Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками.

Содержание

Введение
Сущность и содержание закупочной логистики
Показатели эффективности логистики
Основные этапы закупок, модели организации снабжения.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Закупочная логистика.docx

— 45.64 Кб (Скачать)

Указанные характеристики и  особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень  важно учитывать тот факт, что  качество сервиса в логистике  проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

 

В отношении логистического сервиса, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:

  • осязаемость — физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
  • надежность — исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
  • ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
  • законченность — наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
  • доступность — простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
  • безопасность — отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);
  • вежливость — поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
  • коммуникабельность — способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
  • взаимопонимание с покупателем — искренний интерес к покупателю, умение понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и  выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом  администрировании.

      Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла — время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

      Комплексный показатель — производительность (результативность) логистической системы — определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

      В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

  • число обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
  • отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
  • отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
  • логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или  техники в единицу времени (или  на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или  на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.

      В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

      Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п. В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю « ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

      Комплексный показатель — возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру — характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

  • складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
  • транспортные подразделения различных видов транспорта;
  • транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
  • ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
  • телекоммуникационная система;
  • информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Основные этапы  закупок 

 

В общем виде перечень процедур выглядит следующим образом: 

 

1. Анализ потребностей. Процесс  закупок начинается с определения  потребностей в материальных  ресурсах соответствующих подразделений  компании. В случае изменения  ассортимента выпускаемой продукции  номенклатура требуемых материальных  ресурсов должна быть пересмотрена.  

 

2. Определение и оценка  требований к закупаемым материальным  ресурсам. После определения внутрифирменных  потребителей и номенклатуры  материальных ресурсов, должны быть  установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а  также другие спецификации на  каждую позицию закупаемых материальных  ресурсов. Также должны быть определены  требования уровню сервиса поставщика.  

 

3. "Производить или  закупать". Прежде чем определять  возможных поставщиков, необходимо  ответить на вопрос: не выгоднее  ли самой фирме производить  необходимые материальные ресурсы.  

 

4. Исследование рынка  закупок. Исследование рынка закупок  начинают с определения всех  возможных поставщиков по непосредственным  рынкам, рынкам заменителей и  новым рынкам. Далее следует предварительная  оценка всех возможных источников  закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных  с выходом на данные рынки. 

 

5. Выбор поставщиков. Проводится  сбор информации о поставщиках,  создание базы данных о поставщиках,  поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов  работы с выбранными ранее  поставщиками. Для окончательного  выбора поставщика используется  многокритериальная оценка. 

 

6. Осуществление закупок.  Процедура закупок включает в  себя оформление договорных отношений,  передачу прав собственности  на материальные ресурсы, оплату, организацию транспортировки материальных  ресурсов. 

 

7. Контроль поставок. Эффективность  управления снабжением оценивается  в результате мониторинга выполнения  условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и  другим параметрам поставок и  сервиса. 

 

8. Подготовка бюджета  закупок. Поведение соответствующих  экономических расчетов для выявления  точных затрат на процедуры  и операции. 

 

9. Координация и взаимосвязь  функции снабжения с другими  подразделениями компании, а также  установление тесных связей с  поставщиками, что обеспечивает  включение компании в единую  макрологистическую систему.

 

 

 

 

 

 3. Основные этапы закупок, модели организации снабжения 

 

В общем виде перечень процедур выглядит следующим образом: 

 

1. Анализ потребностей. Процесс  закупок начинается с определения  потребностей в материальных  ресурсах соответствующих подразделений  компании. В случае изменения  ассортимента выпускаемой продукции  номенклатура требуемых материальных  ресурсов должна быть пересмотрена.  

 

2. Определение и оценка  требований к закупаемым материальным  ресурсам. После определения внутрифирменных  потребителей и номенклатуры  материальных ресурсов, должны быть  установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а  также другие спецификации на  каждую позицию закупаемых материальных  ресурсов. Также должны быть определены  требования уровню сервиса поставщика.  

 

3. "Производить или  закупать". Прежде чем определять  возможных поставщиков, необходимо  ответить на вопрос: не выгоднее  ли самой фирме производить  необходимые материальные ресурсы.  

 

4. Исследование рынка  закупок. Исследование рынка закупок  начинают с определения всех  возможных поставщиков по непосредственным  рынкам, рынкам заменителей и  новым рынкам. Далее следует предварительная  оценка всех возможных источников  закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных  с выходом на данные рынки. 

 

5. Выбор поставщиков. Проводится  сбор информации о поставщиках,  создание базы данных о поставщиках,  поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов  работы с выбранными ранее  поставщиками. Для окончательного  выбора поставщика используется  многокритериальная оценка. 

 

6. Осуществление закупок.  Процедура закупок включает в  себя оформление договорных отношений,  передачу прав собственности  на материальные ресурсы, оплату, организацию транспортировки материальных  ресурсов. 

 

7. Контроль поставок. Эффективность  управления снабжением оценивается  в результате мониторинга выполнения  условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и  другим параметрам поставок и  сервиса. 

 

8. Подготовка бюджета  закупок. Поведение соответствующих  экономических расчетов для выявления  точных затрат на процедуры  и операции. 

 

9. Координация и взаимосвязь  функции снабжения с другими  подразделениями компании, а также  установление тесных связей с  поставщиками, что обеспечивает  включение компании в единую  макрологистическую систему.

     В настоящее  время в российских компаниях  можно наблюдать две принципиально  отличающиеся модели организации  снабжения. 

1 вариант: Задачи снабжения выполняются различными функциональными подразделениями. Например, перечень и количество материальных ресурсов, определяются дирекцией по производству, а задачи выбора поставщика, заключение договоров и организация доставки решаются специалистами службы закупок. В результате функция управления снабжением разделена между подразделениями компании и ее эффективная реализация затруднена. 

2 вариант: предполагает сосредоточение всех процедур по снабжению компании материальными ресурсами в компетенции одного подразделения. Такая структура позволяет более эффективно организовать продвижение материального потока от поставщиков, а также управлять процессом снабжения.

     Заключение

      Планирование закупок играет важную роль в деятельности любого предприятия. В соответствии с этим можно выделить:

     во– первых необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании.

      Во–вторых сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции.

     В-третьих, поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.

Информация о работе Закупочная логистика