Цели и основные функции менеджмента в туриндустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Система менеджмента - это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Целью менеджмента является обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке в туриндустрии.

Содержание

Введение 3
1. Цели менеджмента в туриндустрии 5
2. Функции менеджмента туризма 8
2.1 Функция планирования 9
2.2 Функция организация 11
2.3 Функция мотивация 14
2.4 Функция координация 17
2.5 Функция контроля 17
3. Современная теория мотивации 23
3.1 Современные теории мотивации. Иерархия потребностей, по Маслоу. 23
3.2 Процессуальные теории мотивации 24
3.3 Двухфакторная теория Герцберга 27
3.4 Теория потребностей Мак-Клелланда 27
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

   Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления' планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджеров на всех уровнях оценивают по двум основным критериям: результативности (т е возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь результата с наименьшими затратами). 

 

    3. Современные теории мотивации 

   Различные теории психологического и организационно-экономического направления можно разделить на две группы:

  1. содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это термин А. Маслоу, Ф. Герцберга и др );
  2. процессуальные теории мотивации более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).

   Названные теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С  учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории).

   То, что оказывается лучшим для мотивации  одних людей, совершенно непригодно для других.

   3.1 Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей, по Маслоу

   Маслоу  из всего разнообразия потребностей выделяет пять:

  1. физиологические потребности;
  2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;
  3. социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.);
  4. потребности в уважении;
  5. потребности самовыражения.

   По  теории Маслоу все потребности можно  расположить в виде строгой иерархической  структуры (рис.3).

Рис. 3.

     Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

   В итоге вывод: если Вы руководитель, то Вам нужно решить, какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет эффективно работать все время.

   Теория  Маслоу имеет свои недостатки Видимо, четкой идеи ступенчатой иерархической  структуры потребностей, по Маслоу, не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека

   В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений. Разные люди любят разные вещи.

   3.2 Процессуальные теории мотивации

   В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями

   Имеются три основные процессуальные теории мотивации теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера

   Основная  мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого Ожидание – оценка личностью вероятности определенного события Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение; вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением).

   То, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает ответ теория справедливости. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу

   Если  сравнение показывает дисбаланс  и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых усилий либо уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо стремиться повысить вознаграждение

   Те  же сотрудники, которые считают, что  им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.

   Основной  вывод теории справедливости для  практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда

   Менеджеру, однако, следует иметь в виду, что оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Здесь играет роль чувство личного "Я"

   Л Портер и Э Лоулер разработали  комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости (модель Портера-Лоулера), т.е. в их модели фигурирует пять переменных' затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

   Согласно  модели Портера-Лоулера, достигнутые  результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Рассмотрим схему. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных затраченных усилий, способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь как внутренние (а – чувство удовлетворения, самоуважение и т.п ) , так и внешние (б – похвалы руководителя, премия, продвижение по службе) вознаграждения. Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

   Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. Ученые считают, что чувство выполненной  работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности труда. Практика управления подтверждает эту мысль, высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его

   В связи с тем, что существуют различные  пути мотивации, менеджер должен-

   во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника Данные критерии, сведенные воедино, формируют какую-то личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение

   Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду окружения, которая будет способствовать мотивации сотрудников. Данная окружающая среда, или организационный климат, окажет существенное влияние на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников, которые значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;

   во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;

   в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей (эффективно), он должен четко представлять себе и понимать, что от него ждут. Это важно не только потому, что сотрудники знают об ожиданиях своих менеджеров, но им нужно говорить и о том, как они выполняют свою работу. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.

   3.3 Двухфакторная теория Герцберга

   Во  второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях

   Герцберг  выделил две категории факторов:

   гигиены – политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля над работой,

   мотивации – успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста.

   Теория  мотивации Герцберга имеет много  общего с теорией Маслоу. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу.

   3.4 Теория потребностей Мак-Клелланда

   Данная  теория основной упор делает на потребности  высших уровней, согласно, с чем выделяются три типа потребности власть, успех и причастность

   Потребность властижелание воздействовать на других людей. Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность к проявлению своего влияния

   Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения

   Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.

 

   Заключение

   Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

   Функции управления – это конкретный вид  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы.

   Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными.

   Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Чаще всего они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

   Если  менеджер желает обеспечить «безоблачное»  будущее своему предприятию (организации), он должен постоянно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования, речь о котором идет во втором пункте курсовой работы. Если работа спланирована, то она должна быть организована, о чем говорится в третьем пункте. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером, функция мотивации рассматривается в четвертом пункте. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда, суть функции контроля раскрывается в пятом пункте. Как видим, все четыре функции связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выбросишь.

Информация о работе Цели и основные функции менеджмента в туриндустрии