Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками.

Содержание

Введение
Сущность и содержание закупочной логистики
Показатели эффективности логистики
Основные этапы закупок, модели организации снабжения.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Закупочная логистика.docx

— 45.64 Кб (Скачать)

 

 

Введение

  1. Сущность и содержание закупочной логистики
  2. Показатели эффективности логистики
  3. Основные этапы закупок, модели организации снабжения.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
     В цепи поставок каждая организация покупает материалы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. По мере того как каждая организация покупает и продает материалы, они все дальше перемещаются по всей цепи поставок.  
     Закупки - функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.  
     Многие транзакции этого рода не стандартны, поскольку включают аренду, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, заимствования и т.д. В связи с этим используется понятие "приобретение материалов" или более общий термин - снабжение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно сообщает другой стороне, что требуются те или иные материалы, и организует смену собственника и место размещения. Существует другая функция - перевозка - фактически занимающаяся доставкой. Поэтому снабжение в первую очередь связано с обработкой информации. Оно собирает данные из разных источников, анализирует их и передает информацию в цепь поставок.

     Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

     Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как "логистика на входе" или "внутренняя логистика".

Логистика закупок (снабжения), являясь  первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

     Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия.

     Целью данной работы является расширение знаний в области закупочной логистики, т.е. умение спланировать процесс закупок необходимого по качеству и количеству сырья для предприятия, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

1. Сущность и содержание закупочной  логистики

      Закупочная логистика  - это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами.  Материально-техническое обеспечение  - звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности  в промышленном производстве  и/или эксплуатации производственных  или непроизводственных объектов, содержание которой направлено  на снабжение соответствующих  объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).

     Появление термина  "закупочная логистика" не  случайно. За рубежом сфера деятельности  по обеспечению компании (фирмы-производителя  или торговой компании) необходимыми  видами материальных ресурсов  и готовой продукции традиционно  называется purchasing/procurement - закупки/управление  закупками (снабжением). Эта же  область производственной деятельности  в отечественной практике до  сих пор называется материально-техническим  снабжением (обеспечением), на предприятиях  оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту  область стали определять как  закупочную логистику.

    Это связано с тем,  что в настоящее время изменился  характер материально-технического  обеспечения предприятий: от жестко  централизованного, фондируемого  снабжения к свободной оптовой  торговле ресурсами. Многим производственным  предприятиям приходится работать  на ресурсно-товарных рынках в  условиях нестабильной конкурентной  среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка  товарами вследствие промышленного  спада, перепрофилирования многих  производственных предприятий, традиционной  для отдельных отраслей российской  экономики высокой степени монополизации  производства; ограниченность информации  о ресурсно-товарном рынке; низкая  контрактная дисциплина производителей  и поставщиков товаров производственного  назначения и др. В зарубежной  логистической науке и практике  также нет единого подхода  к терминологии исследуемой области.  В частности, Д. Дж. Бауэрсокс  и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение  включает закупки и организацию  внешних поставок материалов, производственных  компонентов и/или готовых продуктов  от поставщика на производственные  или сборочные предприятия, склады  промышленных и торговых предприятий  или в розничные магазины.

2. Показатели эффективности логистики

     Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

     За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество логистического сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

     Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей:

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

В составе общих логистических  издержек можно выделить следующие  основные группы затрат:

  • затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
  • ущербы от логистических рисков;
  • затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана  содержат показатели логистических  издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения  и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми  в западном бизнесе являются выделение  и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач  оптимизации структуры или управления в логистической системе в  составе общих логистических  издержек учитываются потери прибыли  от замораживания (иммобилизации) продукции  в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого  качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как  возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли  и т.п.

     Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

За последнее десятилетие  заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие  логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое  администрирование.

Известный американский консультант  в области логистики Герберт  В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как  неотъемлемую часть конечной цены продукции  и потребительского сервиса. В 2007 г., например, структура логистических  затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом: перевозка  готовой продукции — 4,08%; складирование  — 2,40; управление обслуживанием/ заказами клиентов — 0,55; управление распределением — 0,36; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) — 1,81% —  общее количество 9,02%. Структура  затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции  — 13,24; складирование — 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов — 4,07; управление распределением — 2,53; и  стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке — 18,13. Общая  сумма составила 47,48.

      Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  • логистические издержки в отношении объема продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  • логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  • логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о  логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования  финансовых ресурсов компании.

      Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

  • неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
  • наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
  • отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

      По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

      Посредники, действующие в логистической системе, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

      Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих поротсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

  1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
  2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
  3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
  4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
  5. Сервис — деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Информация о работе Закупочная логистика