим образом (рисунок 2.2):

 

Рисунок 2.2 – Визуализация нагрузки

Примечание – Источник: www.packer3d.ru

 

Таким образом, на предприятии  оптимально загружается фура и соответственно находится размер заказа для сахара 850 мешков (25 мешков* 34 поддона). Нельзя сказать, что данный метод определения размера заказа является оптимальным, так как при расчете учитываются только транспортные издержки и игнорируются расходы на хранение запаса, на его пополнение и т.д. Размер заказа -  ключевой параметр, который оказывает влияние как на параметры всей системы управления запасами, так и на экономические результаты функционирования самого предприятия. Поэтому в следующей главе мною будут предложены некоторые модификации к действующей на ОАО «КП» методике управления запасами, а также проанализирована разница между полученными экономическими результатами.

 

3 Оптимизация   существующего метода расчета  объема заказа на предприятии

3.1 Расчет экономичного  объема заказа с использованием  формулы Уилсона

В предыдущей главе мы рассмотрели  реально действующую на предприятии  систему управления запасами и выявили  некоторые минусы в расчете наиболее важного показателя. Размер заказа на предприятии определяется по частным организационным соображениям: а именно удобству транспортировки. Однако объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т. е. самым лучшим. Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе отдельной организации, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

1. Используемая площадь складских  помещений. 

2. Издержки на хранение запасов. 

3. Стоимость оформления заказа.

Эти факторы тесно взаимосвязаны  между собой, причем само направление  их взаимодействия неодинаково в  разных случаях.

Желание максимально сэкономить затраты  на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием  излишних складских помещений, и, кроме  того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно  увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов. В таких спорных ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов и оформления заказа без потери качества обслуживания.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии на примере ОАО «Красный пищевик»