Анализ конкурентоспособности турфирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Туризм - это непроизводственная сфера экономики, эффективно удовлетворяющая рекреационные потребности населения в виде предоставляемых услуг через систему индустрии туризма, куда входят предприятия по размещению туристов: гостиницы, мотели, кемпинги и т. п.; предприятия питания, связи, транспорта, бюро обмена валюты, туристические фирмы; рекламно-информационные, научные, проектные, культурно-зрелищные и лечебные учреждения и предприятия.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………3
I. Существенные особенности стратегического маркетинга в сфере туризма
1. Стратегический маркетинг: анализ теории.
2. Формы и методы стратегического маркетинга.
3. Особенности стратегического маркетинга в сфере туризма.
II. Мировой опты организации маркетинговой стратегии в сфере туризма
1. Зарубежная практика стратегического маркетинга
2.
I. Региональный опыт применения методов стратегического маркетинга туристической фирмы на примере ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий»…………………………………..…………………7
Характеристика рынка туристических услуг Пермского края………………………………………………………….………..
Анализ маркетингового потенциала туристической фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий»…………………….
Программа стратегического маркетинга туристической фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» ……………………………………….………………………………
Заключение……………….…………………..…………………………………
Список литературы…………...………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

       Главной проблемой туристических  фирм нашего города является неумение пользоваться маркетинговой информацией. Не каждая туристическая  фирма на основе полученных данных определяет стратегию  развития на будущее, в основном они живут сегодняшним днем.    

1.2. Анализ маркетингового  потенциала туристической  фирмы ООО «Пермское  бюро путешествий  и экскурсий» 

       Организация может заниматься поисками новых  возможностей либо время от времени, либо систематически. Многие отыскивают новые идеи, просто внимательно следя за переменами на рынке. Руководители компаний читают газеты, посещают специализированные выставки, изучают товары конкурентов, собирают рыночную информацию другими путями.

       Другие  выявляют новые рынки, пользуясь формальными приемами. Одним из полезных приемов такого рода является использование матрицы развития товара и рынка.

       Для выявления возможностей фирмы ООО  «Пермское бюро путешествий и  экскурсий» используется матрица развития товара и рынка.

       Рис. 2.2. Выявление новых рынков с помощью матрицы развития товара и рынка

 
 
Существующие  рынки 

Новые рынки

Существующие  товары Новые товары  
1. Более  глубокое проникновение на рынок 3. разработка  товара
2. Расширение  границ рынка 4. Диверсификация
 
 

        

       1. Более глубокое проникновение  на рынок

       В связи с постоянным ростом числа  конкурентов среди туристических  фирм и соответственно ростом предложений  туристических услуг для ООО  «Пермское бюро путешествий и  экскурсий» не имеет смысла добиваться более глубокого проникновения на рынок существующего товара, т.е роста продаж ныне существующей целевой группе покупателей без внесения в сам товар (работать с существующими товарами на существующих рынках).

       2. Расширение границ рынка.

       Для туристической фирмы представляется возможным выйти с уже существующим товаром на новые неосвоенные рынки. Освоение таких рынков как крупные профсоюзные организации г. Перми, администрации районов и городов Пермского края. Тем самым фирма нацелена на расширение границ рынка.

       3. Разработка товара.

       В связи с постоянными изменениями  рынка туристических услуг турфирме целесообразно задуматься над предложением новых услуг для существующих рынков. Рынок туризма подвижен и  изменчив. Тем самым не составит особого труда для разработки нового маршрута.

       На  рынке туристических услуг в  Пермском крае, как и по всей стране, большую часть занимает зарубежный туризм. Мало внимания среди турфирм города уделяется внутреннему туризму, в частности по приему в г. Пермь. Исходя из этого, необходимо сделать акцент на не занятой еще пока нише туристических услуг для продвижения ее на уже существующих и новых рынках. 

       Рынок туристических услуг по приему в  России и в частности в г. Пермь  имеет неосвоенный характер. Он является финансово привлекательным, так  как поддержка со стороны государства  направлена развитие внутреннего и въездного туризма в России.

       Так как основной сферой деятельности данной туристической фирмы являются экскурсии  по Перми, Пермской области и России, то круг потенциальных клиентов, исследуемый  будет характеризоваться с точки  зрения интереса к Российскому туризму. На данный момент возрастает интерес пермских туристов к отечественному туризму. Возрастает число школьных групп, выезжающих в каникулярное время, (наиболее популярные маршруты по России: Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо, Казань с посещением аквапарка, Екатеринбург). Растет интерес пермяков и жителей области к такому виду туризма как паломнический.

       Немалую часть постоянных клиентов фирмы  в настоящее время составляют люди пожилого возраста, т.к. фирма создана  еще в 1970-х годах. Ее известность и доверие к ней остаются главными факторами надежности для данной категории туристов.

       Растет  число клиентов приезжающих из других городов нашей страны и мира. Возросший  интерес к нашему региону обуславливает  его привлекательность с точки  зрения туризма. Иностранцы проявляют интерес к Уралу. Увеличивается число туристов, приезжающих из центральных районов нашей страны в Пермский край. Это в первую очередь связано с удобным расположением не только железнодорожной магистрали, но и водной.

         Так же частыми клиентами фирмы стали семьи, группы школьников в период каникул, молодые люди - в целях активного отдыха. Учащаются случаи индивидуального подбора маршрута, в соответствии с требованиями туристов.

       В XXI веке на этапе становления и развития туристического рынка существует большое разнообразие турагентов, работа с которыми неизбежна. Но выбор надежного партнера является главной составляющей успеха деятельности турфирмы. Практически ни одно туристическое предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании: транспортные компании, гостиничные комплексы, системы общественного питания, учреждения культуры и другие).

         Как уже было упомянуто, в Пермской области на данный момент зарегистрировано около 150 - 200 туристических фирм. Отследить и проанализировать деятельность каждой из них является не реальным. Поэтому изучению подвергнуться только крупные известные туристические фирмы города такие как: Пермтурист, Пермавтотур, БМТ «Спутник». Данные турфирмы являются главными конкурентами туристической фирмы, т.к. все они находятся на одном рынке  туристических услуг, предоставляя схожие по содержанию туристические маршруты. Все фирмы-конкуренты занимают сильную устойчивую позицию на данном рынке.

       Если  рассматривать рейтинг  по объему реализации среди представленных туристических фирм, то рассматриваемая нами фирма находится на последнем месте, что усложняет конкурентную борьбу на рынке туризма.  Для выживания на таком конкурентном рынке необходимо использовать сильную стратегию развития и позиционирования на данном рынке.      

       Предприятие, анализ деятельности, которой описан ниже – туристическая фирма ООО  «Пермское бюро путешествий и  экскурсий». Форма собственности  – общество с ограниченной ответственностью.  Формирование предприятия происходит за счет вкладов участников. Бюро путешествий основано в 1973 г., что является его неотъемлемым сильным фактором.

       Туристическая фирма является не только турагентом, но туроператором в сфере приема туристов в наш край. 

       Организационная структура фирмы постоянно совершенствуется. В фирме работает 13 штатных специалистов и 17 внештатных сотрудников (экскурсоводы). Сформировано несколько подразделений в соответствии с профилем работ. Не все сотрудники имеют надлежащее профессиональное образование, подготовку и опыт работы. Фирма практикует систему омоложения коллектива. Так на данный момент из 13 сотрудников - 5 молодых специалистов (рис.1)

       Существенным  недостатком является тот факт, что  офисные помещения фирмы нуждаются  в косметическом ремонте, на что  у фирмы нет средств. Хотя во многом успех деятельности зависит и от внутреннего  интерьера офиса.

       Руководитель  фирмы регулярно направляет своих  сотрудников на курсы, посвященные  туризму, открытые выездные семинары, практикуется посещение рекламных  туров туроператоров.  
 
 

       

 
 

 

 

 
 

       Рис. 1 Управленческая структура  предприятия

       На  предприятии практикуется процентная система оплаты труда, тем самым  каждый сотрудник заинтересован  в высокой производительности.

       Важным  недостатком в работе данной туристической фирмы является отсутствие маркетинговой службы, эта работа возложена как дополнительная функция на одного из менеджеров по туризму, что естественно оставляет желать лучшего в организации маркетинговой работы. Естественно вся работа направлена лишь на рекламную компанию и частичное изучение основных фирм-конкурентов. Частичное потому, что при этом учитываются только цены на аналогичные маршруты.  Действия отделов фирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, что может в последующем привести к эффекту "лебедя, рака и щуки", когда, например, отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга.

       Фирма ведёт рекламную политику, постоянно  изыскивая наиболее эффективно работающие рекламные пространства в газетах, журналах, использует метод прямого общения с потенциальными туристами (встречи, участие в выставках). Большое внимание уделяется рекламе имиджа: разработаны изящный и лаконичный фирменный стиль, логотипы. Продуманная рекламная политика, значительные средства, затрачиваемые на неё, приносят положительный эффект – объём туристского продукта фирмы увеличивается. Туристские маршруты отличаются оригинальностью и уровнем обслуживания. Руководство фирмы внимательно следит за достаточно непостоянным спросом на туристские услуги, тщательно выбирает для своих клиентов отели, организует питание, интересные экскурсии.

       Одной из слабых сторон данного предприятия  является кредиторская и дебиторская  задолженности. Нестабильное финансовое положение является одной из главной  слабых сторон фирмы. 

       Анализ  внешней среды  туристической фирмы.

  1. Демографический и экономический  факторы. Анализ данного фактора показал, что немалую часть постоянных клиентов в настоящее время составляют люди пожилого возраста, т.к. фирма создана еще в 1970-х годах. Ее известность и доверие к ней остаются главными факторами надежности для данной категории туристов.

         Частыми клиентами фирмы стали  семьи, группы школьников в  период каникул, молодые люди - в целях активного отдыха. Учащаются  случаи индивидуального подбора  маршрута, в соответствии с требованиями туристов. Исходя из этого менеджеры составляют и разрабатывают направления более часто спрашиваемые этими группами населения.

       Единственный  фактор, который ограничивает людей  в путешествии – это низкий уровень заработной платы. Но за последние годы произошел значительный рост количества туристов. Это свидетельствует о росте уровня жизни населения Пермской области.

       2. Природные факторы. Немаловажную роль в выборе маршрута играют природные условия того или иного региона или страны. Наибольшим спросом у пермяков в летнее время пользуются районы южного побережья, загородные базы отдыха, туристические походы и страны с постоянным мягким и теплым климатом.

       3. Научно-технические факторы. Данная туристическая фирма отслеживает новинки в области техники, с целью модернизации и облегчения труда в области обслуживания клиентов. Так, например, со многими московскими туроператорами ведется работа в системе On-line, что значительно уменьшает объем и скорость работы. Интенсивно в своей работе использует услуги Internet, т.к. деловая переписка с туроператорами и турагентами ведется по глобальной сети.

       4. Политико-правовые факторы. Государственная поддержка в сфере туризма в Пермской области предполагает (ЗС Пермской области, Постановление от 17 февраля 2005 г. N 2086 «О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2010 ГОДЫ»):

  • Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в областной бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Пермской области).
  • Действие данных льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части приоритетных направлений туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 процентов.
  • Создание областного информационно-аналитического туристского центра с сетью представительств в территориях.
  • Создание и наполнение раздела по туризму на региональном интернет-сайте.
  • Разработку и реализацию рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, организация проведения рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации).
  • Организацию участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках единым региональным туристским стендом с привлечением органов местного самоуправления.(№4, с. 12).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности турфирмы