Технологии повышения качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза: мониторинг выступит средством повышения качества образования в Сахалинской области, если:
- предложена технология применения мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования;
- разработаны критерии и показатели мониторинга качества образования, учитывающие особенности конкретного региона;
- определена процедура применения технологии мониторинга как средства повышения качества образования в регионе;
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие ЗАДАЧИ исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт региона, касающегося оценки качества образования;
- проанализировать современное состояние проблемы мониторинга качества образования в философской, психологической и педагогической литературе;
- разработать и обосновать критерии, показатели качества образования с учетом региональной специфики и технологию применения мониторинга как средства его повышения;

Работа содержит 1 файл

курсовая_07_05_12[1].docx

— 74.71 Кб (Скачать)

    Введение:

В ближайшее десятилетие  качество образования становится ключевой проблемой российского и мирового образования.

Система образования сегодня  абсолютно не удовлетворяет требованиям  времени, является несостоятельной  по отношению к мировому порядку и мировым проблемам.

Во всём мире образование, к сожалению, является одной из самых  низкооплачиваемых сфер. На него отводится  недостаточно финансовых вложений: и  на заработные платы учителям, и  на финансирование образовательных  учреждений, и на продвижение научной  деятельности. С другой стороны, буквально  во всём мире наблюдается устойчивое падение качества образования. Такое падение вызвано различными причинами. В Российской Федерации главной причиной является систематическое разрушение государственности и проведение различного рода нововведений, которые не улучшают ситуацию, а только портят ее.

Говоря о качестве образования, необходимо учитывать, прежде всего, статистические данные, а они говорят о том, что Россия занимает 27-е место  в мире по качеству образования. На максимальную оценку 100 баллов Единый государственный экзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ.

Следует отметить, что образование  в России не только далеко от идеального в плане эффективности, но и в  плане материальных затрат на него. Это, на наш взгляд, тоже является важной причиной некачественного образования.

 Достижение современного качества  образования является главной  задачей государственной образовательной  политики РФ, основные направления  которой отражены в ряде стратегических документов: Законах РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции с изменениями и дополнениями на 2010 год), «Об утверждении Федеральной программы развития образования», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и др. это и определяет  АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ темы. По инициативе Клуба при Президиуме Генсовета «Единой России» создан Совет по качеству общего образования. Он регулярно собирается для обсуждения актуальных вопросов образования. Главой совета назначен ректор МГУ Виктор Садовничий, сопредседателями – первый вице-спикер Государственной Думы РФ Олег Морозов и член Президиума Генсовета партии Ирина Яровая.

Клуб также выступил с инициативой  проведения на региональном уровне аудита учебников, привлекая к этой работе ученых, экспертов, педагогов, Министра образования и науки Андрея Фурсенко и замминистра Исаака Калину, также представители ГПК настаивают на введении в школах общего учебника истории.

Созданные при Клубе экспертные группы (по дошкольному образованию, младших и старших классов, высшему  образованию) ведут работу над новым  законом об образовани. ГПК также  активно работает над внедрением в современный образовательный  процесс Концепции духовно-нравственного воспитания, новых образовательных стандартов.

Проблему нашего исследования: изучить технологию использования мониторинга ,как средства повышения качества образования с учетом особенностей и проблем .(на примере г.Южно-Сахалинска).

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования —  качество образования в регионе.

Предмет исследования — технологии и мониторинг ,как  средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска).

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза: мониторинг выступит средством повышения качества образования в Сахалинской области, если:

- предложена технология  применения мониторинга как средства  повышения качества дошкольного  образования; 

- разработаны критерии  и показатели мониторинга качества  образования, учитывающие особенности  конкретного региона; 

- определена процедура  применения технологии мониторинга  как средства повышения качества  образования в регионе; 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие ЗАДАЧИ исследования:

-рассмотреть понятия  «образование» и « качество  образования»;

-рассмотреть опыт региона,  касающегося оценки качества  образования;

- проанализировать современное  состояние проблемы мониторинга  качества образования в философской,  психологической и педагогической  литературе;

- разработать и обосновать  критерии, показатели качества образования  с учетом региональной специфики  и технологию применения мониторинга  как средства его повышения; 

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие МЕТОДЫ исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, сравнительно-обобщающий анализ нормативных документов, законодательных актов Российской Федерации в области образования, учебно-методических материалов, данных, полученных в ходе мониторинга, систематизация и педагогическая интерпретация базовых понятий исследования, проектирование целей и содержания мониторинга образования в субъекте РФ; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

 

ГЛАВА 1. Управление  реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования. 

1.1 Роль  и задачи  реформирования  системы школьного образования  в современном обществе.

       Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.  Образование является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

 Новая школа - это  институт, соответствующий целям  опережающего развития. В школе  будет обеспечено изучение не  только достижений прошлого, но  и технологий, которые пригодятся  в будущем. Ребята будут вовлечены  в исследовательские проекты  и творческие занятия, чтобы  научиться изобретать, понимать  и осваивать новое, выражать  собственные мысли, принимать  решения и помогать друг другу,  формулировать интересы и осознавать  возможности.

       Новая  школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться  успешная социализация детей  с ограниченными возможностями  здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

       Новая  школа - это новые учителя, открытые  ко всему новому, понимающие детскую  психологию и особенности развития  школьников, хорошо знающие свой  предмет. Задача учителя - помочь  ребятам найти себя в будущем,  стать самостоятельными, творческими  и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые  к интересам школьников, открытые  ко всему новому учителя - ключевая  особенность школы будущего. В  такой школе изменится роль  директора, повысится степень  его свободы и уровень ответственности.

        Новая  школа - это центр взаимодействия  как с родителями и местным  сообществом, так и с учреждениями  культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной  сферы. Школы как центры досуга  будут открыты в будние и  воскресные дни, а школьные  праздники, концерты, спектакли,  спортивные мероприятия будут  местом семейного отдыха.

      Новая школа  - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными  архитектурными и дизайнерскими  решениями, с добротной и функциональной  школьной архитектурой - столовой  с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным  учебным оборудованием, широкополосным  Интернетом, грамотными учебниками  и интерактивными учебными пособиями,  условиями для занятий спортом  и творчеством.

        Новая  школа - это современная система  оценки качества образования,  которая должна обеспечивать  нас достоверной информацией  о том, как работают и отдельные  образовательные учреждения, и система  образования в целом.

Основные направления  развития общего образования

  1. Переход на новые образовательные стандарты.

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому  предмету, обязательных для изучения каждым учеником, уже осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе есть: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать  систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й  классы. Механизмы независимой экспертизы  уже  существуют силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

     Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того  введен мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

 

 

 

2. Развитие системы  поддержки талантливых детей

 В ближайшие годы  в России будет выстроена разветвленная  система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.    Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

  Следует продолжать распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

  Работа с одаренными  детьми должна быть экономически  целесообразной. Норматив подушевого  финансирования следует определять  в соответствии с особенностями  школьников, а не только образовательного  учреждения. Учитель, благодаря которому  школьник добился высоких результатов,  должен получать значительные  стимулирующие выплаты.

 

 3. Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему  моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской  профессии молодых талантливых  людей.

Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать  человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который  позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых  преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических  механизмов реально приводит к росту  оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах  Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

Информация о работе Технологии повышения качества образования