Анализ внешней среды организации на примере ОАО "Таттелеком"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.

Задачи курсового исследования:

◦рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
◦охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
◦представить методы исследования внешней среды организации;
◦изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
◦сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5

1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5

1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8

1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…12

1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...16

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..21

2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 21

2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..23

2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..27

2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

      В связи с относительной стабильностью компании в условиях мирового экономического кризиса происходит усовершенствование  структуры, качества и укрупнение центров связи, о чем свидетельствует результат объединения крупнейших операторов связи в единую компанию ОАО «Таттелеком». Как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы услуг связи, также происходит распространение качественно новых услуг связи, таких, как IP телефония, Интернет, сотовая связь, о чем свидетельствует  увеличение сотовых и Интернет - компаний, как в регионе, так и по стране в целом.  В результате в ОАО «Таттелеком» за период с 2000 по 2009 год наметились не только процессы стабилизации, но и повышение уровня экономических показателей,  в силу увеличения спроса на услуги телефонных компаний и соответственно рост объемов оказываемых услуг, и улучшение их качества (в частности из-за высокой конкуренции).

    Политическую  компоненту макроокружения организации  на данный этап времени в целом  по стране и в Республике Татарстан можно охарактеризовать как стабильную. В республике особое внимание традиционно уделяется упрочению межэтнического мира и согласия. В Татарстане проживают представители 115 национальностей. Татарстанская модель межнациональных и межконфессиональных отношений уже получила международное признание. Гражданский мир и согласие, добрососедство и толерантность, стабильная социально-экономическая обстановка стали своеобразной визитной карточкой республики. Основа государственной политики в сфере национальных и межконфессиональных отношений — это достижение взаимопонимания в вопросах свободы совести и вероисповедания, твердая позиция по недопущению в Татарстане проявлений религиозного экстремизма.

      Правовая  среда  отрасли связи регулируется  федеральным законом «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2005 г., а в мае 2006 г. в него были дополнительно внесены еще некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна и закон «О связи» соответствует всем требованиям современного законодательства.

      Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы экономического развития.

      ОАО «Таттелеком» является неотъемлемым элементом  социальной инфраструктуры столицы  Республики Татарстан и одной  из наиболее передовых и интенсивно развивающихся телекоммуникационных компаний Российской Федерации. Ярким подтверждением этого факта стало получение предприятием в 2001 г. сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСO 9001-2001. Так, ОАО «Таттелеком» официально признано современным предприятием связи европейского уровня20.

      Не  остается в стороне и такой  немаловажный вопрос, как благотворительность. Компания постоянно выступает в качестве мецената, спонсора различных крупных мероприятий не только республиканского, но и федерального масштаба. «Таттелеком» регулярно оказывает помощь Лаишевскому детскому ордену милосердия им. Денежкина, оказывает помощь в приобретении медицинского оборудования для медицинских учреждений Казани, старается посильно помогать казанским домам малюток и отделениям отказных детей при детских стационарах, общеобразовательным учреждениям, детским садам.

      В целом ситуация, складывающаяся в  социальной сфере оказывает значительное влияние на ОАО «Таттелеком», так как подавляющий объем услуг организации потребляется  населением, чей уровень доходов растет (см. Приложения 3,4), постоянно происходят прибавки к пенсиям, активно субсидируются  расходы на связь и другие услуги для пенсионеров. Но несмотря на это происходит увеличение смертности как в стране, так и в регионе в целом, что негативно сказывается на социальной обстановке в России, но все-таки, как выяснилось, этот показатель незначительно влияет на потребление услуг связи, поэтому социальную обстановку вокруг ОАО «Таттелеком» можно охарактеризовать как стабильную.

      Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий.

      Сегодня ОАО «Таттелеком» занимает лидирующую на рынке проводной связи республики и продолжает динамично развиваться, улучшая качество связи, выходя на передовые рубежи по уровню цифровизации. В ноябре 2008 года ОАО «Таттелеком» первым в России 100% завершил цифровизацию сельских телефонных сетей, заменив все аналоговые АТС в городах республики на оборудование уровня NGN. Одновременно с заменой аналогового оборудования были модернизированы внутригородские транспортные сети, скорость передачи данных по которым составила от 1 до 10 ГигаБит/с. Повсеместно внедрена технология мультипротокольной коммутации на основе меток MPLS21.

     Последняя составляющая макроокружения ОАО «Таттелеком» - природно-географическая. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона хорошо развиты, вследствие чего он не является зависимым  от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны. Это положительно отражается на предприятиях республики, так как не приходится завозить сырье из других регионов.  

      2.3 Анализ микроокружения

      Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктуру.

     При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО «Таттелеком» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО «Таттелеком» является производителем услуг народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на  долю юридических  лиц, потребляющих услуги  ОАО «Таттелеком» также приходится значительная доля от общего объема предоставляемых услуг (более 50% для делового сектора). Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%).

     Как известно, телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек.

     ОАО «Таттелеком» уделяет большое внимание улучшению качества обслуживания абонентов. Наряду с изменением фирменного стиля, меняются и принципы обслуживания клиентов: внесены изменения в построение работы с клиентами в офисах продаж и в сфере предоставляемых услуг.

     Философия ОАО «Таттелеком» - философия предприятия XXI века. Это в первую очередь философия ответственности за свою деятельность, осознания себя как субъекта социального управления, осуществляющего через свою деятельность разнообразные воздействия на социальную среду. «Мы ориентированы на обращение к обществу, а значит к клиенту. Основная идея – удовлетворять и превосходить ожидания потребителей в качестве производимой нами продукции. Наши принципы: высокий имидж предприятия у потребителя – прежде всего, проблемы абонента – наши проблемы, не останавливаться на достигнутом22».

     Если  же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм – поставщиков  являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ОАО «Таттелеком», но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием. И если по какой – то причине эти страны откажутся поставлять нам это оборудование, то данное предприятие не сможет обеспечить производство своих услуг, что грозит серьезными последствиями. Поэтому нашей стране стоит развивать инновационные технологии и всерьез задуматься об этой проблеме.

     При анализе микроокружения ОАО «Таттелеком» также следует изучить конкурентов. В РТ у ОАО «Таттелеком» существуют несколько непосредственных конкурентов: ОАО «Казанская Городская Телефонная Сеть» - «КГТС», ООО «Телесет», ОАО «Интелсет», ОАО «ТРК «ТВТ», ОАО «Комтат», ОАО «ТНПКО».

     По количеству пользователей Интернет:

     30 000 заявленных пользователей ОАО «Таттелеком» (вместе с подключенными по ISDN и выделенным линиям) занимает около 21% рынка;

     12 000 пользователей ОАО «КГТС» - 8,5 %;

     5000 пользователей ОАО «ТРК «ТВТ» - 2,8% и т.д.

     В итоге – 30% рынка Интернет-услуг приходятся  всего лишь на трех игроков. При этом мы еще не учли доли таких крупных компаний, как «Телесет», «Интелсет», «МЭЛТ»,» «BanCorp», «ТНПКО» и «Комтат». 

     Преимущества  ОАО «Таттелеком» над конкурентами:

     Стабильная  компания, занимающая лидирующее положение на рынке;

     Огромный  опыт в сфере оказания телекоммуникационных услуг;

     Широкий спектр предоставляемых услуг;

     Новые технологии (скоростной интернет, виртуальные  номера, IP-телефония);

     Услуги  видеоконференцсвязи, видеосвязи;

     Предоставление услуги Wi-Fi;

     Круглосуточное  обслуживание клиентов;

     Гибкие  тарифные планы на услуги Интернета, IP-телефонии;

     Высококвалифицированные специалисты;

     Большое количество рекламных акций;

     Высокое качество междугородной и международной  связи;

     Большой выбор дополнительных услуг;

     Наличие круглосуточной справочной службы (118-08);

     Предоставление  кредита и рассрочки;

     Домовые сети (оптика в дом);

     ПКД (пункты коллективного доступа в  Интернет).

     Далее при анализе микроокружения следует  исследовать рынок рабочей силы. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Таттелеком», так как рынок рабочей силы в настоящее время насыщен кадрами для работы на данном предприятии, и при необходимости набор кадров будет произведен без особых затруднений. Малое влияние такого фактора, как рабочая сила объясняется еще и тем, что ОАО «Таттелеком» постоянно ведет переподготовку кадров, ее переквалификацию и не имеет проблем с ценными кадрами.

     При оценке инфраструктуры следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная составляющая. Это не случайно, так как территория республики характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. 

     2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды

     Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на ОАО «Таттелеком» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие.

     В целом можно отметить, что на ОАО «Таттелеком» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как в повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел работы с массовым рынком, отдел маркетинга, пресс-служба, отдел управления взаимоотношениями с клиентами, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.

     Однако  анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных  подразделений (аналогично обстоит  дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО «Таттелеком» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением отдела маркетинга).

     По  вышеизложенным причинам для повышения  эффективности анализа внешней  среды на ОАО «Таттелеком» предлагается использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур.

Информация о работе Анализ внешней среды организации на примере ОАО "Таттелеком"