Формирование технологии повышения качества продукции

Автор: a*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В ходе исполнения работы решались следующие задачи:
ознакомление с нормативной документацией по управлению качеством;
исследование эволюции всеобщего менеджмента качества;
определения основных проблем повышения качества для российских предприятий;
проведение анализа системы управления качеством на примере регионального предприятия;
разработка модели оптимизации системы управления качеством на исследуемом предприятии;
определение влияния управления качеством на эффективность производства.

Содержание

Введение 3
Система менеджмента качества 5
Возникновение системы управления качеством.
Технологии системы менеджмента качеством.
Развитие системы управления качеством в России.

Формирование технологии повышения качества продукции 18
Характеристика предприятия
Анализ системы управления качеством на предприятии
Основные модели повышения качества продукции на предприятии.

Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую эффективность предприятия. 24
Заключение. 26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

система менеджмента.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ

                                                                               стр.

      Введение             3

    1. Система менеджмента качества       5
    1. Возникновение системы управления качеством.
    1. Технологии системы менеджмента качеством.
    2. Развитие системы управления качеством в России.

          

    1. Формирование технологии повышения качества продукции           18
    1. Характеристика предприятия
    1. Анализ системы управления качеством на предприятии
    2. Основные модели повышения качества продукции на предприятии.
 
    1. Влияние реализации технологий повышения качества на экономическую  эффективность предприятия.             24

            Заключение.                   26

      Список  использованной литературы                       28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Развитие  рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального  производства: повышение конкурентоспособности национального товара; осуществление перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание национальной системы обеспечения безопасности потребляемой продукции и т.д.

       В связи с этим возникла необходимость  использования нового подхода к  решению вышеназванных задач: внедрение  системы управления качеством. Решение  проблем обеспечения конкурентоспособности  отечественной продукции, безопасности выпускаемой продукции, расширения экспорта российской продукции на западные рынки фокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции.

       За  рубежом уже давно интенсивная  конкуренция и технологическое  усложнение производства сделали наличие  руководства по управлению качеством безусловно обязательным.

       Поэтому целью представленной курсовой работы является рассмотрение технологий решения  проблем повышения качества через  пункты всеобщего управления качеством.

       При этом предпочтение отдавалось более  современным, хорошо зарекомендовавшим себя элементам.

       В ходе исполнения работы решались следующие  задачи:

    • ознакомление с нормативной документацией по управлению качеством;
    • исследование эволюции всеобщего менеджмента качества;
    • определения основных проблем повышения качества для российских предприятий;
    • проведение анализа системы управления качеством на примере регионального предприятия;
    • разработка модели оптимизации системы управления качеством на исследуемом предприятии;
    • определение влияния управления  качеством на эффективность производства.

       Работа  состоит из трех разделов. В 1разделе  раскрывается содержание всеобщей системы  управления качеством, история возникновения  менеджмента качества, его составляющих элементов, приводится стандартная  схема системы управления качеством, анализируются первые опыты использования системы на российских предприятиях.

       Во  втором разделе дается характеристика Южно-Сахалинского ликеро-водочного  завода, оценка управления качеством  продукции на данном предприятии. На основе анализа системы управления качеством разрабатывается модель управления качеством, где преобладает процессный подход и который ориентирован на потребителя алкогольной продукции.

       В третьем разделе определяется взаимосвязь  результативности менеджмента качества и прибыли предприятия через элемент затратности. При этом схематично определяются два варианта повышения прибыльности предприятия.

       В ходе исполнения работы использовались учебные пособия по управлению качеством, статьи в журнале «Методы менеджмента  качества», монографию японского ученого-экономиста Исикава К.    

         
 
 
 
 
 
 
 

  1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА
 
    1. Возникновение системы всеобщего управления качеством
 

      В условиях постоянно усиливающейся  конкуренции одним из самых весомых  аргументов в борьбе за заказчика  является высокое качество производимой продукции. Для достижения этой цели в организации должна проводится систематическая работа, эта работа должна быть направлена на увеличение удовлетворенности потребителя, посредством выполнения всех его требований. Это работа может быть определена как СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК).

      Пока  действовали первая и вторая версии стандартов ISO серии 9000 (1987 и 1994гг.) система менеджмента качества базировалась на 20 стандартах, которые рассматривали бизнес не через процессы а функционально. Эти элементы разрезали организацию по вертикали , приписывали определенные требования определенным функциям, т.е структурным подразделения предприятия. Они не решали проблемы улучшения качества продукции и были рудиментом уходящей системы представлений об эффективности разделения труда в области управления.

      Сейчас  система управления качеством базируется на процессном подходе. Процесс, продолжая  предыдущую аналогию «разрезает» организацию  не «вдоль», а «поперек». Это создает  ряд преимуществ по сравнению с функциональным подходом. Прежде всего процесс реализует одно из ключевых положений учения Э. Деминга о менеджменте, которое гласит « Ломайте барьеры между подразделениями».

      Процессный  подход к всеобщему менеджменту  на основе качества был основан в США.          

      Американский  рецепт для "японского чуда"- Total Quality Management (ТQM) или Всеобщее управление качеством, - это идеология, позволяющая компании постоянно улучшать качество работы и добиваться таким образом дополнительного конкурентного преимущества. Идеология TQM появилась в США. Однако впервые массовое применение она получила после Второй мировой войны в Японии. Туда она была завезена американцами, в частности, одним из основоположников науки управления качеством, Уильямом Демингом. По мнению самих японцев, управление качеством во многом помогло их стране потеснить американские и европейские промышленные товары.

      TQM можно представить с двух сторон: технической и идеологической. С  технической точки зрения, чтобы  повысить качество продукта компании, нужно не просто отсеивать или исправлять брак на выходе, но и следить за безупречным исполнением всех операций и бизнес-процессов, тем самым исключая саму возможность появления брака. Но чтобы это сделать, необходимо таким образом организовать и мотивировать персонал, чтобы каждый сотрудник понимал, насколько от него зависит качество конечного продукта, и желал это качество повысить.

      Проблема  повышения качества производимой продукции  является глобальной проблемой и  существует международный стандарт, который устанавливает требования к СМК – ISO 9001:2000. Стандарт ISO 9001:2000 устанавливает требования к СМК, состоящей из процессов, определенных этим стандартом.  
В таблице 1 представлены процессы СМК в соответствии со стандартом ISO 9001.
 
 
 

      Таблица 1

      ПРОЦЕСС СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В  СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ ISO 9001

Элементы системы  менеджмента качества
1 Ответственность руководителя
2 Менеджмент  ресурсов
3 Выпуск продукта
4 Измерения, анализ и улучшение 
5 Управление  нормативной документацией и записями по качеству
 
 

1.2. Технологии  всеобщей системы менеджмента  качества 

      В Японии одной из таких мотивирующих мер для персонала компаний стала  организация кружков качества, в  которых после работы занимались наиболее активные сотрудники. Это позволяло выделять среди работников энтузиастов, которые предлагали руководству свои решения по улучшению качества. Ощущение того, что их мнение может реально повлиять на работу компании, оказалось сильнейшим мотивирующим фактором. Японские топ-менеджеры стали активно проводить в жизнь идею о том, что даже самый простой рабочий на фабрике должен думать, что делает.

        На базе идеологии TQM в Японии  появилась одна из наиболее  известных технологий управления  качеством - JIT (Just In Time). JIT позволила  японским компаниям, прежде всего крупным производителям автомобилей, электроники и бытовой техники, управлять работой поставщиков. Для каждого поставщика сырья и комплектующих компания выделяет своего менеджера-контролера, который следит за качеством продукции и сроками поставок. Партнеры соглашаются на такой контроль, соблазненные долгосрочными контрактами и скидками. В 70 - 80-е гг. идеями управления качеством вновь заинтересовался Запад, где в рамках идеологии TQM появились свои собственные технологии качества. 
Например, компания Motorola разработала метод неуклонного снижения количества рабочих ошибок под названием 6 Sigma. Теперь эту технологию помимо Motorola используют крупные компании, работающие в разных отраслях: General Electric, Du Pont, Citibank, Federal Express, J.P. На основе идей TQM в конце 80-х - начале 90-х в Европе появились международные стандарты управления качеством ISO. Стандарт ISO 9000 и его модификации (в т.ч. ISO 9001) получили широкое распространение в Европе и США.

      В последнее время в научно-технической литературе часто встречается понятие «многомерный статистический контроль процессов»(МSPC), который рассматривается как комплексная технология TQM. МSPC – это современный подход к моделированию многомерных (многофакторных) процессов, основанных на применении проекционных математических методов, позволяющих выделять в больших массивах данных скрытые (латентные) переменные и анализировать связи, существующие в изучаемой системе

      Процедура применения МSPC проходит через следующие основные стадии:

    1. построение задачи, построение плана наблюдений;
    2. мониторинг процесса, сбор данных;
    3. анализ данных, установление скрытых связей между показателями;
    4. построение и проверка модели
    5. практическое применение модели для решения текущих задач;
    6. анализ практики применения и корректировка модели.

       Концепция всеобщего менеджмента качества предполагает достижение удовлетворенности  потребителя выпускаемой продукцией. Информация для принятия решений  о направлениях совершенствования  потребительских свойств, выраженная в количественной и /или качественной форме, может быть получена в результате обработки мнений экспертов (потребителей), объединенных (формально или по существу ) в комиссию.

       Экспертная  оценка- это метод получения комплексной  оценки объекта, широко применяемой в управленческой деятельности .

       Использование экспертной оценки при установлении обратной связи с потребителями  сводится к тому, что по каждому  выбранному объекту выставляется оценка эксперта по определенной шкале. Объектом может выступать сама продукция (услуга) в целом (простейший вариант) либо ряд значимых для потребителей свойств, характерных для нее и отраженных в нормативном документе на данную продукцию. Экспертные оценки должны рационально сочетаться дополняя и обогащая друг друга. Для получения комплексной оценки необходимо формировать несколько экспертных групп. Эксперты могут быть профессионалами и в пределах своих полномочий хорошо знать требования к объекту. Однако, необходимым условием проведения экспертной оценки качества продукции (услуг) является участие в ней группы потребителей, не обладающих специальными знаниями в отношении оцениваемого объекта. Ведь именно они – реальные покупатели выпускаемой продукции.

Информация о работе Формирование технологии повышения качества продукции