Выбор поставщиков и работа с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.

1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.

2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания. При этом
используются следующие виды анализа цены:

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки и выбора поставщиков 5
1.1. Сущность процесса выбора поставщиков 5
1.2. Методы выбора поставщиков 11
1.3. Сущность процесса оценки поставщиков 17
1.4. Критерии оценки поставщиков 20
2. Анализ методов оценки и выбора поставщиков на предприятии 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Характеристика методов оценки и выбора поставщиков
на предприятии 26
2.3 Анализ выбора и оценки поставщиков на предприятии 27
3. Пути совершенствования выбора поставщиков на
предприятии 29
Заключение 32
Литература

Работа содержит 1 файл

Вадим Кур.раб. Логистика БРУ.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

   Качество  обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

   Для сбора информации, требуется использование  разнообразных источников. Ими могут быть:

   – собственное расследование;

   – местные  источники, такие,  как действующие  на  данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

   – банки и финансовые институты;

   – конкуренты потенциального поставщика;

   – торгоные ассоциации, например Торгово-промышленная палата РБ;

   – информационные агентства;

   –государственные  источники, такие,  как  регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и   пр., обладающие открытой для ознакомления информацией. [2 с.98]

   В отборе источников информации следует  руководствоваться следующими правилами.

   1. Нельзя ограничиваться одним источником  информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

   2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т, е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

   Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. 

   1.3. Сущность процесса  оценки поставщиков 

   Высокоразвитая  функция закупок требует установления и поддержания взаимоотношений поставщика и закупщика на основе взаимной выгодности. На практике это реализуется с использованием следующей технологии, включающей:

   –оценку поставщика,

   –развитие поставщика;

   –переговоры с поставщиком.

   1). Оценка поставщика. Включает нахождение возможных поставщиков и определение вероятности удовлетворения ими потребностей фирмы в снабжении. Требует развития фирмой – закупщиком оценочного критерия.

   Для этой цели может быть использован  стандарт рейтинговой оценки поставщика, в котором выделяются следующие разделы:

   а) компания :

   –мощность,

   –прибыль от деятельности,

   – производственный диапазон,

   – исследовательская база,

   – технический уровень,

   – географическое размещение,

   – менеджмент,

   – состояние рабочей силы,

   – трудовые отношения (общая оценка по разделу);

   б) продукт:

   – качество,

   –цена,

   – упаковка,

   – стандартизация,

   – гарантия (общая оценка по разделу);

   в) услуги:

   –доставка вовремя,

   – состояние продукта по прибытии,

   – обеспеченность и следование инструкциям,

   – количество отказов,

   – обслуживание жалоб,

   – технический надзор,

   – помощь при авариях,

   –снабжение в соответствии с датой по каталогу,

   – установление отпускной цены сразу (общая оценка по разделу);

   г) торговый персонал:

   – знание собственной компании,

   – собственного продукта,

   – отрасли закупщика,

   – компании-закупщика;

   – объем продаж, в т.ч. по договоренности, в результате планирования и подготовки,

   – скорость оформления;

   – сервис, в т.ч. обмен информацией,

   – быстрота окончательных расчетов,

   – порядок выполнения заказов,

   – сопровождение поставки,

   – прием претензий (общая оценка по разделу);

   д) итоговая оценка поставщика. [2 с.99]

   Для каждого раздела устанавливается  свой вес в зависимости от его  важности для конкретной фирмы-закупщика; индивидуальные факторы в разделах оцениваются по 4-балльной шкале также с позиций фирмы-закупщика; общая оценка по разделу получается путем умножения суммы пофакторных оценок раздела на его вес.

   2). Развитие поставщика. Включает оценку поставщика и определение комплекса мер, необходимых для установления и дальнейшего развития взаимной совместимости по связям поставки.

   Требует пофакторного анализа разделов стандарта с целью выявления позиций поставщика, по которым необходимы улучшения в текущий момент или в перспективе. Комплекс соответствующих мер может быть весьма разнообразным — от финансовой или инженерной поддержки поставщика закупщиком до простого взаимного согласования формата электронной передачи данных. Основными пунктами, которые обычно требуют согласования, являются качество, расписание поставок, система платежей и скидок.

   3). Переговоры с поставщиком. Включает ведение переговоров между закупщиком и поставщиком с целью установления приемлемых для обеих сторон условий и цены поставки, их юридическое оформление и закрепление в контракте на поставку. Выделяют четыре стратегии ведения переговоров:

   – на основе модели затрат поставщика, формирующих цену;

   – на основе модели рыночных цен;

   – на основе модели конкурирующих цен ряда альтернативных поставщиков; – комбинированная.

   Выбор и оценка поставщиков по такой концепции позволяет получить ряд преимуществ: исключение действий, не являющихся необходимыми; ограничение внутрифирменного хранения; сокращение запасов в доставке; улучшение качества и надежности снабжения. [2 с.101]

   Действительно, при компетентном отборе и оценке поставщиков отпадает необходимость в выполнении закупщиком действий по доставке и внепроизводственному хранению материалов, осуществлению входного контроля, включая формальный пересчет, проверку и тестирование прибывших единиц продукта (эти действия берет на себя поставщик), появляется реальная возможность осуществлять производственный процесс с минимальными запасами сырья и материалов (поставщик обеспечивает своевременную их доставку в требуемом количестве в указанное место), сократить размер запасов, находящихся в состоянии доставки, за счет сокращения протяженности материальных потоков от их источника (выбор поставщика, более близко расположенного, или использование различных форм консигнации), получать продукты с «нулевыми дефектами» и повысить надежность поставок (путем сокращения числа поставщиков и увеличения числа долгосрочных соглашений с оставшимися). [2 с.102] 
 

   1.4. Критерии оценки поставщиков. 

   Критерии  оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора являются следующие:

   а) сведения о компании : размер, финансовое состояние, производственный диапазон, географическое размещение, менеджмент;

   б) сведения о продукте: качество товара, цена товара, надежность упаковки (для  отдельных видов продукции);

   в) оказываемые услуги: своевременная доставка товара, количество отказов, обслуживание жалоб, технический надзор и обслуживание (где необходим);

   г) обслуживающий персонал: знание собственной  компании, собственного продукта, отрасли закупщика, компании-закупщика; объем продаж, скорость оформления заказа,  порядок выполнения заказов, сопровождение поставки.

   Критерии  оценки поставщиков могут быть абсолютно  разные, но наиболее выгодным партнером  окажется тот, у кого наибольшее количество баллов. [2 с.103]

   Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например более 60. К ним относятся:

   – удаленность поставщика от потребителя;

   – сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

   – организация управления качеством продукцииу поставщика;

   – психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

   –риск забастовок у поставщика;

   –способность  поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего сроки службы поставленного оборудования;

   –кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр

   Критерий  оценки поставщика происходит после отбора нескольких потенциальных поставщиков. Далее проводится их оценка согласно удельного веса критерия и оценке значения критерия по десятибальной шкале.

   Приведем пример расчета критерия оценки поставщика.

   Таблица 1. Расчет критерия оценки поставщиков.

  Критерий        Поставщик А    Поставщик Б
Уд.вес  критер. Оценка значения критерия Произведение

удельного веса критерия на оценку

Уд.вес критерия Оценка значения критерия Произведен

удельного веса критерия на оценку

1.Надежность поставки    0,3    7    2,1    0,21    7    1,47
2. Цена    0,25    6    1,5    0,3    6    1,8
3.Качество товара    0,15    8    1,2    0,19    8    1,52
4.Условия  платежа    0,15    4    0,5    0,2    4    0,8
5.Возможность  внеплановых поставок    0,1    7    0,7    0,05    7    0,35
6.Финансовое состояние поставщика    0,05    4    0,2    0,05    4    0,2
   Итого    1,0    -    6,3    1,0         6,14

Информация о работе Выбор поставщиков и работа с ними