Что должен знать и какими качествами должен обладать современный менеджер

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только простыми, сухими, заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные факторы), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные факторы), а также учитывать влияние организации на общество.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 Менеджер-лидер  является ключевой фигурой в  управлении организацией, а лидерство – венцом управленческой деятельности. Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности. Организация не может существовать без менеджеров. 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, то есть обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. 

Природа лидерства  может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник – подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями “лидер – последователь”.  

Быть менеджером, еще не значит автоматически считаться  лидером в организации, так как  лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

Лидерство – это  тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером  и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей, и ситуационных переменных. 

Таблица 1. Различие между менеджером и лидером.

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим  целям
План –  основа действий Видение – основа действий
Полагается  на систему Полагается на людей
Использует  доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Даёт импульс  движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения  в реальность
Делает  дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
 
 

Менеджер – это  человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и, помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. 

Менеджеры имеют  тенденцию занимать пассивную позицию  по отношению к целям. Чаще всего  они по необходимости ориентируются  на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. 

Менеджеры склонны  разрабатывать свои действия в деталях  и во времени, планировать привлечение  и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. 

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. 

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они  кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Подчиненным внушает  доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий  решения, честно признающий ошибки. Росту  авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. 

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно. 

Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые ему, в обязательном порядке, должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. 

     К личным  качествам в первую очередь  относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение  норм общечеловеческой морали, скромность  и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. 

     Менеджер  должен быть принципиален во  всех вопросах, уметь противостоять  давлению как “сверху”, так и  “снизу”, последовательно и твердо  стоять на своем, не скрывать  своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. 

     Работа  менеджера чрезвычайно тяжела, и  поэтому одним из его важнейших  личных качеств должно быть  хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен. 

     Однако  одного физического здоровья  менеджеру недостаточно. Он должен  быть еще и эмоционально здоровым  человеком, иначе просто не  выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. 

     Поэтому  нужно заранее формировать у  себя положительные эмоции: сопереживание,  делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность  и любознательность, помогающие  продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность. 

     Принятие  управленческих решений требует  от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении  и готовности идти навстречу  острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. 

     Современный  менеджер должен активно бороться  с собственными недостатками; формировать  у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью. 

     Другая  группа качеств, необходимых любому  менеджеру – профессиональные. Это  компетентность, т.е. система специальных  знаний и практических навыков.  Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая,  экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. 

     Однако  менеджер должен быть не только  хорошо подготовленной и высоко  образованной, но еще и творческой личностью. 

     От  него требуется не только верить  в свои творческие способности,  но и ценить такие способности  в других, уметь их мобилизовать  и использовать, преодолевая все  встречающиеся на пути препятствия.  Для этого необходимо быть  настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках. 

     Творчество  немыслимо без способности находить  информацию и делиться ею с  подчиненными; прислушиваться к  окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно  с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы. 

     Но  наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. 

     Очередной  группой качеств менеджера, определяющих  его, собственно говоря, как менеджера,  являются организаторские, а также  деловые качества. Они отражают  уровень организаторской культуры  менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем. 

     К организаторским  качествам нужно отнести, прежде  всего, целеустремленность. Характер  современной жизни требует от  менеджера ясных и обоснованных  целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. 

     Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру,  является деловитость. Она заключается  в умении четко и своевременно  ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. 

     Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть  способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма. 

Информация о работе Что должен знать и какими качествами должен обладать современный менеджер